Письмо Минфина России от 26.07.2024 № 03-07-07/69907
С 2025 года организации и предприниматели на УСН признаются плательщиками НДС. Налог упрощенцы смогут уплачивать по общей ставке 20 % (10 %) и применять налоговые вычеты по НДС или по льготной ставке (пп. "б" п. 5, пп. "а" п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12.07.2024 № 176-ФЗ):
В то же время от НДС освобождаются организации (ИП), у которых за прошлый год сумма доходов не превысила 60 млн руб. (пп. "а" п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.07.2024 № 176-ФЗ). Таким образом, если доходы организации (ИП) на УСН за 2024 год превысили 60 млн руб., но не превысили 250 млн руб., то в 2025 году при реализации товаров (работ, услуг) она может применять ставку НДС 5 % (без вычетов НДС) или ставку 20 % (10 %) и принимать к вычету входной НДС. Об этом напомнил Минфин России в письме от 26.07.2024 № 03-07-07/69907.
Письмо ГИТ в г. Москве от 13.08.2024 № ПГ/17137/10-26317-ОБ/593
При введении суммированного учета рабочего времени работодатель обязан ознакомить с изменениями, внесенными в Правила внутреннего трудового распорядка, работников, которых эти изменения затрагивают. Такой вывод следует из письма ГИТ в г. Москве 13.08.2024 № ПГ/17137/10-26317-ОБ/593.
Правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР) – это локальный нормативный акт, который регулирует следующие вопросы трудовых отношений у работодателя (ч. 4 ст. 189 ТК РФ):
Для отдельных категорий работников у работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) может вводиться суммированный учет рабочего времени. Такой способ учета рабочего времени устанавливается, когда невозможно обеспечить сотрудникам соблюдение ежедневной и еженедельной нормальной продолжительности рабочего времени в связи со спецификой их работы. При суммированном учете выбирается учетный период (месяц, квартал, год) (ч. 1 ст. 104 ТК РФ). Порядок введения суммированного учета рабочего времени работодатель устанавливает в Правилах внутреннего трудового распорядка (ч. 4 ст. 104 ТК РФ).
Внести изменения в Правила внутреннего трудового распорядка работодатель может двумя способами – утвердить приказ с изменениями или утвердить отредактированные ПВТР. Соответствующий приказ издается работодателем в свободной форме. В приказе указывается дата вступления изменений в силу.
Трудовое законодательство обязывает работодателя знакомить работников под подпись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью (абз. 10 ч. 2 ст. 22, ч. 3 ст. 68 ТК РФ). Поэтому если в ПВТР вносятся изменения, связанные с введением суммированного учета рабочего времени, то ознакомить с ними под подпись необходимо сотрудников, для которых вводится суммированный учет рабочего времени.
Отметим, что если работодатель применяет кадровый электронный документооборот (КЭДО), он вправе ознакомить сотрудников с локальными нормативными актами (в т. ч. с изменениями, внесенными в ПВТР) в электронной форме (ч. 2 ст. 22.1, ч. 11 ст. 22.2 ТК РФ).
Имеет ли значение наличие или отсутствие ИПРА при приеме на работу инвалида на квотируемое рабочее место? Можно ли считать квоту выполненной, если на рабочем месте работает инвалид, полностью отказавшийся от реабилитационных мероприятий по ИПРА?
При приеме на квотируемое рабочее место инвалида работодателю необходимо запросить у него индивидуальную программу реабилитации и абилитации (ИПРА), а работник обязан ее предоставить. Если на рабочее место принят инвалид, полностью отказавшийся от реабилитационных мер, указанных в ИПРА, то квота не считается выполненной.
Обоснуем ответ.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 12.12.2023 № 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" (далее – Закон № 565-ФЗ), размер квоты для приема на работу инвалидов определяет субъект РФ. Если численность сотрудников у работодателя превышает 35 человек, законом субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 % среднесписочной численности работников.
Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:
Это следует из норм абз. 28 ч. 3 ст. 214 ТК РФ, ч. 10 ст. 216.1 ТК РФ и ст. 53 Закона № 565-ФЗ.
Если инвалид трудоустроен за счет квоты по направлению из органов службы занятости, работодатель должен создать ему необходимые условия труда в соответствии с ИПРА. Соответственно, при приеме на квотированное рабочее место инвалида работодатель должен получить от него ИПРА и справку об установлении инвалидности.
Работник, который является инвалидом, может частично или полностью отказаться от прохождения реабилитационных мероприятий, указанных в ИПРА (ч. 5 ст. 11 Закона № 181-ФЗ). В этом случае работодатель освобождается от ответственности за ее исполнение (ч. 7 ст. 11 Закона № 181-ФЗ).
