Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2021 № 16АП-4379/2019
Организация (поставщик) в связи с невозможностью поставки товара вернула 30.06.2018 из кассы покупателю полученную ранее предоплату в размере более 50 млн руб. Кассовый чек на возврат прихода поставщик не оформил, но оформил чек коррекции 14.06.2019 (после вручения 13.06.2019 уведомления о явке в налоговую инспекцию для дачи показаний). В ходе проверки налоговая инспекция составила акт (от 17.06.2019). Затем проверяющие оформили протокол об административном нарушении (от 17.06.2019) и привлекли организацию (постановление от 28.06.2019) к административной ответственности за неприменение онлайн-кассы (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ) в виде штрафа в размере 38,5 млн руб. (минимальный штраф, составляющий ¾ от суммы расчета).
Суд не согласился со штрафом по следующим причинам. С 31.07.2020 примечание к ст. 14.5 КоАП РФ звучит так (см. здесь): лицо, направившее в налоговый орган чек коррекции, освобождается от административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, если:
Новые условия КоАП РФ об избежании административной ответственности имеют обратную силу и соблюдены организацией (ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ).
Чек коррекции с верными реквизитами оформлен организацией 14.06.2019, то есть до составления акта (17.06.2019) и постановления о привлечении к ответственности (28.06.2019).
Осведомленность налогового органа на 14.06.2019 (дата оформления чека коррекции) о совершенном правонарушении не доказана.
Также суд отметил, что составление чека коррекции по истечении длительного времени и после получения организацией сообщения о предстоящей проверке не имеет значения при освобождении от административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. Поэтому привлечение к ответственности за неприменение ККТ незаконно.
Вопрос аудитору
В организации один сотрудник – директор. Отчетность по форме СЗВ-М за него за май 2021 года сдана до вступления в силу нового постановления об утверждении СЗВ-М. Нужно ли сдавать СЗВ-М еще раз по новой форме? Какая ответственность грозит организации?
Порядок представления сведений персонифицированного учета установлен Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ (далее – Закон № 27-ФЗ).
Согласно п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ страхователи ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (месяцем), представляют сведения по форме СЗВ-М о каждом работающем застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведений науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе).
Законодательство не позволяет сдать отчетность по форме СЗВ-М до окончания отчетного периода.
С 30 мая 2021 года форма СЗВ-М и порядок ее заполнения утверждены постановлением Правления ПФ РФ от 15.04.2021 № 103п (далее – Порядок заполнения).
СЗВ-М содержит раздел "Тип формы (код)", который обязателен к заполнению (п. 12 Порядка заполнения).
Форма СЗВ-М с типом "Исходная" представляется страхователем на застрахованных лиц впервые за отчетный период.
Форма СЗВ-М с типом "Дополняющая" представляется страхователем с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за отчетный период.
Форма СЗВ-М с типом "Отменяющая" представляется страхователем с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Аналогичные правила заполнения применялись и ранее.
Если работодатель уже подал форму СЗВ-М за период, то подать дополняющую или отменяющую форму можно только при исправлении ранее поданных сведений. При этом законодательство не предусматривает возможности отправки двух одинаковых форм за один и тот же отчетный период.
Ответственность предусмотрена за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ. За это грозит штраф в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ).
Также ответственность грозит по ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ за непредставление либо отказ от представления в ПФР оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а также представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде. Штраф для должностного лица составит от 300 до 500 рублей.
В соответствии с п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ сведения представляются в составе:
Исходя из этого, по нашему мнению, при представлении СНИЛС, Ф. И. О. и ИНН за отчетный период в любой форме (старой или новой) оснований для привлечения к ответственности нет.
Однако этот вопрос лучше уточнить в территориальном органе ПФР.
Также обращаем внимание, что формат СЗВ-М остался прежним (утвержден постановлением Правления ПФ РФ от 07.12.2016 № 1077п).
