Личный кабинет

С 01.01.2025 АУСН может появиться в Санкт-Петербурге

С 01.01.2025 АУСН может появиться в Санкт-Петербурге

Документ

Законопроект № 655721-8

Комментарий

С 01.07.2022 по 31.12.2027 в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Татарстане действует специальный налоговый режим для микропредприятий – Автоматизированная система налогообложения (АУСН). Спецрежим предполагает самостоятельный расчет налоговых обязательств налоговой инспекцией, а также практически полное отсутствие сдаваемой отчетности по налогам и страховым взносам (подробнее здесь).

Предлагается ввести АУСН и в Санкт-Петербурге. Соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Государственной Думе. В случае если поправки будут приняты, применять АУСН в Санкт-Петербурге можно будет с 01.01.2025.

Это одна из мер поддержки малого бизнеса в условиях экономических санкций.

С 01.09.2025 регистрировать онлайн-кассу можно будет через Госуслуги

Документ

Федеральный закон от 08.08.2024 № 274-ФЗ

Комментарий

По закону заявление о регистрации (перерегистрации) или о снятии онлайн-кассы с регистрации можно подать в бумажном виде (в любую налоговую инспекцию) либо в электронном виде через личный кабинет ККТ или через ОФД (п. 110 ст. 4.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).

С 01.09.2025 станет больше способов подать заявление в случае регистрации, перерегистрации или снятия с учета ККТ. Это можно будет сделать также через Госуслуги или через изготовителя ККТ (пп. "а" п. 8 ст. 1, п. 2 ст. 3 Федерального закона от 08.08.2024 № 274-ФЗ).

Кроме того, при регистрации ККТ разрешается не представлять в налоговый орган отчет о регистрации, если такой отчет направлен в налоговый орган через ОФД. Однако относится это только к кассовой технике, которая передает сведения контролерам через ОФД в онлайн-режиме. Аналогичным образом можно поступить при перерегистрации ККТ: пользователь вправе не подавать в налоговую инспекцию заявление о перерегистрации ККТ, а вместо этого направить через ОФД отчет об изменении параметров регистрации. Поправки вступят в силу с 01.03.2025 (пп. "в", "г" п. 8 ст. 1, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.08.2024 № 274-ФЗ).

Выдача карточки ККТ

При регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации ККТ налоговый орган направляет пользователю соответствующую карточку ККТ. По действующим правилам выдать (направить) карточку необходимо не позднее 10 рабочих дней с даты подачи заявления пользователем (п. 7 ст. 4.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ). С 01.03.2025 этот срок сократится до 5 рабочих дней (пп. "д" п. 8 ст. 1, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.08.2024 № 274-ФЗ).

Получить карточку регистрации ККТ или карточку о снятии с регистрации ККТ с 01.09.2025 можно будет не только через личный кабинет ККТ или ОФД, но также через Госуслуги или через изготовителя ККТ (пп. "ж" п. 8 ст. 1 Федерального закона от 08.08.2024 № 274-ФЗ).

Снятие ККТ с учета в одностороннем порядке

В настоящее время налоговая инспекция вправе снять с регистрации онлайн-кассу в одностороннем порядке (без заявления пользователя), если истек срок действия ФН или когда организация (ИП) прекращает деятельность (внесена запись в ЕГРЮЛ (ЕГРИП)) (п. 1618 ст. 4.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).

С 01.03.2025 снять ККТ с регистрации в одностороннем порядке инспекторы также смогут, если пользователь не предоставил доступ к ККТ при проведении контрольных мероприятий. Обязанность предоставить доступ к ККТ и фискальным данным (в т. ч. дистанционный доступ) прописана в п. 2 ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

Повторно зарегистрировать такую ККТ можно будет только после предоставления доступа. Эти поправки содержатся в Федеральном законе от 08.08.2024 № 274-ФЗ (пп. "и" п. 8 ст. 1, п. 1 ст. 3).

