Личный кабинет

В каком случае перерыв на обед включается в рабочее время?

В каком случае перерыв на обед включается в рабочее время?

Документ

Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19.01.2023 № 88-186/2023

Комментарий

Время перерыва для отдыха и питания не включается в рабочее время (ч. 1 ст. 108 ТК РФ). По мнению Восьмого КСОЮ, эта норма не работает, если сотрудник не вправе покидать рабочее место в течение смены.

Спор возник по вопросу оплаты сверхурочной работы машиниста-кочегара. Ему была установлена рабочая смена продолжительностью 12 часов с перерывом на обед от 30 минут до 2 часов, при этом он не мог покинуть котельную, поскольку необходимо постоянно следить за давлением и работой котла. При расчете заработной платы сотрудника работодатель не учитывал обеденный перерыв. Однако судьи с таким подходом не согласились. Как указано в определении от 19.01.2023 № 88-186/2023, работа сотрудника носит непрерывный характер, он не вправе покидать рабочее место в течение рабочей смены, то есть не может использовать время отдыха по собственному усмотрению. Таким образом, работодатель был обязан учитывать и оплачивать сотруднику рабочее время по 12 часов за смену.

В результате такого пересчета у сотрудника образовались часы сверхурочной работы, которые суд обязал оплатить по правилам ст. 152 ТК РФ.

Отметим, что большинство судов ранее такой подход не поддерживали. Так, например, Третий КСОЮ отказался включать в рабочее время обеденный перерыв, несмотря на то что сотрудник не мог покинуть рабочее место (см. комментарий к определению от 27.10.2021 № 88-15140/2021).

В какие месяцы налоговая служба разрешила не представлять персонифицированные сведения?

Документ

Письмо ФНС России от 06.03.2023 № БС-4-11/2593@

Комментарий

Персонифицированные сведения (далее – Сведения) не требуется подавать в те месяцы, на которые приходится сдача расчета по страховым взносам (РСВ). В ФНС России пояснили, что данные, которые содержатся в Сведениях, идентичны информации, которая включена в раздел 3 расчета по взносам (письмо от 06.03.2023 № БС-4-11/2593@). Поэтому работодатели (заказчики) вправе подавать Сведения только за первый и второй месяцы из последних трех месяцев отчетного (расчетного) периода. Сведения за третий месяц войдут в состав РСВ за соответствующий отчетный период.

Напомним, что согласно п. 7 ст. 431 НК РФ:

  • расчет по страховым взносам необходимо подавать не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным (расчетным) периодом,
  • Сведения нужно подавать ежемесячно не позднее 25-го числа.

С учетом разъяснений налоговой службы и норм НК РФ работодатели (заказчики) обязаны подавать Сведения в следующие месяцы:

  • февраль (за январь);
  • март (за февраль);
  • май (за апрель);
  • июнь (за май);
  • август (за июль);
  • сентябрь (за август);
  • ноябрь (за октябрь);
  • декабрь (за ноябрь).

Представлять Сведения в иные месяцы (январь, апрель, июль, октябрь) – это право, но не обязанность плательщика взносов, поскольку эти же данные будут отражены в разделе 3 расчета по страховым взносам:

  • Сведения за март (которые подаются в апреле) – в РСВ за первый квартал;
  • Сведения за июнь (которые подаются в июле) – в РСВ за полугодие;
  • Сведения за сентябрь (которые подаются в октябре) – в РСВ за девять месяцев;
  • Сведения за декабрь (которые подаются в январе) – в РСВ за календарный год.

Как с 2023 года самозанятым платить НПД?

Документ

Письмо ФНС России от 10.03.2023 № АБ-3-20/3431@

Комментарий

С 01.01.2023 физлица, работающие на НПД, должны уплачивать налог по итогам месяца не позднее 28-го числа следующего месяца. О сумме налога за истекший период контролеры уведомляют плательщика через мобильное приложение "Мой налог" не позднее 12-го числа (ч. 1 ст. 9ч. 23 ст. 11 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ).

В письме от 10.03.2023 № АБ-3-20/3431@ ФНС России сообщила, что в связи с техническими работами по переходу на ЕНС налоговые платежи поступали с задержкой. При этом датой исполнения обязательств по уплате налога самозанятыми является дата оплаты квитанции (списания средств со счета). Если налог был оплачен в срок, задолженность и пени в мобильном приложении и веб-версии мобильного приложения "Мой налог" были аннулированы после проведения платежа.

Напомним, налог при НПД можно платить единым налоговым платежом или на отдельный КБК.

Для расчета больничных установят максимальный размер дневного заработка

Документ

Законопроект № 242381-8

Комментарий

Госдума РФ в трех чтениях приняла закон, который вносит поправки в порядок исчисления пособия по временной нетрудоспособности.

