Личный кабинет

С 1 января 2016 года запрещена закупка иностранного программного обеспечения.

С 1 января 2016 года запрещена закупка иностранного программного обеспечения.

С 01.01.2016 вступает в силу запрет Правительства РФ на закупку иностранного программного обеспечения и (или) права на него (далее – ПО) для использования государственными и муниципальными структурами. При этом до 1 января 2016 года должен быть сформирован реестр российских программ, которыми можно заменить иностранные аналоги.

Запрет на закупку иностранного ПО не будет действовать, если в реестре отсутствуют сведения о наличии аналогичного российского ПО либо характеристики имеющегося российского аналога не соответствуют установленным заказчиком требованиям. Порядок обоснования невозможности соблюдения запрета на закупку иностранного ПО также утвержден Правительством.

Кроме того, запрет не коснется случаев закупки ПО дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, торговыми представительствами РФ при международных организациях, действующих в иностранных государствах.

(Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236).

Во многих субъектах РФ предприниматели освобождены от налогов на 5 лет.

С 1 января 2015 г. благодаря поправкам, внесенным в НК РФ, субъекты РФ получили право устанавливать нулевые налоговые ставки для предпринимателей (Федеральный закон от 29.12.2014 № 477-ФЗ). Воспользоваться льготой могут предприниматели, которые соответствуют следующим требованиям (п. 4 ст. 346.20 НК РФ, п. 3 ст. 346.50 НК РФ):

  • предприниматель впервые зарегистрирован после вступления в силу соответствующего регионального закона;
  • осуществляет деятельность в производственной, социальной, научной сферах, а также в сфере оказания бытовых услуг населению (с 01.01.2016);
  • применяет УСН или ПСН.

На региональном уровне законами субъектов РФ могут также устанавливаться дополнительные требования к предпринимателям. Окончание льготного периода – 1 января 2021 года.

Проверить, действует ли освобождение в вашем регионе, можно здесь.

Продлен мораторий на формирование накопительной пенсии.

Право на накопительную пенсию имеют граждане 1967 г.р. и моложе. Чтобы она формировалась, необходимо до окончания 2015 года (до 31 декабря 2015 года включительно) определиться с выбором страховщика. То есть обратиться в территориальный орган ПФР с заявлением о передаче средств пенсионных накоплений в размере 6 процентов индивидуальной части тарифа страхового взноса (п. 1 ст. 33.3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, далее – Закон № 167-ФЗ):

  • в негосударственный пенсионный фонд (НПФ);
  • в частную управляющую компанию (УК).

Их перечень представлен на сайте пенсионного ведомства;

  • в государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк), выбрав подходящий инвестиционный портфель (с перечнем инвестиционных портфелей можно ознакомиться здесь).

Иные сроки предусмотрены для граждан 1967 г.р. и моложе, с выплат в пользу которых взносы в ПФР начисляются работодателями впервые с 1 января 2014 года. Указанные лица вправе определиться с порядком формирования пенсии (п. 2 ст. 33.3 Закона № 167-ФЗ):

  • до 31 декабря (включительно) того года, в котором истекут пять лет с момента первого начисления работодателем взносов в ПФР
  • либо до 31 декабря (включительно) года, в котором такому гражданину исполнится 23 года (если по истечении пяти лет с момента первого начисления взносов в ПФР гражданину не исполнилось 23 года).

Если гражданин не сделает выбор в указанные сроки, накопительная пенсия у него формироваться не будет, поскольку все взносы будут направлены Пенсионным фондом на страховую пенсию.

Согласно п. 4 ст. 33.3 Закона № 167-ФЗ в 2014-2015 гг., несмотря на выбранный физлицом вариант формирования пенсионных накоплений, индивидуальная часть тарифа взносов в ПФР в полном объеме направляется на финансирование страховой пенсии. Таким образом, формирование накопительной пенсии "заморожено" на данный период.

Согласно Федеральному закону от 14.12.2015 № 373-ФЗ (далее – Закон № 373-ФЗ) такая "заморозка" распространится и на весь 2016 год (ст. 1 Закона № 373-ФЗ). Таким образом, даже если гражданин подал заявление о выборе НПФ либо УК, то до окончания 2016 года средства пенсионных накоплений пока не будут переданы из Пенсионного фонда в указанные структуры.

Составление Расчета по форме 4-ФСС и РСВ-1 ПФР за 2015 год в программах "1С:Предприятие 8".

В справочник "Отчетность по страховым взносам" добавлены новые статьи по программам "1С:Предприятие 8":

Расчет по форме 4-ФСС за 2015 год необходимо представить не позднее:

  • 20 января 2016 года – на бумажном носителе;
  • 25 января 2016 года – в форме электронного документа.

