Личный кабинет

Утверждены правила подсчета страхового стажа для назначения трудовой пенсии

Утверждены правила подсчета страхового стажа для назначения трудовой пенсии.

С 1 января 2015 года вступает в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее – Закон № 400-ФЗ). Согласно его нормам пенсии будут рассчитываться по новым правилам. Ознакомиться с комментарием грядущих изменений можно здесь.

В соответствии с п. 4 ст. 14 Закона № 400-ФЗ Правительство РФ должно разработать и утвердить правила определения и подсчета страхового стажа. В настоящее время продолжают применяться правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 № 555 (далее – Правила № 555). Однако они разрабатывались на основании норм пенсионного законодательства, которые перестанут действовать со следующего года. В связи с этим Правительство РФ утвердило новые правила, регулирующие особенности подсчета страхового стажа (далее – Правила № 1015) (см. постановление от 02.10.2014 № 1015).

Правила № 1015 в основном дублируют положения прежних норм. Однако имеются отдельные новшества. Выделим основные из них:

  • периоды трудовой деятельности, а также иные периоды, учитываемые при подсчете стажа, можно будет подтвердить документами, оформленными не только в бумажном виде, но и в электронном (п. 9 Правил № 1015);
  • в страховой стаж будет засчитываться отпуск по уходу одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более 6 лет в общей сложности (пп. "в" п. 2 Правил). В настоящее время в стаж включается в общей сложности не более 4,5 лет отпуска по уходу за каждым ребенком (пп. "в" п. 2 Правил № 555). До 1 января 2014 года этот период составлял в совокупности не более трех лет;
  • в случае получения пенсии, назначенной в соответствии с законодательством иностранного государства, те периоды, которые учитывались при назначении такой пенсии, не должны приниматься в расчет для определения страхового стажа с целью установления гражданину пенсии в соответствии с законодательством РФ (п. 44, 49 Правил № 1015);
  • лицам, получающим в определенном календарном году вознаграждения за работу по договорам авторского заказа, а также по лицензионным договорам и договорам об отчуждении исключительного права, в стаж засчитывается период, равный полному календарному году, но при определенном условии. Для этого необходимо, чтобы взносы в ПФР, начисленные с выплат по таким договорам, были уплачены в сумме, которая равна или превышает величину фиксированного размера страхового взноса в ПФР, определяемого по правилам Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее – Закон № 212-ФЗ). Если взносы будут уплачены в меньшей сумме, то в стаж засчитывается период, рассчитанный пропорционально величине перечисленных взносов, но не менее месяца (30 дней) (п. 46 Правил № 1015).

Следует учитывать также, что согласно п. 46 Правил № 1015, если в один и тот же год гражданин получал вознаграждение за работу по договорам авторского заказа (а также лицензионным договорам и договорам об отчуждении исключительного права) и выполнял иную работу (например, по трудовому договору), то максимальная продолжительность периода, включаемого в стаж за данный год, не будет превышать 12 месяцев.

Отметим, что не вполне понятно, на какую величину фиксированного размера взносов будут ориентироваться специалисты ПФР при подсчете стажа. Ведь величина фиксированного платежа зависит от размера годового дохода и рассчитывается по-разному в зависимости от того, превышает доход за год 300 000 руб. или нет (ч. 1.1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ).

В настоящее время продолжительность периода работы по авторским и лицензионным договорам, включаемого в страховой стаж, зависит от срока действия того или иного договора (при условии, что с выплат по нему были уплачены взносы в ПФР). И только если срок действия договора не установлен, время работы по нему учитывается при подсчете стажа исходя из периода уплаты взносов (п. 9 Правил № 555).

Таким образом, со следующего года требования к порядку учета периодов работы по указанным договорам для целей определения страхового стажа напрямую будут зависеть от факта уплаты взносов в ПФР и размера перечисленных сумм;

  • граждане, которые начали работать до 1 января 2015 года либо у которых до этой даты возникли "нетрудовые" периоды, включаемые в страховой стаж, вправе самостоятельно решить, по каким правилам (по Правилам № 555 или Правилам № 1015) такие периоды должны учитываться при подсчете стажа. Вероятнее всего, для этого потребуется представить заявление в территориальный орган ПФР. Если этого не сделать, специалисты фонда будут рассчитывать стаж по новым нормам (п. 58 Правил).

Правила № 1015 вступают в силу с 1 января 2015 года.

Налоговая инспекция не посчитает НДФЛ уплаченным, если денежные средства организация перечислит раньше, чем удержит налог.

В письме от 29.09.2014 № БС-4-11/19714@ ФНС России рассмотрела вопрос, считается ли НДФЛ уплаченным, если организация перечислила денежные средства в счет его уплаты авансом (до выплаты дохода).

