Личный кабинет

Признается ли мобилизация форс-мажором, дающим право не исполнять условия договора?

Признается ли мобилизация форс-мажором, дающим право не исполнять условия договора?

Вопрос аудитору

Признается ли мобилизация форс-мажором, дающим право не исполнять условия договора?

Сама по себе мобилизация не является форс-мажором, однако ее можно признать таковым в судебном порядке. Обосновывается это следующим.

Форс-мажор или обстоятельства непреодолимой силы являются законным основанием для освобождения от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорного обязательства (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

Обстоятельство может быть признано форс-мажорным, если оно обладает двумя признаками:

  • чрезвычайность,
  • непредотвратимость при данных условиях.

Под чрезвычайностью понимается его необычайность, исключительность и невозможность его предвидения. Неотвратимость – это невозможность предотвращения обстоятельства всеми имеющимися средствами.

Как объяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 36 постановления от 11.06.2020 № 6 "О некоторых вопросах применения положений ГК РФ о прекращении обязательств" (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 6), для освобождения от ответственности должны соблюдаться следующие условия:

  • невозможность исполнения наступила после возникновения обязательства;
  • невозможность исполнения имеет неустранимый (постоянный) характер;
  • лицо не несет риск наступления таких обстоятельств.

Невозможность исполнения объективна, когда должник не может исполнить обязательство как лично, так и с привлечением к исполнению третьих лиц (п. 37 Постановления Пленума ВС РФ № 6). Кроме того, невозможность исполнить обязательство в натуре не исключает обязанности этой стороны возместить причиненные убытки (риск убытков) (. 40 Постановления Пленума ВС РФ № 6).

Отметим, что обязательство должника не прекращается в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы, если его исполнение остается возможным после того, как указанные обстоятельства отпали. При этом сторона освобождается от возмещения убытков или уплаты другой стороне неустойки и иных санкций, вызванных просрочкой исполнения из-за наступления этих обстоятельств (п. 38 Постановления Пленума ВС РФ № 6).

ГК РФ прямо указывает, что к обстоятельствам непреодолимой силы не относится нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, а также отсутствие необходимых денежных средств у должника, однако не содержит даже примерного перечня обстоятельств, которые можно отнести к форс-мажорным. Поэтому квалификация того или иного обстоятельства как обстоятельства непреодолимой силы зачастую вызывает сложности. Нередко подобные споры между сторонами разрешаются в судах.

Можно ли уволить сотрудника до окончания срока трудового договора?

Документ

Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.07.2022 № 88-10408/2022 по делу № 2-2-2-15/2022

Комментарий

Окончание срока срочного трудового договора может быть определено либо конкретной датой, либо событием, которое точно должно наступить. Например, если временный сотрудник принимается на место отсутствующего работника, который выйдет на работу, то срок необходимо обозначать именно как "выход основного работника, находящегося в отпуске (отпуске по уходу за ребенком, беременности и родам и т. п.)".

Если срочный трудовой договор заключен на период отсутствия основного работника, но при этом срок договора обозначен конкретной датой, то ранее наступления этой даты сотрудника уволить нельзя. Правило действует, даже если отсутствующий ранее сотрудник приступил к исполнению обязанностей.

Это подтвердили судьи Седьмого КСОЮ в определении от 21.07.2022 № 88-10408/2022.

Как оформлять и оплачивать период мобилизации сотрудникам?

Вопрос аудитору

Как оформлять и оплачивать период мобилизации сотрудникам? Положена ли за этот период зарплата?

Президент России подписал Указ от 21.09.2022 № 647 (далее – Указ № 647), которым с 21 сентября 2022 года объявлена частичная мобилизация военнообязанных лиц (см. комментарий).

Призыв граждан на военную службу по мобилизации проводится в соответствии с федеральными законами. Это правило установлено п. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ. При этом согласно п. 2-3 Указа № 647 граждане, призванные на военную службу по мобилизации, имеют статус военнослужащих по контракту и должны получать вознаграждение, аналогичное уровню денежного содержания контрактников.

