Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30.06.2026 № 88-8318/2026
Основания и порядок выплаты премий работодатель определяет в локальных нормативных актах. Так, Положением о премировании работодателя было предусмотрено, что возможность получения годовой премии предоставляется всем работникам, состоящим в трудовых отношениях на момент, когда было принято решение о выплате годовой премии. Премия назначается в зависимости от вклада работника. И не назначается только при наличии дисциплинарных взысканий. Отдельно было закреплено, что годовая премия за соответствующий отчетный период не начисляется и не выплачивается в случае прекращения трудовых отношений с работником (увольнение работника) до того момента, когда было принято решение о выплате годовой премии.
Руководствуясь этими положениями, работодатель не выплатил годовую премию сотруднику, который уволился ранее, чем было принято решение о выплате годовой премии. При этом компания посчитала, что выплата годовой премии работникам, не состоящим в трудовых отношениях с работодателем, не предусмотрена нормами действующего трудового законодательства и локальными нормативными актами работодателя.
Руководитель организации не принимал решение о выплате премии уволенному лицу, при этом годовая премия не является гарантированной выплатой, а выступает дополнительной мерой материального стимулирования, поощрения, применяется по усмотрению работодателя. Работник через суд потребовал выплату годовой премии и выиграл дело.
Как указал Седьмой КСОЮ, работник выполнил условия для назначения премии, при этом установление ему (как увольняющемуся работнику) худших условий оплаты труда, отличающихся от условий оплаты труда работников, трудовые отношения с которыми продолжаются, является дискриминацией в сфере оплаты труда. Кроме того, поскольку уволенный выполнил все необходимые для назначения премии показатели, при этом он не имел дисциплинарных взысканий, невыплата премии только на том основании, что он уволился, признается злоупотреблением права со стороны организации.
В определении от 30.06.2026 № 88-8318/2026 отмечено, что указание в трудовом договоре на возможность выплаты годовой премии и невключение условия об обязательном годовом премировании не свидетельствуют о том, что эта премия не входит в систему оплаты труда и не является гарантированной выплатой. При этом нормы ЛНА, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством, не применяются.
Вопрос аудитору
Сотрудники работают 5 дней в неделю с выходными в субботу и воскресенье. Сколько дней сотрудники будут отдыхать в ноябре 2026 года в связи с празднованием Дня народного единства?
4 ноября празднуется День народного единства – это нерабочий праздничный день (ч. 1 ст. 112 ТК РФ). В 2026 году 4 ноября выпадает на среду. Поскольку выходной день не совпадает с нерабочим праздничным днем, перенос для него не предусмотрен.
Напомним, Правительство России в целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней может переносить выходные дни на другие дни (ч. 5 ст. 112 ТК РФ). При этом постановлением Правительства России от 24.09.2025 № 1466 перенос выходных дней в ноябре 2026 года не предусмотрен.
Следовательно, сотрудники, работающие в режиме пятидневной рабочей недели, в ноябре будут отдыхать 1 день – 4 ноября 2026 года. Первый рабочий день после праздника – 5 ноября 2026 года (четверг).
Согласно ч. 1 ст. 95 ТК РФ, продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час. Поэтому продолжительность работы сотрудников в предпраздничный день 3 ноября 2026 года сокращается на один час. Отметим, это правило распространяется также на совместителей и на работников, которые трудятся на условиях неполного рабочего времени (письмо Роструда от 02.04.2025 № ПГ/05231-6-1).
Приказ ФНС России от 27.08.2026 № ЕД-1-3/628@
ФНС России утвердила приказ от 27.08.2026 № ЕД-1-3/628@ (зарегистрирован в Минюсте 28.09.2026), которым вносятся изменения в декларацию по налогу на прибыль, утв. приказом ФНС России от 02.10.2024 № ЕД-7-3/830@ (далее – декларация, порядок). Это необходимо для реализации отдельных положений ранее принятого Федерального закона от 28.11.2025 № 425-ФЗ (далее – Закон № 425-ФЗ).
В частности, Законом № 425-ФЗ введена статья 288.5 НК РФ, устанавливающая особенности исчисления и уплаты налога на прибыль участниками международной группы компаний (МГК). Для налогообложения прибыли, полученной участниками МГК, установлена ставка 5 % в федеральный бюджет и ставка 10 % – в бюджет субъекта РФ (п. 1.20 ст. 284 НК РФ). Также внесены изменения в ст. 289 НК РФ в части представления налоговой декларации такими налогоплательщиками. В листе 02 "Расчет суммы налога" они будут отражать отдельно общую налоговую базу, определяемую по п. 1.1 ст. 274 НК РФ, и сумму налога, исчисляемую по ставкам, предусмотренным п. 1.20 ст. 284 НК РФ, с учетом ранее начисленных авансовых платежей. Участники МГК будут заполнять лист 02 в одном экземпляре с проставлением отметки "МГК" в номере документа.
Производители полиэфирной продукции, применяющие ставку по налогу на прибыль на основании п. 1.17-2 ст. 284 НК РФ, будут заполнять дополнительный отдельный Лист 02. Для идентификации таких операций в реквизите "Номер документа" листа 02 в первом знакоместе указывается "0", а после знака дроби — код "1172" (при этом весь налог по ставке 25 % зачисляется в федеральный бюджет).
Законом № 425-ФЗ отменяется обязанность по сдаче налоговых деклараций по месту нахождения каждого обособленного подразделения (п. 1 ст. 289 НК РФ). Отчетность будет подаваться в налоговый орган по месту нахождения головной организации. Проектом приказа предусмотрено внесение в декларацию соответствующих изменений, а именно в титульный лист, раздел 1 "Сумма налога, подлежащая уплате" и в приложение № 5 к листу 02 "Распределение налога в бюджеты субъектов РФ". Исключаются отдельные коды и реквизиты, а также закрепляется порядок раздельного отражения показателей по организации и по ее обособленным подразделениям в составе одной декларации.