Что делать, если налогоплательщика исключили из реестра МСП?

Документ

Информация УФНС России по Липецкой области от 20.08.2024

Комментарий

Субъектами МСП являются организации и ИП, соответствующие законодательно установленным критериям по следующим показателям:

·                     среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;

·                     объему выручки от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год;

·                     структуре уставного или складочного капитала (для организаций).

Подробнее см. статью.

Реестр субъектов МСП ведет ФНС России. Порядок включения и исключения сведений о юрлицах и ИП в такой реестр установлен Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ (далее – Закон № 209-ФЗ).

Так, налогоплательщик исключается из реестра, если он (п. 5 ч. 5 ст. 4.1 Закона № 209-ФЗ):

·                     не представил сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год или налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода

·                     либо перестал соответствовать иным условиям, необходимым для отнесения к субъектам МСП, предусмотренным ст. 4 Закона № 209-ФЗ.

Если организация (или ИП) обнаружила, что исключена без каких-либо причин из реестра МСП (при этом все критерии соблюдены, налоговая отчетность представлена своевременно и в полном объеме, но сведения о компании (ИП) все равно отсутствуют), необходимо направить обращение для восстановления в реестре.

Это можно сделать с помощью сервиса "Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства". На главной странице необходимо выбрать функцию "Вас нет в реестре или данные некорректны?", ввести ИНН или ОГРН (ОГРНИП), заполнить данные о режиме налогообложения, доходах и численности работников за прошлый год, о структуре уставного капитала и отправить заявку на проверку сведений.

Сообщение поступит на рассмотрение в ИФНС по месту нахождения организации (месту жительства ИП). Заявке присваивается уникальный номер, по которому можно отслеживать статус ее рассмотрения в этом же разделе на сайте ФНС России. Здесь же можно направить заявку о некорректности данных о компании или ИП.

Если сведения, указанные заявителем в сообщении, после проверки окажутся достоверными, то данные о налогоплательщике вновь включат в реестр МСП при его ежемесячном обновлении.

Чтобы вернуться в реестр в ситуации, когда субъект МСП был исключен, так как по состоянию на 1 июля не представил или представил не в полном объеме налоговую отчетность, потребуется закрыть отчетные долги (сдать отчетность, ранее не представленную, или уточненный расчет, если отчетность была представлена, но не в полном объеме).

После представления недостающей или исправленной отчетности налогоплательщик включается в реестр МСП. Произойдет это 10-го числа месяца, следующего за месяцем представления отчетности при очередном формировании реестра.

Назначат ли штраф за неподачу декларации, подписанной УКЭП УЦ "Калуга Астрал"?

Документ

Письмо ФНС России от 09.08.2024 № ЕА-4-15/9132@

Комментарий

Истечение срока аккредитации удостоверяющего центра автоматически влечет прекращение действия всех выданных им сертификатов электронной подписи. Это правило содержится в п. 5 ст. 17 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ "Об электронной подписи". Письмом от 09.08.2024 № ЕА-4-15/9132@ ФНС России разъяснила налоговые последствия такой ситуации.

Как отмечается в документе, в подобном случае декларации и расчеты, которые были подписаны соответствующими УКЭП, не должны приниматься инспекциями. По ним должно формироваться уведомление об отказе в приеме в связи с тем, что отчетность не подписана усиленной квалифицированной электронной подписью. Более того, даже если такая отчетность прошла входной контроль и уведомление об отказе в приеме по ней не формировалось, она все равно считается непредставленной.

Далее авторы комментируемого документа переходят к рассмотрению конкретной ситуации, сложившейся с 21 по 25 июля 2024 года в связи с истечением аккредитации одного из удостоверяющих центров (АО "Калуга Астрал"). В письме отмечается, что аккредитация этого УЦ истекла 21 июля, однако еще несколько дней (до 23 июля) налоговые органы продолжали принимать отчетность, подписанную УКЭП, выданными этим УЦ. А по декларациям и расчетам, поступавшим с 23 июля по 25 июля, направлялись уведомления об отказе в приеме.