Из этого, по нашему мнению, следует, что военная служба по мобилизации будет приравниваться к военной службе по контракту либо признаваться таковой.

Мероприятия по медицинскому освидетельствованию и профессиональному психологическому отбору при призыве на военную службу, при поступлении на военную службу по контракту или в мобилизационный людской резерв, а также иные мероприятия, связанные с поступлением на военную службу по контракту или в мобилизационный людской резерв, проводят военные комиссариаты (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ, далее – Закон № 53-ФЗ).

Лицам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, поступления на военную службу по контракту или поступления в мобилизационный людской резерв, по месту постоянной работы:

  • выплачивается средний заработок,
  • возмещаются расходы по найму жилья, на проезд в другую местность и обратно,
  • оплачиваются командировочные расходы (вероятно, речь о суточных).

Все выплаты производятся только за период участия в указанных мероприятиях. Такие правила установлены п. 2 ст. 5 Закона № 53-ФЗ. Заработная плата за этот период сотруднику не положена.

Таким образом, за период прохождения медосмотров и отборов, оформления всех документов, необходимых для поступления в мобилизационный резерв или для заключения контракта, работодатель производит оплату среднего заработка и иные выплаты. На работодателей по совместительству указанная обязанность не распространяется.

На период прохождения всех указанных мероприятий за работником также сохраняется место работы.

Если работодатель ведет табель учета рабочего времени по унифицированной форме Т-12, утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1, то на период прохождения указанных выше мероприятий, по нашему мнению, в табеле сотруднику можно поставить код "Г" (23) – невыходы на время исполнения государственных или общественных обязанностей согласно законодательству. Также работодатель может установить собственный код.

Все выплаты положены сотруднику, который получил мобилизационное предписание (либо мобилизационное предписание есть у него в военном билете), или направление на медосмотр (иные мероприятия) от военкомата по месту жительства (нахождения). Если сотруднику вручили повестку с предписанием явиться в военкомат, то в день явки ему также необходимо сохранить средний заработок.

Если с сотрудником будет заключен контракт о прохождении военной службы по мобилизации (иной документ, свидетельствующий о том, что сотрудник стал военнослужащим), обязанность по выплате среднего заработка прекращается.

Что грозит, если не уведомить работника о проведении специальной оценки условий труда?

Документ

Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19.07.2022 № 88а-18015/2022

Комментарий

Первый КСОЮ рассмотрел требование об отмене предписания ГИТ, которым работодателя обязали провести внеплановую специальную оценку условий труда. По мнению инспекции, работодатель не уведомил сотрудника о времени проведения спецоценки, из-за чего последний не смог на ней присутствовать.

Судьи подтвердили незаконность предписания. В определении от 19.07.2022 № 88а-18015/2022 указано, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее – Закон № 426-ФЗ) работник вправе присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте. При этом указанной нормой также установлена обязанность работника ознакомиться с результатами проведенной спецоценки. А среди обязанностей работодателя указана только необходимость письменно ознакомить работника с результатами специальной оценки условий труда на его рабочем месте (п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ).

Поскольку работодатель представил доказательства того, что работник был ознакомлен с результатами спецоценки, судьи не увидели оснований для возложения на организацию обязанности по проведению внеплановой спецоценки.

Если работник проходит предварительный медосмотр за свой счет, работодателю грозит штраф

Документ

Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 09.08.2022 № 16-5771/2022

Комментарий

Одной из обязанностей работодателя является обеспечение безопасных условий труда работников. В связи с этим для отдельных категорий сотрудников работодатель должен организовать прохождение медицинских осмотров, в том числе предварительных при трудоустройстве. С 1 марта 2022 года такие требования установлены ст. 214 ТК РФ (ранее это правило было закреплено в прежней редакции ст. 212 ТК РФ).