Помимо этого, в листе 05.1 "Операции с цифровой валютой" появятся строки для отражения цифровой валюты, полученной налогоплательщиком безвозмездно, а также для отражения прибыли или убытка от участия в инвестиционном товариществе.
Также вносятся технические правки и редакционные уточнения.
Новая редакция декларации подлежит применению, начиная с представления отчетности за первый отчетный период 2027 года. Срок сдачи обновленного отчета для организаций, отчитывающихся ежеквартально – не позднее 26.04.2027 (т. к. 25.04.2027 – воскресенье). Для компаний, исчисляющих налог ежемесячно исходя из фактической прибыли, этот срок установлен не позднее 25.02.2027.
Отчитываться за 2026 год организации должны по прежним правилам.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.07.2026 № Ф01-7617/2026 по делу № А43-28883/2025
Арбитражный суд Волго-Вятского округа рассмотрел требование ИП о признании незаконным истребование СФР следующих документов:
ИП направил в СФР заявление о продлении срока исполнения требования, поскольку ИП, у которого запрашивались документы, был в отпуске, а сотрудника, который мог бы их представить, не было. Однако СФР отказал в этом.
ИП обжаловал требование в судебном порядке, но суды его не поддержали.
Как отметили судьи АС Волго-Вятского округа в постановлении от 14.07.2026 № Ф01-7617/2026 по делу № А43-28883/2025, из п. 6 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее – Закон № 255-ФЗ) следует, что страхователи обязаны предъявлять для проверки органам фонда сведения и документы, связанные с назначением и выплатой страхового обеспечения. Для обеспечения этого права страховщик может запрашивать соответствующие сведения и документы (ст. 4.2 Закона № 255-ФЗ, ч. 1 ст. 26.18 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ, далее – Закона № 125-ФЗ).
Если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 рабочих дней, это лицо в течение одного рабочего дня письменно уведомляет об этом с указанием причин, а также о сроках, в течение которых он сможет это сделать. В течение 2 рабочих дней СФР вправе продлить срок представления документов (выносится отдельное решение) либо отказать в этом. Страхователь обязан в течение 3 дней с даты закрытия больничного разместить по запросу СФР данные, необходимые для назначения пособия работнику.
Суд указал, что представление перечисленных выше документов и сведений обусловлено необходимостью проверки правильности исчисления и выплаты пособий, проводимой фондом, следовательно, оспариваемое требование является законным и обоснованным.
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.08.2026 № 306-ЭС26-5800 по делу № А65-19165/2025
Верховный Суд РФ поставил точку в спорах о том, какую отчетность сдавать при увольнении работника, который находится в отпуске по уходу за ребенком с получением пособия (либо если сотрудник вышел из отпуска на работу с получением пособия).
Спорная ситуация заключалась в следующем. С одной стороны законодательство требует подавать в СФР уведомление об утрате работником права на получение пособия (это происходит в том числе при увольнении), при этом сделать не позднее трех рабочих дней с даты, когда работодателю стало известно о таких обстоятельствах (п. 43 Правил, утв. постановлением Правительства России от 23.11.2021 № 2010, далее – Правила). Форма уведомления утверждена приказом СФР от 22.04.2024 № 643 (приложение № 6). Также при увольнении любого работника подаются Сведения о трудовой деятельности в составе формы ЕФС-1 с кадровым мероприятием "УВОЛЬНЕНИЕ" (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, далее – Закон № 27-ФЗ). Иными словами, при увольнении работника, который находится в отпуске по уходу за ребенком с получением пособия либо работает и получает пособие, обязанность сообщать об увольнении возлагается на работодателя сразу двумя нормативными правовыми актами.
При этом СФР при отсутствии уведомления, предусмотренного Правилами, назначал работодателям штраф в размере 5000 руб. по ч. 3 ст. 15.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее – Закон № 255-ФЗ). Однако до недавнего времени суды в основном отменяли этот штраф, указывая, что оба вида отчетности поступают в СФР, поэтому подача в надлежащий срок любой из названных форм отчетности означает, что фонд осведомлен о факте увольнения физлица. К примеру, такое постановление № Ф06-1003/2026 по делу № А65-19165/2025 АС Поволжского округа принял 16.03.2026. Это постановление отменил Верховный Суд РФ.
Высшие судьи отметили, что, согласно положениям ч. 12 ст. 13 Закона № 255-ФЗ и на основании п. 43 Правил, работодатель обязан уведомить СФР не позднее трех дней с даты возникновения обстоятельств, влекущих прекращение права работника на получение ежемесячного пособия по уходу по форме приложения № 6 (т. е. предусмотрена специальная форма).
Поэтому представление в такой ситуации Сведений о трудовой деятельности в составе подраздела 1.1 раздела 1 ЕФС-1, предусмотренное Законом № 27-ФЗ, не является основанием для прекращения выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Следовательно, если работодатель не представил специальное уведомление, он должен возместить фонду сумму излишне выплаченного пособия в силу ч. 2 ст. 15.1 Закона № 255-ФЗ, а также заплатить штраф по ч. 3 ст. 15.2 Закона № 255-ФЗ.
Аналогичные выводы зафиксированы в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.2026 № 306-ЭС26-3259 по делу № А65-8313/2025
Считаем, что после принятия указанных судебных актов Верховным Судом РФ судебная практика по применению указанных положений, ранее складывающаяся в пользу работодателей, начнет меняться. Поэтому важно при увольнении работника, который получает пособие по уходу за ребенком, обязательно подать уведомление по форме приложения № 6 к приказу СФР от 22.04.2024 № 643.