Личный кабинет

Поправки в НК РФ, связанные с новой формой 6-НДФЛ

Поправки в НК РФ, связанные с новой формой 6-НДФЛ

Документ

Федеральный закон от 19.12.2023 № 611-ФЗ

Комментарий

Налоговые агенты по НДФЛ должны подавать в налоговую инспекцию расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ). Расчет подается за 1-й квартал, полугодие, 9 месяцев не позднее 25-го числа следующего месяца, а за год – не позднее 25 февраля следующего года (п. 2 ст. 230 НК РФ).

В настоящее время пунктом 2 ст. 230 НК РФ предусмотрено, что в форме 6-НДФЛ отражаются:

  • за 1-й квартал – НДФЛ, удержанный с 1 января по 22 марта включительно;
  • за полугодие – НДФЛ, удержанный с 1 января по 22 июня включительно;
  • за 9 месяцев – НДФЛ, удержанный с 1 января по 22 сентября включительно.

Однако с 01.01.2024 периоды и сроки уплаты НДФЛ изменятся. Перечислять в бюджет удержанный налог потребуется:

  • за период с 1-го по 22-е число текущего месяца – не позднее 28-го числа текущего месяца;
  • за период с 23-го по последнее число предыдущего месяца – не позднее 5-го числа текущего месяца;
  • за период с 23 по 31 декабря – не позднее последнего рабочего дня текущего года.

В связи с этим положения п. 2 ст. 230 НК РФ, касающиеся периода отражения в расчете 6-НДФЛ удержанных сумм, решено убрать с 01.01.2024 (Федеральный закон от 19.12.2023 № 611-ФЗ).

Напомним, что ФНС России разработала новую форму 6-НДФЛ и правила ее заполнения с учетом этих изменений. Соответствующий приказ ФНС России проходит общественное обсуждение. Однако эту форму расчета и порядок ее заполнения ФНС России довела письмом от 04.12.2023 № БС-4-11/15166@ в качестве рекомендации для представления расчета 6-НДФЛ за 1-й квартал 2024 года (на тот случай, если приказ не будет принят и зарегистрирован в Минюсте России в срок). Подробнее здесь.

Цифровой рубль добавляют в Налоговый кодекс РФ

Документ

Федеральный закон от 19.12.2023 № 610-ФЗ

Комментарий

С 1 августа в России введен цифровой рубль – новая разновидность безналичных денег, расчеты которыми проводятся не через банки, а напрямую через Центробанк (см. комментарий).

Федеральный закон от 19.12.2023 № 610-ФЗ вводит этот термин в налоговое законодательство. В частности, устанавливается, что для целей НК РФ счет, на котором хранятся цифровые рубли, не является банковским. Это отдельная разновидность – счет цифрового рубля, под общее понятие "счет", используемое в Налоговом кодексе РФ, он не подпадает.

В этой связи законодатели точечно добавили информацию о цифровых рублях в некоторые статьи НК РФ. Так, счета цифровых рублей будут участвовать в принудительном исполнении обязанности по уплате налогов: с них так же, как с банковских, могут производиться списания на основании распоряжений ИФНС. Информация о таких распоряжениях будет попадать в общий реестр решений о взыскании задолженности. При этом обращение взыскания на цифровые рубли допустимо только при отсутствии или недостаточности у налогоплательщика традиционных и электронных денежных средств, а также счетов в драгметаллах (поправки в ст. 46 и 48 НК РФ).

Внесены поправки и в статьи НК РФ, регламентирующие приостановку операций по счетам налогоплательщика. Предусматривается, что под блокировку будут попадать также и счета цифрового рубля (изменения в ст. 72 и 76 НК РФ). А обновленная редакция ст. 86 НК РФ обязывает оператора платформы цифрового рубля сообщать в налоговую сведения об открытии и закрытии счетов. Таким образом, обойти налоговые требования через цифровой рубль не получится – на него фактически распространили те же правила, что и на обычные банковские счета.

Первой частью НК РФ изменения не ограничились. Установлено, что поступление средств на счета цифрового рубля следует рассматривать как оплату для целей кассового метода, причем как при ОСН, так и при спецрежимах – ЕСХН, УСН и АУСН, а также НПД. В части ПСН поправок по какой-то причине не предусмотрено. Возможно, эту недоработку устранят в последующем. А для НДФЛ выплата цифровых рублей образует доход на дату перечисления (поправки в ст. 223 НК РФ).