Расчет по форме РСВ-1 ПФР за 2015 год необходимо представить не позднее:

  • 15 февраля 2016 года – на бумажном носителе;
  • 20 февраля 2016 года – в форме электронного документа.

Другие новости справочника см. здесь.

Можно ли вернуть государственную пошлину в случае отказа заявителя от получения лицензии?

Порядок возврата уплаченной суммы государственной пошлины за совершение юридически значимых действий закреплен в ст. 333.40 НК РФ. При этом в п. 1 данной статьи закреплен исчерпывающий перечень оснований для возврата госпошлины.

Так, одним из оснований для возврата госпошлины является отказ уплатившего ее лица от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (пп. 4 п. 1 ст. 333.40 НК РФ). Однако это правило не действует, если отказ от совершения юридически значимого действия имел место уже после обращения за ним.

Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 8 постановления от 11.07.2014 № 47, если организация, обратившаяся с заявлением о выдаче лицензии, отозвала заявление до момента принятия лицензирующим органом соответствующего решения, уплаченная госпошлина возврату не подлежит.

На это в письме от 27.10.2015 № 03-05-05-03/61602 указал Минфин России. Напомним, что ранее в ведомстве также сообщали о невозможности возврата госпошлины в случае отказа в выдаче лицензии.

Нужно ли учитывать НДС при расчете суммы договорной неустойки?

Неустойка (пени, штраф) является достаточно распространенным способом обеспечения исполнения обязательства - подобное условие включается в большинство договоров. Однако на практике зачастую возникает вопрос: начислять неустойку на стоиомость товара с учетом НДС или без него? Ответ на этот вопрос вы узнаете из новой статьи справочника "Договоры: условия, формы, налоги".

Подробнее см.: Нужно ли учитывать НДС при расчете суммы договорной неустойки?

Включается ли в доходы при УСН сумма возмещения расходов по договору оказания услуг?

Договором возмездного оказания услуг может быть предусмотрено, что заказчик компенсирует исполнителю расходы, которые тот несет в процессе оказания этих услуг. Так, в частности, при оказании юридических услуг исполнитель может нести расходы на уплату госпошлины, отправку почтовой корреспонденции и т.д.

В письме от 30.11.2015 № 03-11-06/2/69446 Минфин России рассмотрел вопрос, должен ли исполнитель, применяющий УСН, включать в доходы сумму возмещения расходов.

Финансовое ведомство разъяснило следующее. Согласно п. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. В соответствии со ст. 783 ГК РФ к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде и бытовом подряде, с учетом которых цена договора возмездного оказания услуг включает компенсацию издержек исполнителя и причитающееся ему вознаграждение.

Согласно нормам ст. 346.15 НК РФ и ст. 249 НК РФ выручка от реализации при УСН определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работ, услуги).

Принимая во внимание вышеназванные положения ГК РФ и НК РФ, сумма вознаграждения за оказанные услуги и сумма компенсируемых расходов включаются исполнителем в доходы при УСН.

Подробнее о доходах, учитываемых при УСН, см. в справочнике "Упрощенная система налогообложения".

Можно ли в налоговом учете признать расходы, если доходы у организации отсутствуют?

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты, произведенные для деятельности, направленной на получение дохода.

В письме от 04.12.2015 № 03-03-06/1/70838 Минфин России рассмотрел вопрос, можно ли в налоговом учете признавать расходы в том периоде, в котором у организации отсутствуют доходы.

Финансовое ведомство разъяснило, что глава 25 НК РФ не ставит порядок признания расходов в зависимость от того, были организацией получены доходы или нет. Следовательно, организация учитывает расходы в целях налогообложения прибыли в периоде получения доходов и в периоде, в котором организация доходы не получает, при условии, что осуществляемая деятельность в целом направлена на получение доходов.

Однако при признании расходов необходимо учитывать следующее. В налоговом учете расходы делятся на прямые и косвенные. Перечень прямых расходов является открытым и определяется организацией самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения. Косвенными расходами признаются все иные расходы (за исключением расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ). Согласно п. 2 ст. 318 НК РФ косвенные расходы, осуществленные в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода. Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены.

Таким образом, все расходы, отнесенные в учетной политике к косвенным, формируют убыток отчетного года. Вместе с тем прямые расходы могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль лишь в том периоде, когда будет реализована готовая продукция.

Подробнее о признании расходов для целей налога на прибыль см. в справочнике "Налог на прибыль организаций".


Все новости

Единый семинар Налоговый календарь 1С:Мультибух 54ФЗ БизнесСтарт Как отличить фирменный продукт от подделки 54-ФЗ 8+4 1C:Fresh