Налоговое ведомство разъяснило, что денежные средства, перечисленные авансом, не могут считаться уплатой НДФЛ, поскольку у налогового органа нет возможности зачесть их в уплату налога.

Свою позицию ФНС России обосновала следующим. Согласно п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Соответственно, пока доход не выплачен, организация не может удержать НДФЛ и перечислить его в бюджет. Следовательно, уплата налога в авансовом порядке осуществляется за счет средств организации, что является нарушением п. 9 ст. 226 НК РФ. Согласно этому пункту уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.

В этом случае необходимо поступить следующим образом. В установленный срок организация должна уплатить налог в полном объеме. А на сумму перечисленного аванса ей следует представить в налоговый орган заявление о возврате на расчетный счет ошибочно перечисленной суммы.

Подробнее об уплате НДФЛ налоговым агентом см. справочник "Налог на доходы физических лиц".

Сумма прощенного сотруднику займа страховыми взносами не облагается.

Многие работодатели предоставляют сотрудникам займы на выгодных условиях. По тем или иным причинам организация может простить сотруднику долг, в связи с чем возникает вопрос: нужно ли начислять страховые взносы на невозвращенные сотрудником деньги. Ведь, с одной стороны, денежные средства передаются работнику, то есть лицу, с которым сложились трудовые отношения (ст. 15 ТК РФ, ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ), с другой – выдача займа оформляется по отдельному гражданско-правовому договору. Рассматривая данную ситуацию в определении от 26.09.2014 № 309-КГ14-1674, ВС РФ указал, что правоотношения сторон по договору займа не связаны с выполнением работ и оказанием услуг, а предусматривают переход права собственности на имущество (деньги), подлежащее возврату. Списание займа является законным способом прекращения гражданско-правовых обязательств, объекта обложения страховыми взносами в данном случае не возникает.

Отметим, суды и ранее говорили о том, что сумма долга, прощенная сотруднику по заключенному с ним договору займа, взносами не облагается (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 21.05.2013 № А65-18287/2012). Объяснялось это тем, что взаимосвязь между выдачей работнику займа и выполнением им трудовых функций отсутствует. В то же время проверяющие по этому вопросу придерживаются иной позиции. Об этом читайте в справочнике "Страховые взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование".

НДС, уплаченный продавцу на УСН, может быть взыскан покупателем как неосновательное обогащение.

В большинстве случаев плательщики УСН не признаются плательщиками НДС (п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ). В подобной ситуации они не обязаны предъявлять покупателям сверх стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) сумм НДС и выставлять счета-фактуры, поскольку это должны делать только плательщики НДС (ст. 168, 169 НК РФ). Если счет-фактура с указанием суммы НДС не выставлялся, однако соответствующая сумма НДС была выделена в договоре или платежно-расчетных документах, то уплативший ее покупатель в составе стоимости товаров (работ, услуг) вправе впоследствии потребовать у продавца ее возврата в качестве неосновательного обогащения. Это связано с тем, что лицо, которое безосновательно приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему указанное имущество, которое признается неосновательным обогащением приобретателя (п. 1 ст. 1102 ГК РФ). По мнению судов, к неосновательному обогащению относится и сумма НДС, предъявленная продавцом, который не является плательщиком этого налога, и уплаченная покупателем.

Если был выставлен счет-фактура с выделением в нем суммы НДС, то плательщик УСН обязан заплатить эту сумму в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ). В такой ситуации неосновательного обогащения у продавца, применяющего УСН, не возникает.

(см. определения ВАС РФ от 20.12.2013 № ВАС-18001/13, от 08.04.2008 № 4156/08, постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 14.08.2014 № А65-19815/201, ФАС Московского округа от 02.11.2011 № А40-131937/10-59-1153).

Подробнее о том, какие налоги не надо уплачивать при применении УСН, см. в справочнике "Упрощенная система налогообложения".

Затраты на столовую, в которой питаются исключительно работники организации, учитываются в прочих расходах.

В письме от 27.06.2014 № 03-03-06/1/30947 Минфин России рассмотрел вопрос, как для целей налогообложения прибыли учитываются расходы на содержание столовой, которая находится на территории организации и обслуживает только ее работников.

Финансовое ведомство разъяснило: если столовая расположена на территории организации и в ней питаются исключительно работники этой организации, то затраты на ее содержание учитываются в составе прочих расходов на основании пп. 48 п. 1 ст. 264 НК РФ. Согласно этому пункту к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы, связанные с содержанием помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы (включая суммы начисленной амортизации, расходы на проведение ремонта помещений, расходы на освещение, отопление, водоснабжение, электроснабжение, а также на топливо для приготовления пищи), если подобные расходы не учитываются в соответствии со ст. 275.1 НК РФ.