Постановление Правительства РФ от 31.05.2021 № 841
С 01.09.2021 вступает в силу постановление Правительства РФ от 31.05.2021 № 841, утвердившее правила маркировки упакованной воды. Маркировать будут отдельные виды питьевой воды, в том числе природную или искусственную минеральную, газированную, без добавления сахара или других подслащивающих или вкусоароматических веществ (код ТН ВЭД 2201 (кроме льда и снега), коды ОКПД2 11.07.11.110, 11.07.11.120, 11.07.11.130, 11.07.11.140).
Даты введения обязательной маркировки и начала передачи сведений в информационную систему мониторинга зависят от вида продукции и участника оборота:
Организации и предприниматели, которые занимаются производством, импортом, оптовой и розничной продажей упакованной воды, подают заявление на регистрацию в информационной системе маркировки с 01.09.2021. Если организация (ИП) на 01.06.2021 была участником эксперимента, повторно регистрироваться не нужно (пп. "а" п. 2, п. 5 постановления № 841). Маркировать воду и направлять сведения в информационную систему можно уже с 01.09.2021 (пп. "г" п. 3 постановления № 841).
Письмо Московского регионального отделения ФСС России от 14.05.2021 № 15-15/7710-9682л
Специалисты Московского отделения ФСС России считают, что если работник был на больничном три дня или меньше, то организация не должна представлять в ФСС России сведения (документы), необходимые для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности. Такая позиция отражена в письме от 14.05.2021 № 15-15/7710-9682л и объясняется так.
По общему правилу пособие по временной нетрудоспособности за первые три дня болезни выплачивается работнику за счет работодателя, за остальные дни (с четвертого дня) – за счет средств ФСС России (п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Часть пособия, которая оплачивается за счет ФСС России, выплачивается работникам напрямую из Фонда (постановление Правительства РФ от 30.12.2020 № 2375).
Если работник был на больничном три дня и меньше, ФСС России не участвует в оплате пособия по временной нетрудоспособности. Следовательно, ему не требуются сведения о болевшем работнике. Поэтому работодатель не должен представлять в Фонд указанные сведения (документы).
Письмо ФНС России от 27.05.2021 № АБ-4-20/7308@
Пользователи онлайн-касс, которые осуществляют расчеты за маркированные товары, должны формировать запросы о коде маркировки и уведомления о реализации маркированного товара и передавать их с использованием онлайн-кассы в информационную систему маркировки. Для того чтобы работать в таком порядке, требуется онлайн-касса и фискальный накопитель, которые поддерживают ФФД 1.2 (п. 6.1 ст. 1.2, п. 1.1 ст. 4, п. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).
В письме от 27.05.2021 № АБ-4-20/7308@ ФНС России пояснила, что до 06.08.2021 действует переходный период, в течение которого производители онлайн-касс и фискальных накопителей должны привести их в соответствие новым требованиям.
В настоящее время в реестре фискальных накопителей есть ФН "нового образца" (ФН-М), который поддерживает работу со всеми версиями ФФД (1.05, 1.1, 1.2). Таким образом, пользователь сейчас может приобрести этот фискальный накопитель и применять его в онлайн-кассе, используя ФФД 1.05 или 1.1 (если ККТ не поддерживает ФФД 1.2). После того как используемую онлайн-кассу сертифицируют под ФФД 1.2 (о чем будет сделана запись в реестре ККТ), можно перейти на ФФД 1.2 (менять ФН-М при этом не потребуется).
В письме также отмечается следующее. Если онлайн-касса используется для торговли маркированными товарами, с 06.08.2021 ее регистрация, перерегистрация в связи с заменой фискального накопителя возможна только с применением ФФД 1.2.
В то же время с 06.08.2021 можно перерегистрировать онлайн-кассу по причинам, не связанным с заменой ФН, и продолжить применение ФН до окончания срока его действия. По нашему мнению, это касается фискального накопителя, который не поддерживает новые требования и зарегистрирован с онлайн-кассой до 06.08.2021.