Личный кабинет

При какой численности сотрудников можно применять УСН в 2025 году?

С 25 октября 2024 года в России проводится эксперимент по маркировке полимерных труб

В России планируется эксперимент по маркировке запчастей

При какой численности сотрудников можно применять УСН в 2025 году?

Вопрос аудитору

Организация применяет УСН, есть наёмные сотрудники. При какой численности сотрудников можно применять УСН в 2025 году, учитывая внесенные изменения в НК РФ?

Чтобы не потерять право на применение УСН в 2025 году, средняя численность работников не должна превышать 130 человек.

Обоснуем ответ.

По действующим правилам средняя численность работников организаций или ИП на УСН за налоговый (отчетный) период не должна превышать 100 человек (если иное не предусмотрено п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Если средняя численность работников составит от 101 до 130 человек, упрощенец при расчете налога должен использовать повышенную ставку 8 % (для объекта "доходы") и 20 % (для объекта "доходы минус расходы") (п. 1.12.1 ст. 346.20 НК РФ).

При превышении численности 130 сотрудников право на применение УСН утрачивается с начала квартала, в котором это нарушение произошло (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Однако Федеральным законом от 12.07.2024 № 176-ФЗ условия применения УСН с 2025 года скорректированы (см. комментарий). Так, согласно пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ (в ред. с 01.01.2025), с 2025 года действует общее правило о средней численности работников при применении УСН. Она не должна превышать 130 человек. При этом положения о применении повышенных ставок утрачивают силу.

Следовательно, чтобы в 2025 году не утратить право на применение УСН, численность работников организации (ИП) должна быть не более 130 человек. Напомним, в средней численности учитываются не только работники, с которыми заключен трудовой договор, а также совместители и исполнители по гражданско-правовому договору (подробнее см. статью).

Могут ли наименования принятых на учет товаров отличаться от их наименований в документах поставщика?

Вопрос аудитору

Организация закупает для реализации одни и те же товары у разных поставщиков. Наименования товаров в документах у этих поставщиков отличаются. Можно ли приходовать эти товары и оформлять документы на их реализацию с наименованиями, отличными от указанных в приходных документах?

Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее – Закон № 402-ФЗ), федеральные стандарты и положения по бухгалтерскому учету, НК РФ не содержат требований о полной тождественности наименований товаров. Все хозяйственные операции должны оформляться первичными учетными документами. Требования к первичным документам представлены в ст. 9 Закона № 402-ФЗ, среди них нет упоминания о наименовании товаров.

Согласно п. 6 ПБУ 1/2008, учетная политика организации должна соответствовать требованию рациональности, т.е. обеспечивать рациональное ведение бухучета (исходя из условий хозяйствования и величины организации). Учет одного и того же товара под разными наименованиями требованию рациональности не отвечает.

Очевидно, что огромная номенклатура осложнит контроль за движением товара и его учет. Единица бухгалтерского учета запасов устанавливается организацией самостоятельно и так, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также контроль за их наличием и движением (п. 6 ФСБУ 5/2019).

Таким образом, компания должна сама определить единицы и номенклатуру учета товаров. При этом важно, чтобы товар, полученный от поставщика, принятый на учет в компании и проданный покупателю, мог идентифицироваться как один и тот же.

Для этого можно внести в учетную политику положение о том, что номенклатура запасов в организации ведется в соответствии с внутренними таблицами соответствия наименований товаров, и утвердить порядок составления и обновления этих таблиц и ответственных за это лиц приказом (распоряжением) руководителя.

Такое решение сократит объем дублирующей номенклатуры товаров, и, соответственно, трудозатраты, а также позволит избежать претензий от налоговиков и налоговых санкций.

К аналогичному выводу по схожей ситуации пришли и специалисты Минфина России в письме от 28.10.2010 № 03-03-06/1/670.

Может ли ИФНС при выемке забрать личные вещи сотрудников?

Документ

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.10.2024 № Ф05-21541/2024 по делу № А40-282720/2023

Комментарий

При проведении выемки ИФНС вправе исходить из того, что все документы и компьютеры, которые находятся в помещении налогоплательщика, принадлежат именно ему. Поэтому налоговая вправе изъять документацию и технику. Такие выводы следуют из постановления Арбитражного суда Московского округа от 21.10.2024 № Ф05-21541/2024 по делу № А40-282720/2023.

Организация подала в суд на ИФНС, ссылаясь на то, что та в ходе выемки изъяла личные документы и технику сотрудников. Но судьи этот аргумент не приняли, отметив, что организация не обеспечила разграничение компьютеров по принадлежности самому налогоплательщику и третьим лицам. Также не было организовано обособленное хранение личных документов (информации) сотрудников. При таких обстоятельствах инспекторы, которые производили выемку документов и информации, правомерно посчитали, что все изымаемые материалы (как на бумаге, так и на компьютерных носителях) принадлежат только налогоплательщику.

Изменится ли форма книги покупок в 2025 году?

Вопрос аудитору

Предполагается, что с 2025 года будет новая книга продаж. А будет ли новая книга покупок?

Изменений формы книги покупок не предусмотрено. При этом меняются правила ее заполнения.

Обоснуем ответ.

С 2025 года организации и предприниматели на УСН станут плательщиками НДС, если их доход по итогам 2024 года превысит 60 млн руб. (см. комментарий). Это значит, что они будут обязаны:

  • исчислять и уплачивать НДС (по ставке 20 или 10 % с применением вычетов либо по льготной ставке 5 или 7 % без применения вычетов),
  • выставлять счета-фактуры, вести книги покупок и продаж,
  • представлять декларации по НДС.