Суть поправок в том, что фактический размер среднего дневного заработка нужно сравнивать с его максимальным размером (в данный момент такого требования нет). Максимальный размер будет рассчитываться в том же порядке, что и при расчете пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком.

Напомним, что он определяется по следующей формуле (ч. 3.3 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ, далее – Закон № 255-ФЗ):

максимальный размер среднего дневного заработка = сумма предельных величин базы по страховым взносам за расчетный период / 730

В 2023 году максимум составляет 2 736,99 руб. ((966 000 руб. + 1 032 000 руб.) / 730)).

Соответственно, если фактический средний дневной заработок работника (исполнителя) окажется больше максимального размера, рассчитать пособие необходимо исходя из максимума.

Поправки, вероятнее всего, предусмотрены для того, чтобы ограничить размер пособия по нетрудоспособности в случае, когда из расчетного периода исключаются дни приостановления трудового договора или прохождения государственной гражданской службы. Соответствующие поправки действуют с 07.10.2022 (см. комментарий).

Пример расчета пособия до изменений, внесенных в Закон № 255-ФЗ.

Листок нетрудоспособности сотруднику открыт в марте 2023 года на 8 дней. В 2022 году в течение 90 дней его трудовой договор был приостановлен, т. к. работника призвали на военную службу по мобилизации. Заработок за 2021 год у него составляет

1 200 000 руб., а за 2022 год – 1 500 000 руб.

Поскольку согласно ч. 3.2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ  заработок за каждый год расчетного периода учитывается в сумме, не превышающей предельный размер базы по взносам на соответствующий год, средний заработок работника равен 1 998 000 руб. (966 000 руб. + 1 032 000 руб.).

Средний дневной заработок составляет 3 121, 88 руб. (1 998 000 руб. / (730 дн. – 90 дн.)).

Следовательно, пособие должно быть назначено в размере 24 975, 04 руб. (3 121, 88 руб. х 8 дней).

Пример расчета пособия после вступления в силу поправок в Закон № 255-ФЗ.

Воспользуемся условиями предыдущего примера.

Фактический средний дневной заработок сотрудника необходимо сравнить с максимальным размером среднего дневного заработка.

3 121, 88 руб. > 2 736,99 руб.

Соответственно, для дальнейшего расчета нужно ориентироваться на максимум, установленный законом, а именно – 2 736,99 руб.

Пособие в таком случае будет назначено в сумме 21 895,92 руб. (2 736,99 руб. x  8 дн.).

В ближайшее время комментируемые поправки вступят в силу. В связи с этим СФР письмом от 09.03.2023 № 14-20/35261 сообщил следующее. Если нетрудоспособность сотрудника (исполнителя), подтвержденная больничным листом, возникла (возникнет) до начала действия изменений, пособие по такому страховому случаю нужно назначать по прежним правилам, то есть сравнение с максимальным средним заработком производить не нужно.

Смягчена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов (взносов)

Документ

Федеральный закон от 18.03.2023 № 78-ФЗ

Комментарий

Федеральным законом от 18.03.2023 № 78-ФЗ в УК РФ внесены поправки, смягчающие ответственность за преступления в сфере уплаты налогов (страховых взносов), совершенные в особо крупном размере.

До 5 лет снижен максимальный срок лишения свободы, предусмотренный:

  • ч. 2 ст. 199 УК РФ за уклонение от уплаты налогов, сборов и страховых взносов в особо крупном размере (сейчас 6 лет);
  • ч. 2 ст. 199.1 УК РФ за неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента в особо крупном размере (сейчас 6 лет);
  • ч. 2 ст. 199.2 УК РФ за сокрытие денежных средств (либо имущества) организации (ИП), за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов, в особо крупном размере (сейчас 7 лет).

За уклонение от уплаты взносов на травматизм в особо крупном размере максимальный срок лишения свободы снижен с 4 до 3 лет (ч. 2 ст. 199.4 УК РФ).

Также комментируемый закон дополнил основания отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения – ст. 24 УПК РФ. Так, уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное уголовное дело подлежит прекращению, если организация (ИП) в полном объеме уплатит недоимку, пени и штрафы по налогам и страховым взносам (в т. ч. на травматизм).

Новые нормы вступают в силу с 29.03.2023.

Отметим, уголовный закон, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение преступника, имеет обратную силу (ст. 10 УК РФ). Иначе говоря, положения такого закона распространяются на лиц, совершивших соответствующие деяния до его вступления в силу.

Нужно ли сообщать в службу занятости об организации дистанционной (удаленной) работы?

Документ

Письмо Минтруда России от 10.03.2023 № 16-1/ООГ-455

Комментарий

Работодатель обязан представлять в службу занятости населения следующие сведения:

  • о принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности ИП, сокращении численности (штата) работников и возможном расторжении трудовых договоров;
  • о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели;
  • о введении режима простоя (о приостановке производства);
  • о применении в отношении работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве);
  • о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов;
  • информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов.