Отметим, что, по мнению Минфина России, расходы на содержание столовой учитываются на основании ст. 275.1 НК РФ в том случае, если она реализует продукцию как своим работникам, так и сторонним лицам (письма от 28.10.2013 № 03-03-06/1/45436, от 10.06.2011 № 03-03-06/1/338 и др.).

Подробнее о том, как учитывать расходы на содержание столовой, см. здесь.

Что необходимо учесть при трудоустройстве бывшего госслужащего?

В памятке от 22.09.2014 Минюст России указал на некоторые нюансы, которые следует учитывать работодателям при приеме на работу бывших государственных и муниципальных служащих (далее – госслужащие).

В частности, Минюст напоминает, что согласно ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее – Закон № 273-ФЗ), при приеме на работу некоторых категорий бывших госслужащих необходимо сообщить о заключении трудового договора по последнему месту работы госслужащего. В противном случае новому работодателю грозит штраф в размере до 500 000 рублей (ст. 19.29 КоАП РФ).

Исходя из этого, новому работодателю госслужащего необходимо выяснить, включена ли замещаемая им ранее должность в перечень должностей, при прекращении работы на которых обязательно уведомление о новом трудоустройстве. Списки таких должностей, в частности, содержатся в разделах I, II и III перечня, утв. Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 557, а также в перечнях должностей, утвержденных руководителями органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с п. 4 Указа Президента РФ от 27.07.2010 № 925.

Как сообщает Минюст РФ, ознакомиться с указанными перечнями можно как в справочно-правовых системах, так и на официальных сайтах государственных органов в разделах, посвященных противодействию коррупции. Кроме того, такую информацию можно найти на сайтах органов государственной власти, в которых ранее работал госслужащий, а также на основании запроса по его бывшему месту работы.

Кроме того, Минюст напоминает, что сообщать о трудоустройстве бывшего госслужащего необходимо только в том случае, если с момента его увольнения прошло менее двух лет. Направить сообщение нужно в течение 10 дней со дня трудоустройства.

С 1 января 2015 года будет реализован механизм зачета платежей по взносам между фондами.

В настоящее время зачесть переплату по взносам, перечисленным в один из внебюджетных фондов (ПФР, ФФОМС, ФСС), в счет предстоящих платежей, погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам) в отношении взносов, уплаченных в другой внебюджетный фонд, не допускается (ч. 21 ст. 26 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, далее – Закон № 212-ФЗ). Однако Федеральный закон от 28.06.2014 № 188-ФЗ (далее – Закон № 188-ФЗ) внес ряд изменений в законодательство о страховых взносах (обзор изменений см. здесь), одним из которых является возможность подобного зачета, но с определенным условием. Так, произвести зачет правомерно между теми взносами, которые взимаются одним и тем же органом (пп. "з" п. 15 ст. 5, ст. 6 Закона № 188-ФЗ).

Минтруд России в письме от 24.09.2014 № 17-3/В451 пояснил, что ФСС России контролирует уплату взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также взносов "на травматизм" (ч. 1 ст. 3 Закона № 212-ФЗ, Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ). Помимо этого данные взносы перечисляются по единым правилам (ч. 2 ст. 1 Закона № 212-ФЗ, ст. 22.1 Федерального закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ). Следовательно, со следующего года переплату по указанным взносам одного вида страхователь сможет зачесть в счет будущих платежей либо погашения недоимки (или задолженности по пеням и штрафам) по взносам другого вида.

Отметим, что аналогичным образом правомерно будет произвести зачет между взносами в ПФР и ФФОМС, ведь они администрируются ПФР (ч. 1 ст. 3 Закона № 212-ФЗ).

Для того чтобы орган контроля осуществил зачет, страхователю потребуется представить в территориальное отделение ПФР или ФСС России заявление в письменном виде либо в электронной форме. Форма заявления пока не утверждена.

Ни в Законе № 188-ФЗ, ни в разъяснении Минтруда России не говорится, правомерно ли зачесть в 2015 году переплату по взносам, образовавшуюся ранее (например, в 2014 году). Поскольку о переходных положениях в Законе № 188-ФЗ не сказано, вероятнее всего, новшество будет распространяться на взносы, излишне перечисленные с 1 января 2015 года и позднее.


Все новости

Акция зима подарков ИТС 1С:Мультибух 54ФЗ БизнесСтарт лекторий 2 Как отличить фирменный продукт от подделки кабинет сотрудника 54-ФЗ 8+4 1C:Fresh Акселератор