Личный кабинет

Отвечает ли главбух по налоговым долгам фирмы?

Отвечает ли главбух по налоговым долгам фирмы?

В рамках процедуры банкротства, вызванного неспособностью организации погасить налоговую задолженность, бремя уплаты соответствующих сумм может быть переложено не только на участников и руководителя компании, но и на ее главного бухгалтера. К такому выводу пришел Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 09.09.2020 № Ф05-10382/2019 по делу № А40-252169/2017.

Этим решением судьи признали неверными выводы нижестоящих инстанций о том, что главбух в принципе не может отвечать по налоговым долгам организации, т.к. не является ее руководителем. АС Московского округа указал, что по долгам организации-банкрота (в т.ч. налоговым) могут отвечать любые сотрудники, если они своими действиями способствовали банкротству. В частности, взыскать налоговую задолженность компании с главбуха можно, если установлено, что он включал в налоговую и бухгалтерскую отчетности заведомо ложные сведения, что стало причиной возникновения задолженности, приведшей к банкротству.

Утверждена новая форма декларации 3-НДФЛ.

Приказом ФНС России от 28.08.2020 № ЕД-7-11/615@ утверждена новая форма декларации 3-НДФЛ, порядок ее заполнения, а также формат представления в электронной форме.

Основные изменения претерпел раздел 1 декларации, в котором отражаются сведения о суммах налога, подлежащих уплате в бюджет или возврату из бюджета.

Этот раздел дополнен строками 060-170. Эти строки должны заполнять налогоплательщики, которые исчисляют авансовые платежи по НДФЛ по итогам квартала, полугодия, 9 месяцев. Такими налогоплательщиками являются индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты и др. Суммы авансовых платежей, которые отражаются в разделе 1, они теперь должны исчислять в специальном разделе (Расчет к Приложению № 3 раздела 2). Этим разделом дополнена декларация.

Кроме того, раздел 1 дополнен приложением, которое содержит две формы заявления, – заявление о зачете излишне уплаченного НДФЛ и заявление о возврате излишне уплаченного НДФЛ. Таким образом, теперь налогоплательщики одновременно с декларацией вправе подать в налоговый орган соответствующее заявление.

С 1 января 2020 года от НДФЛ освобождаются суммы материальной помощи (не превышающей 4000 руб. за налоговый период), оказываемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам, студентам (курсантам), аспирантам, адъюнктам, ординаторам и ассистентам-стажерам. Для отражения сумм этой помощи в Приложение № 4 раздела 2 декларации добавлена строка 090.

Новая форма декларации 3-НДФЛ действует с 1 января 2021 года и применяется при составлении декларации за 2020 год.

Статистическую отчетность переведут в электронный формат.

На рассмотрение Госдумы внесен законопроект, обязывающий сдавать первичные статистические данные только в электронном виде. Авторы законопроекта отмечают, что представление статотчетности на бумаге не отвечает задачам цифровизации госуправления, а также усложняет работу со статистическими данными.

Новые правила представления сведений в органы статистики коснутся всех респондентов, которые обязаны представлять такие сведения по действующим правилам. Исключение составят только физические лица, которые подают статистические данные добровольно по ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 282.

При представлении сведений в электронном формате нужно будет использовать электронную подпись, конкретный вид которой будет определяться органами статистики РФ.

Предполагается, что новые правила вступят в силу после опубликования текста закона, дата которого пока не известна. В тексте законопроекта отмечается, что субъекты малого предпринимательства начнут применять их позднее – с 1 января 2022 года. О принятии этого законопроекта мы сообщим дополнительно, следите за новостями на сайте 1С:ИТС.

Изменения в порядке подтверждения страхового стажа для расчета пособий.

Для расчета и назначения пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам требуются, в частности, сведения о страховом стаже физлица (ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Правила подсчета стажа для этих целей утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 № 91 (далее – Правила № 91).

6 октября 2020 года начнут действовать новые Правила, утв. приказом Минтруда России от 09.09.2020 № 585н (правила № 585н).

Отметим, что их содержание практически дублирует положения действующих Правил № 91.

Отличия состоят в том, что при подсчете страхового стажа помимо сведений из трудовой книжки используются сведения о трудовой деятельности в электронном виде. Полагаем, что имеются в виду сведения по форме СТД-Р (утв. приказом Минтруда России от 20.01.2020 № 23н). Ведь именно СТД-Р выдается работодателем сотруднику (выбравшему ведение электронной трудовой книжки) при увольнении (ч. 4 ст. 66.1 ТК РФ).

Заметим, что сотрудникам, которые не стали переходить на электронный вариант трудовой книжки, работодатель не обязан выдавать форму СТД-Р. Однако физлица вправе самостоятельно запросить эту форму в отделении ПФР а также через МФЦ или Единый портал госуслуг. См. об этом здесь.

Поскольку переход на электронные трудовые книжки начался с 01.01.2020 (Федеральный закон от 16.12.2019 № 439-ФЗ), то за периоды:

  • до 01.01.2020 – информация о стаже учитывается на основании данных трудовой книжки;
  • начиная с 01.01.2020 – информация о стаже учитывается на основании данных трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности по форме СТД-Р (для тех работников, кто выбрал ведение электронной трудовой книжки).