В этой связи ФНС России указывает, что пострадавших плательщиков не нужно штрафовать за нарушение срока сдачи отчетности (ст. 119 НК РФ) в следующих ситуациях.

1.                   Если отчетность поступила в ИФНС с 21 по 23 июля и по ней не формировались уведомления об отказе. Но еще до того, как в ИФНС признали ее непредставленной, налогоплательщик подал уточненку, подписанную УКЭП с действующим сертификатом. В этом случае первичная декларация вообще не принимается в расчет и решение о том, что она считается непредставленной, ИФНС не принимает.

2.                   Если отчетность поступила в ИФНС с 21 по 23 июля и по ней не формировались уведомления об отказе, а налогоплательщик до признания ее непредставленной не подал подписанную по всем правилам уточненку, то налоговая в своем ПО должна пометить эту декларацию как подлежащую аннулированию и уведомить налогоплательщика о том, что она считается непредставленной. Штраф не последует, если налогоплательщик повторно подаст декларацию с правильной подписью в течение 5 дней с даты направления такого уведомления.

3.                   Если декларация или расчет поступили в налоговую с 23 по 25 июля и по ним было сформировано уведомление об отказе в приеме, но налогоплательщик в течение 5 дней с даты получения этого уведомления повторно подал отчетность, заверенную действующей УКЭП.

4.                   Если правильная отчетность поступила в ИФНС с нарушением срока, но у налогоплательщика есть документы от оператора ЭДО о том, что с 21 по 25 июля он пытался направить в ИФНС отчетность, но не смог этого сделать, т. к. она была подписана УКЭП, выданной УЦ, у которого 21 июля закончилась аккредитация.

Отменена госпошлина за повторную выдачу свидетельства о постановке на налоговый учет

Документ

Федеральный закон от 08.08.2024 № 259-ФЗ, письмо ФНС России от 12.08.2024 № КВ-4-14/9192@

Комментарий

При постановке на налоговый учет организации или физлица налоговый орган выдает соответствующее свидетельство (п. 2 ст. 84 НК РФ). До 08.08.2024 за повторную выдачу свидетельства о постановке на учет в налоговом органе в бумажном виде требовалось заплатить госпошлину в размере 300 руб. (пп. 132 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

С 08.08.2024 госпошлина за повторную выдачу свидетельства отменена (п. 49 ст. 2п. 1 ст. 19 Федерального закона от 08.08.2024 № 259-ФЗ). Таким образом, если свидетельство утрачено или пришло в негодность, то с 08.08.2024 получить его повторно можно без уплаты госпошлины.

Как правильно указать сумму расчета в кассовом чеке?

Документ

Письмо Минфина России от 15.05.2024 № 30-01-11/44535

Комментарий

В кассовом чеке, оформляемом при осуществлении расчета, должны быть обязательные реквизиты. В числе прочих это "цена за единицу предмета расчета с учетом скидок и наценок" (тег 1079), "стоимость предмета расчета с учетом скидок и наценок" (тег 1043), "сумма расчета, указанного в чеке (БСО)" (тег 1020) (п. 1 ст. 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, приказ ФНС России от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662@).

В письме от 15.05.2024 № 30-01-11/44535 Минфин России напомнил, что по правилам сумма в указанных реквизитах печатается в рублях с учетом копеек (Таблица 5 Приложения № 2 к приказу ФНС России от 14.09.2020 № ЕД-7-20/662@). Однако некоторые онлайн-кассы в кассовом чеке перед суммой печатают знаки "равно" (=) или "тождественно равно" (≡). Эти реквизиты не требуется включать в кассовый чек, так как они не являются обязательными. Ответственности за их отсутствие не предусмотрено.


Все новости

Единый семинар Налоговый календарь 54ФЗ БизнесСтарт Как отличить фирменный продукт от подделки 54-ФЗ 8+4 1C:Fresh