Это следует из п. 2 и 3 ст. 25 Закона от 19.04.1991 № 1032-1.

Законом от 19.04.1991 № 1032-1 не предусмотрена обязанность работодателей уведомлять службу занятости населения об организации дистанционной (удаленной) работы. Однако для представления указанных сведений в службу занятости утверждена отдельная форма отчета (приложение № 4 к приказу Минтруда России от 26.01.2022 № 24). Считаем, что представление отчета об организации дистанционной (удаленной) работы не является обязательным. Однако Минтруд России рекомендует представлять такой отчет, если  перевод работника на дистанционный (удаленный) режим работы связан со сложившейся в организации ситуацией, которая может повлечь негативные последствия для деятельности организации и массовое высвобождение работников.

Минфин рассказал о последствиях нарушения сроков при проверке

Документ

Письмо Минфина России от 24.01.2023 № 03-02-07/5069

Комментарий

Безусловным поводом для отмены решения, принятого налоговой инспекцией по результатам проверки, могут быть только существенные нарушения процедуры. Это непредоставление налогоплательщику возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки (лично или через представителя), а также возможности представить объяснения. Нарушения процедурных сроков, допущенные инспекцией, к существенным не относятся. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 24.01.2023 № 03-02-07/5069. В своих рассуждениях Минфин России сослался на определение Конституционного Суда РФ от 20.04.2017 № 790-О.

Вместе с тем в комментируемом письме отмечается, что несоблюдение инспекцией процедурных сроков имеет последствия. Не должны сдвигаться сроки принятия мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке. Здесь, правда, нужно заметить, что на основе правовой позиции, приведенной в Определении Верховного Суда РФ от 05.07.2021 № 307-ЭС21-2135, сроки проведения проверки и вынесения решения по ней отделены от сроков на взыскание доначисленных сумм. Это значит, что период, в течение которого ИФНС может провести взыскания, нужно рассчитывать в два этапа.

На первом считается срок для внесудебного взыскания. Здесь сначала складываются все установленные НК РФ процедурные сроки, которые ИФНС должна соблюдать на стадии вынесения решения (направления налогоплательщику акта проверки, рассмотрения материалов, вручения решения, рассмотрения жалобы и вручения решения по ней, выставления требования и его добровольного исполнения). От полученной даты отсчитывается двухмесячный срок на вынесение решения о взыскании недоимки за счет денежных средств на банковских счетах налогоплательщика. И если до определенной таким образом даты ИФНС не успела принять решение о взыскании, то все последующие ее решения (о взыскании, о приостановлении операций по счетам, об обращении взыскания на иное имущество) признаются незаконными и подлежат отмене. Однако сама недоимка при этом не превращается в безнадежную к взысканию, поскольку возникает второй этап – взыскание доначисленных сумм через суд. В этом случае срок давности составляет два года, отсчет которых ведется с даты истечения срока на добровольное исполнение выставленного инспекторами требования. Подобные выводы судов мы приводили ранее (см. новость 1новость 2).

По какой форме отчитываться в службу занятости о вакансиях?

Документ

Письмо Минтруда России от 17.02.2023 № 16-1/ООГ-257

Комментарий

Работодатели обязаны ежемесячно представлять в службу занятости населения сведения о свободных рабочих местах и вакантных должностях (п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1). Минтруд России пояснил, что сведения о вакансиях необходимо представлять в службу занятости населения по форме, утвержденной приказом Минтруда России от 20.10.2021 № 738н. Она приведена в приложении № 9 к Приказу № 738н.

Если у работодателей среднесписочная численность сотрудников за предшествующий календарный год превышает 25 человек, они обязаны размещать указанные сведения в электронной форме на Единой цифровой платформе (ЕЦП) "Работа в России" (п. 3.2 ст. 25 Закона РФ № 1032-1). Эти требования распространяются и на вновь созданные организации, у которых среднесписочная численность сотрудников превышает 25 человек. Правила представления работодателем сведений в СЗН утверждены постановлением Правительства России от 30.12.2021 № 2576 (далее – Правила).

Другие работодатели могут представлять сведения (п. 3 Правил):

  • через ЕЦП "Работа в России",
  • непосредственно в службу занятости: сведения можно подавать лично, направить по почте с описью вложения либо в форме электронного документа.

Если работодатель зарегистрировался на ЕЦП "Работа в России", но не разместил информацию о вакансиях, считается, что он проинформировал службу занятости об отсутствии вакансий (п. 40 Правил, утв. постановлением Правительства России от 13.05.2022 № 867).


Все новости

Налоговый календарь 1С:Мультибух 54ФЗ БизнесСтарт Как отличить фирменный продукт от подделки 54-ФЗ 8+4 1C:Fresh