Личный кабинет

Региональные нерабочие дни не продлевают сроки уплаты налоговых платежей.

Региональные нерабочие дни не продлевают сроки уплаты налоговых платежей.

Документ

Письма Минфина России от 20.12.2021 № 03-05-04-01/103987, ФНС России от 21.12.2021 № БС-4-21/17945@

Комментарий

В связи с распространением коронавируса Указом Президента РФ от 20.10.2021 № 595 (далее – Указ) дни с 30 октября по 7 ноября 2021 года были объявлены нерабочими.

При этом п. 2 Указа предусмотрено право регионов устанавливать дополнительные нерабочие дни до 30 октября 2021 г. и (или) продлять их после 7 ноября 2021 г.

ФНС России письмом от 21.12.2021 № БС-4-21/17945@ для руководства в работе направило налоговым органам письмо финансового ведомства от 20.12.2021 № 03-05-04-01/103987. Из него следует, что региональные нерабочие дни не продляют налоговые сроки.

Обоснование простое.

Налоговым кодексом РФ предусмотрено следующее: если последний день срока приходится на день, объявленный нерабочим Указом Президента РФ, то днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Поскольку региональные нерабочие дни устанавливаются нормативными актами субъектов, а не Указом Президента РФ, то в отношении них правило п. 7 ст. 6.1 НК РФ не применяется. Соответственно, в регионах при определении срока уплаты налоговых платежей необходимо учитывать только общеустановленные нерабочие дни с 30 октября по 7 ноября. Другими словами, если в регионе нерабочие дни были продлены и после 7 ноября, перечислить налоги (авансовые платежи) нужно было не позднее 8 ноября 2021 г.

Этот вывод применим также и в отношении сроков сдачи налоговой отчетности, а также уплаты страховых взносов.

Как предоставлять работнику социальный вычет по НДФЛ, если уведомление о праве на него он подал в середине года?

Документ

Письмо Минфина России от 24.11.2021 № 03-04-05/95017

Комментарий

Если сотрудник предоставил работодателю документы о праве на социальный вычет в середине года, то работодатель должен представить вычет с января такого года.

Это подтвердил Минфин России в письме от 24.11.2021 № 03-04-05/95017.

Напомним, что социальные налоговые вычеты по расходам на лечение, обучение, физкультурно-оздоровительные услуги, добровольное страхование жизни, негосударственное пенсионное обеспечение, добровольное пенсионное страхование, софинансирование накопительной пенсии работник может получить до окончания года у работодателя (пп. 2 – 57 п. 1п. 2 ст. 219 НК РФ). Для этого сотрудник должен представить заявление о вычете и уведомление, полученное им в инспекции, о праве на указанный вычет.

Работник может обратиться за вычетом к работодателю в середине или даже в конце года. При этом в уведомлении от инспекции указывается год, за который положен вычет физлицу, и его сумма.

В любом случае вычет работодатель должен предоставить по доходам, полученным с января этого года.

Возвратить излишне удержанный НДФЛ работнику необходимо по правилам ст. 231 НК РФ (абз. 4 п. 2 ст. 219 НК РФ). Подробнее о возврате см. здесь.

Например, заработная плата физлица составляет 40 000 рублей. В ноябре 2020 года сотрудник предоставил заявление и от налогового органа уведомление о праве на социальный вычет за 2020 год в размере 120 000 рублей. Следовательно, работник имеет право на возврат НДФЛ в сумме 15 600 руб. (120 000 руб. x 13 %).

За период с января по октябрь 2020 года удержанный с заработной платы физлица НДФЛ составил 52 000 руб. (40 000 руб. x 13 % x 10 мес.). НДФЛ с заработной платы за ноябрь и декабрь составляет 10 400 руб. (40 000 руб. x 13 % x 2 мес.). Его работодатель не удерживает. На основании заявления сотрудника работодатель должен вернуть оставшиеся 5 200 руб. (15 600 руб. – 10 400 руб.).

Можно ли при "слете" с УСН зачесть уплаченные суммы в счет недоимки по налогам на ОСН?

Документ

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 08.12.2021 № Ф02-6442/2021 по делу № А33-22591/2020

Комментарий

Если в ходе проверки ИФНС установит, что налогоплательщик неправомерно применял УСН, то при расчете налогов, подлежащих уплате по общей системе налогообложения, инспекторы обязаны учесть уже уплаченный "упрощенный" налог. Это должны сделать, даже если заявление о зачете от проверяемого не поступало.