Порядком № 585н предусмотрено, что в случае отсутствия у работника как бумажной трудовой книжки, так и сведений о трудовой деятельности в электронном виде, а также если в них содержатся неправильные и неточные сведения, либо отсутствует информация об отдельных периодах работы, то для определения страхового стажа нужно запросить у него следующие документы (п. 9, 10 Порядка № 585н):

  • письменные трудовые договоры; 
  • справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; 
  • выписки из приказов; 
  • лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Первые разъяснения судов: как оплачивать нерабочие дни, можно ли объявлять простой и увольнять сотрудников.

Президиум Свердловского областного суда утвердил информационное письмо об актуальных вопросах применения законодательства при рассмотрении трудовых споров, вызванных введением нерабочих дней указами президента в связи с коронавирусом.

Судьи обозначили свою позицию по нескольким важным вопросам.

1. Увольнять сотрудников в нерабочие дни можно, но работодатель должен подтвердить наличие законного основания для расторжения трудового договора и соблюдение процедуры увольнения.

В частности, при рассмотрении споров будет учитываться:

  • продолжал работодатель работу или нет; 
  • были ли массовые случаи увольнения; 
  • было ли желание уволиться добровольным или имело место принуждение; 
  • соблюден ли порядок увольнения при сокращении или ликвидации.

2. Оплата труда должна производиться в полном объеме.

Поскольку указами определено, что зарплата сохраняется в полном объеме, ее размер должен соответствовать той сумме, которую работник получил бы, если бы отработал эти дни полностью (отработал норму рабочего времени при повременной оплате, выполнил норму труда при сдельной оплате).

Для правильного разрешения споров суды будут истребовать трудовой договор, локальные акты об оплате труда, а также сведения о составе и размере заработной платы истца за предшествующие 12 месяцев, об отработанном за 12 месяцев рабочем времени.

Если никаких данных работодатель представить не может, судьи считают возможным провести оплату исходя из среднего заработка (дневного или часового, если установлен суммированный учет рабочего времени) по правилам, утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922.

3. Премии необходимо начислять, только если эта выплата безусловна.

Судьи отметили, что при решении вопроса о начислении премий за период нерабочих дней необходимо учитывать условия действующих локальных нормативных актов и трудовых договоров в части премирования.

Значение имеет, входили премии в систему оплаты труда в качестве ежемесячной и обязательной выплаты или нет. Если премия – это безусловная обязательная выплата, то работник имеет право на ее получение.

Если же премии выплачивались только за достижение определенных показателей или при выполнении условий для премирования, то права на получение этой выплаты у работника нет.

4. Простой объявлять нельзя.

Свердловские судьи против простоя на период нерабочих дней. Они указали, что в этом случае сотрудники получают только 2/3 от должностного оклада (тарифной ставки), что существенно меньше заработной платы работника.

Как отметил президиум Свердловского суда, для работодателя в силу статей 5 и 8 ТК РФ объявленный президентом РФ режим нерабочих дней с сохранением заработной платы является обязательным. Решения работодателя в отношении названного периода не могут противоречить указам президента, поэтому работодатель обязан выплатить работнику заработную плату, а не 2/3 должностного оклада (тарифной ставки).

Нужно ли вновь принятых работников уведомлять о выборе способа ведения трудовой книжки?

Работодатель обязан уведомлять новых сотрудников, принятых на работу в период с 01.01.2020 по 31.10.2020, о возможности перехода на электронные трудовые книжки, даже если процедура уведомления остальных работников уже завершена. Обосновывается это следующим.

Работодатель обязан уведомить всех работников в письменной форме об изменениях трудового законодательства и о возможности выбрать способ ведения трудовой книжки (в электронном или бумажном виде) не позднее 31 октября 2020 года включительно (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ, п. 2 постановления Правительства РФ от 19.06.2020 № 887). Поскольку каких-либо исключений в отношении вновь принимаемых на работу сотрудников законодательством не предусмотрено, уведомление должно быть направлено и вновь принятым сотрудникам. Конкретные сроки направления такого уведомления после принятия на работу не установлены. Полагаем, что это можно сделать непосредственно после оформления всех кадровых документов, необходимых для трудоустройства. Главное – успеть до 31 октября 2020 года. Такой вывод подтверждается Минтрудом России в письме от 10.09.2020 № 14-2/ООГ-14696.

Невыдача работнику указанного уведомления может стать поводом для привлечения работодателя к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, которая предусматривает наказание в виде предупреждения или штрафа:

  • от 1 000 до 5 000 рублей – на должностных лиц и предпринимателей;
  • от 30 000 до 50 000 рублей – на организации.

Все новости

1С:Мультибух 54ФЗ Лекторий3 БизнесСтарт Как отличить фирменный продукт от подделки кабинет сотрудника 54-ФЗ Начинай новый бизнес с 1С 8+4 1C:Fresh Акселератор