Кроме того, теперь цифровые рубли упоминаются в статьях 271 и 272 НК РФ, посвященные учету доходов и расходов при методе начисления. В соответствии с поправками поступление денег на счет цифрового рубля будет считаться датой получения внереализационных доходов (пп. 2 п. 2 ст. 271 НК РФ). Аналогичную оговорку добавили и в пп. 4 п. 7 ст. 272 НК РФ, регламентирующий дату признания подъемных, компенсации за использование личных авто в служебных целях и процентов, начисляемых на сумму требований конкурсного кредитора согласно законодательству о банкротстве.

Поправки начнут действовать с января 2025 года.

Сотруднику с ребенком до 14 лет нельзя отказать в переводе на неполное рабочее время

Документ

Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 01.11.2023 № 88-19955/2023

Комментарий

Режим неполного рабочего времени устанавливается по обоюдному согласию работника и работодателя. Однако в некоторых случаях работодатель обязан установить неполное рабочее время по просьбе работника, даже если он не хочет этого делать. К таким случаям относится установление неполного времени одному из родителей ребенка до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет).

Судьи Третьего КСОЮ в определении от 01.11.2023 № 88-19955/2023 пришли к выводу, что работодатель не может отказать в переводе на неполное рабочее время работника, имеющего ребенка до 14 лет, даже если выполняемая трудовая функция не предполагает неполного рабочего времени, а заключенный трудовой договор содержит условие о том, что работа возможна только полный рабочий день. При этом судьи взыскали с работодателя, отказавшего в переводе на неполное рабочее время, компенсацию морального вреда.

В какой военкомат сообщать о приеме на работу и увольнении иногородних работников?

Вопрос аудитору

Организация принимает на работу и увольняет военнообязанных работников. В какой военкомат организация должна сообщать о приеме на работу и увольнении иногородних работников?

Организация обязана сообщать о приеме на работу и увольнении военнообязанного работника в военкомат по месту его учета.

Обоснуем ответ.

Законодательством закреплена обязанность граждан состоять на воинском учете. От такой обязанности освобождены отдельные категории граждан. К ним, в частности, относятся граждане, освобожденные от исполнения воинской обязанности, женщины, не имеющие военно-учетной специальности, и другие (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", далее – Закон № 53-ФЗ).

Военнообязанный гражданин должен состоять на воинском учете в военкомате:

  • по месту жительства – по общему правилу,
  • по месту пребывания – если гражданин прибыл на место пребывания на срок более трех месяцев или проходит альтернативную гражданскую службу.

Если у гражданина нет постоянной или временной регистрации, он встает на воинский учет в военкомате по месту своего пребывания или учебы в порядке, установленном Положением о воинском учете, утв. постановлением Правительства России от 27.11.2006 № 719 (далее – Положение). Это следует из норм п. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее – Закон № 53-ФЗ).

Таким образом, о приеме на работу и об увольнении военнообязанных работников организация обязана сообщать в военкомат по месту жительства или по месту пребывания граждан или в органы местного самоуправления (в случае отсутствия военкомата), т. е. по месту их учета. Сделать это необходимо в течение 5 календарных дней с даты приема на работу или увольнения (п. 1 ст. 4 Закона № 53-ФЗ, пп. "а" п. 32 Положения). Это подтверждается разъяснениями в письме Минобороны России от 06.10.2023 № 207/6/3665.

Сообщить в военкомат о приеме на работу и увольнении военнообязанного работника необходимо по форме, приведенной в приложении № 2 к Положению. Сведения можно подать в военкомат на бумажном носителе или в электронной форме через портал Госуслуг (при технической возможности).

Отметим, что за несообщение в военкомат сведений о приеме и об увольнении военнообязанных работников предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от 40 до 50 тыс. рублей (ст. 21.4 КоАП РФ). Такой размер штрафа действует с 1 октября 2023 года.