Правительство России постановлением от 29.10.2024 № 1448 (далее – Постановление) внесло изменения в постановление Правительства России от 26.12.2011 № 1137, которым утверждены формы документов, применяемых при расчетах по НДС.

В Постановлении предусмотрено изменение формы и порядка заполнения книги продаж и дополнительного листа к ней (см. подробнее).

Что касается книги покупок, то изменение ее формы не предусмотрено. При этом в правила заполнения книги покупок и дополнительно листа к ней внесены изменения, которые связаны с особенностями реализации товаров ЕАЭС физическим лицам через электронные торговые площадки (в т. ч. маркетплейсы) (Федеральный закон от 29.05.2024 № 100-ФЗ).

Должен ли работник проходить медосмотр, если он уже проходил его у прежнего работодателя?

Документ

Письмо Роструда от 06.09.2024 № ПГ/17139-6-2

Комментарий

Работодатель обязан направить работника на медицинский осмотр, даже если работник уже проходил такой медосмотр у прежнего работодателя. К такому выводу пришел Роструд в письме от 06.09.2024 № ПГ/17139-6-2.

Специалисты ведомства напомнили, что работодатель обязан обеспечить проведение за свой счет предварительных и периодических медицинских осмотров (абз. 14 ч. 3 ст. 214 ТК РФ).

Такие медосмотры должны проходить работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта (ст. 220 ТК РФ). Подробнее об этом читайте здесь.

Порядок проведения обязательных медосмотров работников утвержден приказом Минздрава России от 28.01.2021 № 29н (далее – Порядок). Из этого документа следует, что:

  • обязательные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе (п. 2 Порядка);
  • работодатель при поступлении работника на должность водителя должен направить его на обязательный предварительный медицинский осмотр в установленном законодательством порядке и по результатам медицинского осмотра заключить с ним трудовой договор (п. 6 Порядка);
  • при проведении предварительного осмотра лица, поступающего на работу, учитываются результаты ранее проведенных (не позднее одного года) предварительного или периодического осмотра, диспансеризации, иных медицинских осмотров, подтвержденных медицинскими документами (п. 7 Порядка).

Учитывая вышесказанное, факт прохождения соискателем медицинского осмотра на предыдущем месте работы не освобождает работодателя от обязанности по организации предварительного медицинского осмотра. Трудовой договор с соискателем заключается после прохождения предварительного медицинского осмотра, если в заключении нет противопоказаний для выполнения работы.

Ранее Роструд уже приходил к аналогичному выводу в письме от 16.05.2024 № ПГ/09178-6-1.

Можно ли взыскать с отчисленного студента стоимость его обучения?

Документ

Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 04.09.2024 № 88-23399/2024

Комментарий

Многие вузы проводят целевую контрактную подготовку специалистов по договорам с профильными министерствами и учреждениями (т. н. целевой прием). Четвертый КСОЮ пришел к выводу, что к таким договорам применяются правила Трудового кодекса РФ об ученическом договоре.

В определении от 04.09.2024 № 88-23399/2024 отмечено, что студент, принятый по целевой программе, но впоследствии отчисленный, не выполнил взятые на себя обязательства, поэтому на нем лежит обязанность возместить затраты на его обучение, что соответствует условиям ученического договора (ст. 198199207 ТК РФ).

Если работник закончил учебу со справкой, с него можно взыскать стоимость обучения

Документ

Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22.08.2024 № 88-6798/2024

Комментарий

Если работник, которому организация оплатила обучение, увольняется ранее срока, установленного ученическим договором, он обязан возместить работодателю затраты на обучение (ст. 249 ТК РФ). При этом, согласно положениям статьи 198 ТК РФ, ученический договор заключается на получение образования.

Судьи Девятого КСОЮ пришли к выводу, что если работник по итогам обучения не получил документ, подтверждающий получение образования (успешное прохождение обучения), он должен возместить его стоимость.

Как отмечено в определении от 22.08.2024 № 88-6798/2024, работник, который вместо удостоверения об окончании обучения получил справку (потому что не сдал выпускные экзамены либо его оценка не позволила получить удостоверение об окончании по правилам учебного заведения), не может выполнить свои обязательства по отработке необходимого количества времени на работодателя. Поэтому такой работник должен возместить стоимость обучения.

Нужно ли удерживать НДФЛ с заработной платы, равной МРОТ?

Документ

Письмо Минфина России от 24.07.2024 № 03-04-05/69017

Комментарий

В письме от 24.07.2024 № 03-04-05/69017 Минфин России рассмотрел вопрос о необходимости удержания НДФЛ с заработной платы в размере МРОТ.

Согласно ст. 133 ТК РФ, работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени, заработная плата полагается в размере не менее МРОТ. В то же время нужно разделять понятия "начисленная зарплата" и "выплаченная зарплата". Второе означает, что работнику перечисляется заработная плата за минусом удержаний, предусмотренных законодательно, в т. ч. нормами ТК РФ.

Минфин России в комментируемом письме отметил, что НДФЛ является частью дохода физлица. При этом НДФЛ по требованиям, закрепленным в НК РФ, подлежит перечислению в бюджет РФ.

Из этого следует, что сотрудник, которому начислена заработная плата в размере МРОТ, на руки получит выплату в меньшей сумме, т. е. за минусом удержанного НДФЛ.

Отметим, что ранее на рассмотрение в Госдуму РФ был внесен законопроект, по которому предлагалось выплачивать зарплату в размере МРОТ уже после удержания с нее НДФЛ. Мы писали об этом здесь. Однако этот законопроект отклонили (см. здесь).


Все новости

Единый семинар 1С:ЕТС Налоговый календарь 54ФЗ БизнесСтарт Как отличить фирменный продукт от подделки 54-ФЗ 8+4 1C:Fresh