Обосновывая такой вывод, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа сослался на правила п. 5 ст. 78 НК РФ, где сказано: зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам производится налоговыми органами самостоятельно. Эти положения, по мнению арбитров, в полной мере применимы и к ситуации перерасчета налоговых обязательств в связи с неправомерным применением УСН. В этом случае рассчитанная в рамках ОСН сумма налогов является недоимкой, а уплаченный "упрощенный" налог – переплатой. Соответственно, в обязанности ИФНС входит проведение зачета такой переплаты в счет определенной по итогам проверки недоимки по ОСН. И никакого заявления о зачете от налогоплательщика для этого не нужно (постановление от 08.12.2021 № Ф02-6442/2021 по делу № А33-22591/2020).

См. по этой теме также комментарий к постановлению АС Восточно-Сибирского округа от 25.11.2021 № Ф02-4596/2021.

Договор на приобретение ПО заключен до 2021 года. Как платить НДС с аванса? 

Документ

Письмо Минфина России от 01.12.2021 № 03-07-07/97434

Комментарий

С января 2021 года изменились правила уплаты НДС при реализации прав на ПО. С этой даты от налогообложения освобождаются только лицензии на программы, включенные в Реестр российских программ (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ), далее – Реестр. И, как отмечается в письме Минфина России от 01.12.2021 № 03-07-07/97434, никаких исключений для лицензионных договоров, носящих длящийся характер (в т. ч. заключенным до 2021 года), не установлено.

В этой связи налогообложение по таким договорам будет строиться следующим образом. Если ПО не включено в Реестр, то вознаграждение за периоды его использования до 01.01.2021 НДС не облагается. А вознаграждение за периоды использования (начиная с января 2021 года) облагается НДС в общем порядке. При этом ни дата заключения договора, ни порядок оплаты значения не имеют, ведь налоговая база по НДС определяется не только на дату оплаты, но и на дату отгрузки. Поэтому даже если деньги за лицензию полностью поступили в 2020 году, но программа будет использоваться в последующих периодах, с соответствующей части вознаграждения нужно платить НДС. Такая обязанность возникает на последний день каждого квартала, в котором используется ПО.

Отдельно авторы письма отмечают: если программа впоследствии попадет в Реестр, то с этого момента вознаграждение вновь перестанет облагаться НДС.

Будут ли выплачивать субсидию на нерабочие дни после 15 декабря?

Документ

Письмо ФНС России от 10.12.2021 № БС-4-11/17190@

Комментарий

15 декабря – последний день, когда МСП и СОНКО могли подать заявление, чтобы получить субсидию на нерабочие дни. После этой даты заявления не принимаются.

В письме от 10.12.2021 № БС-4-11/17190@ налоговая служба отметила следующее: если налогоплательщик не получил субсидию по техническим причинам либо получил необоснованный отказ, субсидию на нерабочие дни ему могут предоставить после 15 декабря 2021 года. Субсидия предоставляется на основании запросов Управлений ФНС России по субъектам РФ в адрес Управления налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов. В письме приведена форма запроса с указанием конкретных обстоятельств и обоснования.

Обязан ли работодатель перевести внешнего совместителя на основное место, если он уволился с другой работы?

Документ

Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02.09.2021 № 88-15715/2021

Комментарий

Совместительством признается выполнение другой постоянной работы в свободное от основной работы время (ст. 60.1 ТК РФ). Такая формулировка позволяет сделать вывод о том, что совместительство возможно только при наличии основной работы. Как только сотрудник уволится с основной работы, совместительство перестает быть совместительством.

Однако суды к такому выводу не приходят. Наоборот. В очередной раз Восьмой кассационный суд подтвердил, что работодатель по совместительству не обязан принимать сотрудника на основное место. В определении от 02.09.2021 № 88-15715/2021 судьи указали, что при прекращении трудовых отношений по основному месту работы трудовой договор, заключенный на условиях внешнего совместительства, автоматически не трансформируется в трудовые отношения по основному месту работы. Для того чтобы отношения по совместительству стали отношениями по основному месту работы, необходимо волеизъявление обеих сторон трудового договора. Если работодатель не готов принять бывшего совместителя на основное место, заставить его (в том числе через суд) невозможно.

Что изменится в имущественных налогах с 01.01.2022?

Документ

Федеральный закон от 29.11.2021 № 382-ФЗ

Комментарий

Федеральный закон от 29.11.2021 № 382-ФЗ (далее – Закон № 382-ФЗ) внес изменения во многие главы НК РФ, в том числе в части транспортного, земельного налогов и налога на имущество организаций. Рассмотрим их подробнее.

Срок для представления пояснений на сообщение об исчисленной сумме налога

Напомним, с отчетного периода 2020 г. организации, являющиеся плательщиками транспортного и земельного налогов, не представляют декларации по этим налогам (п. 1726 ст. 1ч. 39 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). При этом для обеспечения полноты их уплаты налоговые органы начали с 2021 г. направлять организациям (налогоплательщикам транспортного и земельного налогов) сообщения об исчисленных суммах указанных налогов (п. 4-7 ст. 363п. 5 ст. 397 НК РФ). Аналогичный порядок вводится с 2022 г. для российских организаций в отношении налога на имущество, уплачиваемого исходя из кадастровой стоимости недвижимости (подробнее см. здесь).