Порядок авторизации на сайтах уточнили

Документ

Федеральный закон от 12.12.2023 № 588-ФЗ

Комментарий

Летом был опубликован закон, обязывающий всех российских владельцев сайтов с декабря перейти на унифицированную систему аутентификации пользователей. Вариантов предусматривалось 4 – номер телефона, данные портала Госуслуг (ЕСИА), биометрические данные из соответствующей госсистемы и иная информационная система, которая принадлежит российской организации или физлицу – гражданину РФ, не имеющему при этом иного гражданства (см. комментарий).

Однако теперь законодатели несколько смягчили подход и законом от 12.12.2023 № 588-ФЗ ввели переходный период, который продлится до 1 января 2025 года. В этот промежуток авторизация на сайтах может происходить через информационную систему, которая принадлежит самому владельцу сайта, безотносительно к тому, является он российской организацией или гражданином РФ без иного гражданства или нет.

Также допускается, чтобы информационная система, через которую проводится авторизация, принадлежала сторонней российской организации, если она связана с владельцем сайта. Закон устанавливает 4 варианта такой связи: организация (владелец системы авторизации) подконтрольна владельцу сайта или сама контролирует его, или находится под контролем той же компании, что контролирует владельца сайта. Четвертый вариант: контроль авторизующей компании осуществляется со стороны юрлица, участником которого является международный общественно полезный фонд.

Также в течение переходного периода владельцем информационной системы, проводящей авторизацию пользователей сайтов, может быть российское ООО или АО, включенное в перечень экономически значимых организаций, который ведет Правительство РФ.

Прокуратура может назначить штраф за невыплату зарплаты без проверки

Документ

Постановление Верховного Суда РФ от 09.03.2023 № 65-АД23-1-К9

Комментарий

Верховный Суд РФ указал, что при наличии у прокуратуры подтвержденной информации о фактах нарушения трудового законодательства она может возбудить дело об административном правонарушении в виде невыплаты зарплаты без проведения проверки (постановление от 09.03.2023 № 65-АД23-1-К9, п. 35 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (2023)). Этот вывод судьи сделали при следующих обстоятельствах.

Прокуратура вынесла постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором указала, что в ходе проверки выявлена несвоевременная выплата зарплаты. Организацию привлекли к ответственности. При этом фактически проверка не проводилась, а задолженность была выявлена на основании информации о задолженности по заработной плате, направляемой организацией на регулярной основе (по нашему мнению, речь идет о форме статистики "Сведения о просроченной задолженности по заработной плате" – форма № 3-Ф).

Нижестоящие суды отменили штраф для организации на том основании, что проверка не проводилась (не выносилось решение о проведении проверки, работодатель не был предупрежден об этом), поэтому привлечение к ответственности нарушает права работодателя. Однако прокуратура настаивала на том, что в постановлении о возбуждении дела ошибочно не указано, что нарушение в виде невыплаты зарплаты выявлено при осуществлении надзорной деятельности за исполнением трудового законодательства. При этом прокуратура не проводила проверку в смысле ст. 21 Закона о прокуратуре.

Наказание назначено на основании информации, предоставленной работником предприятия, ответственным за финансы, на системной основе, ставить ее под сомнение и проводить проверку для ее подтверждения или опровержения оснований не было.

Напомним, что в силу п. 2 ст. 6 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре" (далее – Закон о прокуратуре) статистическая и иная информация, документы, справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении функций, возложенных на органы прокуратуры, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение 5 рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации).

Дело дошло до Верховного Суда, который указал, что работодатель не доказал проведение проверки, для осуществления которой по нормам Закона о прокуратуре (и приказов Генпрокурора РФ) требовалось вынесение решения о ее проведении и уведомление проверяемого лица.

Верховный Суд пришел к выводу, что проведение проверки не является единственным возможным способом выполнения возложенных на органы прокуратуры функций в рамках надзора за выполнением законов. Указанный вывод уже тиражируется нижестоящими судами (см. постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2023 № 08АП-7960/2023 по делу № А70-4937/2023, Первого КСОЮ от 25.09.2023 № 16-5281/2023).


Все новости

Налоговый календарь 1С:Мультибух 54ФЗ БизнесСтарт Как отличить фирменный продукт от подделки 54-ФЗ 8+4 1C:Fresh