Организация медосмотра – это не только выдача направления в медучреждение, но и его оплата. Если работодатель не оплатил прохождение медосмотра, он обязан возместить стоимость этого медосмотра сотруднику. Если работодатель не сделал ничего из вышеназванного, он нарушил государственные нормативные требования охраны труда. Судьи Восьмого КСОЮ привлекли работодателя за указанные действия к ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Напоминаем, что должностным лицам и ИП грозит штраф от 2 000 до 5 000 рублей, а организациям – от 50 000 до 80 000 руб.

Может ли работник отказаться от длительного обеденного перерыва?

Документ

Информация на сайте онлайниспекция.рф

Комментарий

Роструд пояснил, в каких случаях работник может отказаться от обеденного перерыва. По мнению экспертов ведомства, если правилами внутреннего распорядка установлен перерыв продолжительностью 2 часа, что не устраивает работника, он может попросить работодателя сократить его. При согласовании нового времени работодатель и работник должны подписать соответствующее дополнительное соглашение к трудовому договору.

В течение рабочего дня (смены) работодатель обязан предоставить работнику перерыв для отдыха и питания – не более 2 часов и не менее 30 минут. Этот период не включается в рабочее время (ст. 108 ТК РФ).

Время и продолжительность перерыва устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем. При этом правилами внутреннего распорядка или по соглашению сторон перерыв может не предоставляться работнику, если установленная для него продолжительность ежедневной работы (смены) не превышает 4 часов.

Можно ли не представлять документы по требованию инспекции, если подана уточненка?

Документ>

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.08.2022 № Ф04-3887/2022 по делу № А67-9433/2021

Комментарий

Налогоплательщик обязан исполнить требование инспекции о представлении документов, даже если после его получения им была подана уточненная декларация. На этот нюанс обратил внимание Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Как отмечается в постановлении от 19.08.2022 № Ф04-3887/2022, само по себе прекращение камеральной проверки первоначальной декларации не является основанием для освобождения налогоплательщика от налоговой ответственности за непредставление истребованных документов, поскольку  статьи 8893 НК РФ не содержат положений об отзыве налоговым органом выставленного ранее требования в случае представления налогоплательщиком уточненной декларации, а также не устанавливают оснований для освобождения от исполнения требования налогового органа, выставленного в ходе камеральной проверки ранее представленной декларации.

Как рассчитать и платить средний заработок за период военных сборов?

Вопрос аудитору

Работник освобожден от работы с 16.08.2022 по 15.10.2022 в связи с призывом на военные сборы. Как правильно рассчитать средний заработок за этот период – использовать один расчетный период или три разных? Когда и как производить выплату начисленных сумм (одной суммой или нет, до начала сборов или после окончания)?

На время прохождения военных сборов физические лица освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").

Средний заработок для всех случаев рассчитывается по правилам, установленным постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (далее – Положение № 922).

Согласно  п. 4 Положения № 922 расчет среднего заработка работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале – по 28-е (29-е) число включительно).

Таким образом, если военные сборы с 16.08.2022 по 15.10.2022, то средний заработок необходимо рассчитать один раз. При этом расчетным периодом будет 01.08.2021 – 31.07.2022.

Сроки выплаты среднего заработка законодательством не установлены.

Минтруд России в письме от 27.06.2019 № 14-1/ООГ-4422, отвечая на вопрос о сроках выплаты среднего заработка за период командировки, предложил работодателю установить такие сроки в локальных нормативных актах. При этом Минтруд России считает, что эти сроки должны совпадать со сроками выплаты зарплаты.

По нашему мнению, целесообразно производить оплату среднего заработка за период сборов в сроки, установленные для выплаты зарплаты. Лучше, если указанный срок будет закреплен в локальных нормативных актах организации.

Также не будет нарушением оплата среднего заработка за весь период сборов до их начала.


Все новости

Единый семинар Налоговый календарь 1С:Мультибух 54ФЗ БизнесСтарт Как отличить фирменный продукт от подделки 54-ФЗ 8+4 1C:Fresh