При этом в ответ на сообщение ИФНС об исчисленных суммах налогов налогоплательщик может представить пояснения и (или) документы, подтверждающие:

  • правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога;
  • обоснованность применения пониженных налоговых ставок, налоговых льгот;
  • наличие оснований для освобождения от уплаты налога, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Сейчас на это дается 10 дней (п. 6 ст. 363 НК РФ). С 01.01.2022 срок увеличивается до 20 дней, что выгодно налогоплательщикам (пп. "б" п. 47 ст. 1 Закона № 382-ФЗ).

Налоговики станут чаще доначислять земельный налог при использовании земли в предпринимательской деятельности

Связано это с тем, что территориальные органы Росреестра с 01.01.2022 будут обязаны сообщать в управления ФНС России по субъектам РФ:

  • о выдаче предписания об устранении нарушений в связи с использованием в предпринимательской деятельности земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества;
  • об устранении указанных выше нарушений либо отмене предписания об устранении этих нарушений.

Соответствующие изменения внесены в п. 18 ст. 396 НК РФ (пп. "в" п. 51 ст. 1п. 3 ст. 3 Закона № 382-ФЗ).

Росреестр контролирует целевое использование указанных земельных участков (п. 5 Положения о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1081). Сообщать о перечисленных выше фактах Росреестр должен ежегодно до 1 марта года, следующего за годом, за который представляются такие сведения. Следовательно, за 2021 г. соответствующая информация должна попасть в ФНС России до 01.03.2022.

Напомним, сейчас аналогичная обязанность есть у Россельхознадзора.  Ведомство обязано сообщать в ФНС России о фактах неиспользования для сельскохозяйственного производства сельскохозяйственных земельных участков в течение 10 дней со дня выдачи соответствующего предписания, его выполнения или отмены (п. 18 ст. 396 НК РФ, п. 7 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1081).

С 01.01.2022 это нужно делать также до 1 марта года, следующего за годом, за который представляются сведения об указанных фактах.

Передача указанных сведений налоговикам связана с тем, что при нецелевом использовании (неиспользовании по назначению) вышеназванных земельных участков земельный налог нужно платить по повышенной ставке. Вместо ставки, предусмотренной пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ (до 0,3 %), в этом случае должна применяться ставка, установленная пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ (до 1,5 %).

При этом с 01.01.2022 вступает в силу новый п. 7.2 ст. 396 НК РФ, который определяет правила исчисления налога в такой ситуации. Согласно этой норме повышенная ставка применяется со дня совершения нарушения (нецелевого использования или неиспользования земли) либо со дня его обнаружения и до 1-го числа месяца, в котором Росреестром или Россельхознадзором установлен факт устранения нарушения. Однако не вполне ясно, как действовать, если нецелевое использование выявили в середине месяца. Нужно ли брать этот месяц полностью в расчет или с учетом коэффициента, учитывающего в том числе дни месяца, когда нецелевое использование (неиспользование) еще не было установлено? Пункт 7.2 не содержит уточнений на этот счет.

Ранее Минфин России и ФНС России разъясняли, что по повышенной ставке земельный налог рассчитывается с налогового периода (календарного года), в котором орган земельного контроля вынес решение о выявленном нарушении, и до начала налогового периода, в котором плательщик устранил это нарушение (письма ФНС России от 28.12.2018 № БС-4-21/25914@от 20.03.2018 № БС-4-21/5157@, Минфина России от 16.07.2014 № 03-05-04-02/34879, доведено до сведения налоговых органов письмом ФНС России от 30.07.2014 № БС-4-11/14944@).

Таким образом, п. 7.2 ст. 396 НК РФ улучшает положение налогоплательщиков, поскольку сокращает сумму доначисления налога в связи с сокращением срока применения повышенной налоговой ставки.

Дифференцированные налоговые ставки по налогу на имущество

В настоящий момент субъекты РФ вправе устанавливать разные налоговые ставки по налогу на имущество организаций в зависимости от категорий:

  • налогоплательщиков;
  • имущества, признаваемого объектом налогообложения.

С 01.01.2023 дифференцировать ставки по категориям налогоплательщиков запрещается. С указанной даты установить в региональном законе разные налоговые ставки можно будет в зависимости от вида недвижимости и (или) ее кадастровой стоимости (пп. "а" п. 50 ст. 1п. 5 ст. 3 Закона № 382-ФЗ).


Все новости

1С:Мультибух 54ФЗ БизнесСтарт Как отличить фирменный продукт от подделки кабинет сотрудника 54-ФЗ 8+4 1C:Fresh