Если работник-инвалид отказывается от реализации ИПРА в целом или отдельных ее частей, рекомендуется письменно зафиксировать факт отказа. Например, полный отказ от реабилитационных мероприятий, указанных в ИПРА, инвалид может выразить в заявлении на имя руководителя организации. Такое заявление позволит работодателю документально обосновать правомерность неисполнения им ИПРА (например, в случае проверки контролирующими органами).
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 24.06.2024 по делу № 88-19578/2024
Судьи Первого КСОЮ в ходе рассмотрения спора о проведении индексации подтвердили, что повышение должностного оклада в связи с изменением трудовой функции не заменяет проведение работодателем индексации. Кроме того, выплата индивидуальных надбавок и премий в связи с увеличением объема работы и выполнением ключевых показателей эффективности также не подпадает под понятие индексации. Поэтому, несмотря на все увеличения зарплаты, суд обязал работодателя провести индексацию.
Напомним, что суды допускают использование премий в качестве повышения уровня реального содержания заработной платы, если такой способ закреплен в локальных нормативных актах (подробнее см. статью-рекомендацию).
Сотрудник работает с 9.00 до 18.00. Ненормированный рабочий день работнику не установлен. Работодатель планирует привлечь сотрудника к работе до начала рабочего дня (с 8.00 до 9.00). Будет ли эта работа считаться сверхурочной? Необходимо ли оплачивать такую работу в повышенном размере?
Если работодатель привлекает сотрудника к работе до начала рабочего дня, то такая работа считается сверхурочной. Сверхурочную работу работодатель обязан оплатить в повышенном размере с учетом норм ст. 152 ТК РФ.
Обоснуем ответ.
Сверхурочной работой является работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, то есть ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени – сверх нормального числа рабочих часов за учетный период (ч. 1 ст. 99 ТК РФ). При этом продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
По общему правилу для привлечения работника к сверхурочной работе требуется получить его письменное согласие (ч. 2, 4 ст. 99 ТК РФ). Исключение составляют случаи, указанные в ч. 3 ст. 99 ТК РФ (выполнение работ, необходимых для предотвращения катастрофы, производственной аварии или устранения их последствий, и др.).
Работодатель может привлекать сотрудника для выполнения работы до начала рабочего дня (смены) и после его окончания. Из нормы ст. 99 ТК РФ следует, что такая работа будет для сотрудника сверхурочной. Это подтверждают специалисты Роструда на сайте онлайнинспекция.рф.
В ситуации, когда рабочий день у сотрудника начинается в 9.00, работа за пределами этого времени по инициативе работодателя будет переработкой. Поэтому работу с 08.00 до 9.00 следует признать сверхурочной и оплатить в повышенном размере с учетом требований ст. 152 ТК РФ.
Сверхурочная работа оплачивается исходя из размера заработной платы, установленной в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда, включая стимулирующие и компенсационные выплаты. При этом первые 2 часа такой работы оплачиваются не менее чем в полуторном размере заработной платы, последующие часы – не менее чем в двойном. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
Письмо ФНС России от 13.08.2024 № ЗГ-2-15/11593
Организации обязаны своевременно представлять налоговую отчетность, так как без нее инспекции не могут сформировать налоговые обязательства и выставить требование об уплате налога (в случае необходимости). Если организация не представила декларацию (расчет) в течение 20 рабочих дней после установленного срока, то инспекция вправе приостановить операции по счетам организации в банке и переводам электронных денежных средств. Решение о приостановлении операций и переводов инспекция может принять в течение 3 лет со дня истечения указанного (20-дневного) срока (пп. 1 п. 3.1 и п. 3.2 ст. 76 НК РФ).
После представления декларации (расчета) с нарушением срока наступает ответственность по ст. 119 НК РФ. Так, сумма штрафа за несвоевременное представление декларации составляет 5 % от суммы налога, не оплаченной в срок (согласно декларации), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее подачи, но не более 30 % суммы налога и не менее 1000 рублей (п. 1 ст. 119 НК РФ). В письме от 13.08.2024 № ЗГ-2-15/11593 ФНС России отметила, что сумма штрафа должна рассчитываться исходя из неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации (расчета), с учетом результатов камеральной налоговой проверки. О сумме штрафа, если сумма налога уплачена вовремя, читайте здесь.
Отметим, что срок давности для привлечения к ответственности по ст. 119 НК РФ составляет 3 года. Кроме того, за несвоевременное представление декларации налоговая инспекция вправе привлечь к административной ответственности должностное лицо организации. В этом случае могут последовать предупреждение или штраф в размере от 300 до 500 рублей (ст. 15.5 КоАП РФ). Привлечь к административной ответственности можно в течение 1 года со дня совершения правонарушения.
Срок привлечения к ответственности по ст. 119 НК РФ и ст. 15.5 КоАП РФ исчисляется со дня, следующего за последним днем, когда организация должна была представить декларацию (подробнее см. здесь).