С 2025 года организации и предприниматели на УСН станут плательщиками НДС. В то же время в 2025 году от уплаты НДС освобождаются налогоплательщики, доход которых за 2024 год не превысил 60 млн руб. Также освобождением смогут воспользоваться вновь созданные организации и вновь зарегистрированные предприниматели на УСН (с даты постановки на налоговый учет). Если условия соблюдаются, то освобождение действует автоматически (пп. "а" п. 1, п. 72 ст. 2, п. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.07.2024 № 176-ФЗ).
ФНС России напомнила, что упрощенцы, которые не освобождены от НДС, вправе уплачивать налог по общей ставке 20 % (10 %) и применять вычеты по "входному" НДС или по льготной ставке (без вычетов "входного" НДС) (пп. "б" п. 5 ст. 2 Федерального закона от 12.07.2024 № 176-ФЗ):
Кроме того, больше организаций смогут перейти с 2025 года на УСН – доходы за 9 месяцев 2024 года не должны превышать 337,5 млн руб. (ранее 112,5 млн руб.) (п. 2 ст. 346.12 НК РФ). По всей видимости, указанная сумма индексироваться в 2024 году не будет.
Также с 2025 года для применяющих УСН повышен лимит доходов (с 200 млн руб. до 450 млн руб.) и лимит остаточной стоимости ОС (с 150 млн руб. до 200 млн руб.) (пп. "б" п. 73, пп. "а" п. 74 ст. 2 Федерального закона от 12.07.2024 № 176-ФЗ). Предположительно, индексировать лимиты в 2025 году необходимо на коэффициент-дефлятор, равный 1.
Повышенные налоговые ставки по УСН 8 % и 20 % с 2025 отменяются. Уплачивать налог необходимо по ставке 6 % ("доходы") или 15 % ("доходы минус расходы") или по льготной ставке, предусмотренной региональным законом.
Упрощенцы, которые в 2024 году утратили право на УСН в связи с превышением лимита доходов, вправе вновь перейти на упрощенку с 01.01.2025. При этом у организаций сумма доходов за 9 месяцев 2024 года не должна превысить 337,5 млн руб. (ч. 11 ст. 8 Федерального закона от 12.07.2024 № 176-ФЗ).
Письмо Роструда от 02.07.2024 № ПГ/12390-6-1
Уволить сотрудника по п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ можно, только если он признан полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном законодательством. Это значит, что в медзаключении должно быть указано на невозможность (противопоказанность) трудовой деятельности. Такое медзаключение сотрудник предоставляет работодателю.
Если по медицинскому заключению работнику необходим перевод на другую работу, работодатель обязан перевести сотрудника с его письменного согласия на другую работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья (ч. 1 ст. 73 ТК РФ).
В ситуации, когда по медзаключению сотрудник нуждается во временном переводе на другую работу (более 4 месяцев) или в постоянном переводе, при этом отказывается от перевода или у работодателя нет подходящей работы, работника можно уволить по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
При увольнении работника по основанию, предусмотренному п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ или п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, работодатель обязан выплатить выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (абз. 2, 6 ч. 7 ст. 178 ТК РФ).
Отметим, что вопрос, по какой форме должно быть составлено медицинское заключение для оформления работодателем перевода или увольнения сотрудника, является спорным. Подробнее см. статью-рекомендацию.
При этом справка об установлении инвалидности и индивидуальная программа реабилитации инвалида не являются документами, на основании которых можно уволить работника (определение Верховного Суда РФ от 16.01.2023 № 4-КГ22-53-К1).
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 12.09.2024 по делу № 88-20442/2024
Работник, который уволился по собственному желанию, обжаловал в судебном порядке увольнение, поскольку (по его утверждению) работодатель оказывал на него давление и вынудил уволиться.
Судьи изучили аудиозапись разговора работника с представителем работодателя, в ходе которого было озвучено, что на работе его не ждут, ему рекомендуют написать заявление, чтобы не получить прогулы. Этого оказалось достаточным, чтобы Шестой КСОЮ определением от 12.09.2024 по делу № 88-20442/2024 подтвердил незаконность увольнения.
Письмо Минтруда России от 04.09.2024 № 14-6/ООГ-5261
Работник не вправе вернуться к ведению бумажной трудовой книжки после перехода на электронную трудовую книжку. Об этом напомнил Минтруд России в письме от 04.09.2024 № 14-6/ООГ-5261.
Работники могли подать работодателю письменное заявление о выборе способа ведения трудовой книжки до 31 декабря 2020 года (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ, далее – Закон № 439-ФЗ). После этой даты заявление могут подать работники, которые не имели возможности подать заявление в указанный срок. Это касается сотрудников, которые были на больничном, в отпуске, были отстранены от работы или не работали в этот период, хотя имели выданную ранее трудовую книжку (ч. 6 ст. 2 Закона № 439-ФЗ).
Если сотрудник выбрал электронную трудовую книжку, работодатель выдает ему на руки бумажную трудовую книжку в день предоставления заявления. Перед выдачей в трудовую книжку необходимо внести запись о факте подачи работником такого заявления (ч. 3 ст. 2 Закона № 439-ФЗ).
В ситуации, когда работник не подал работодателю никакого заявления, его трудовая книжка ведется работодателем на бумажном носителе, как и прежде. Право на ведение бумажной трудовой книжки сохраняется за работником и при последующем трудоустройстве к другим работодателям (ч. 4 ст. 2 Закона № 439-ФЗ).
Сотрудник, который подал заявление о продолжении ведения бумажной трудовой книжки, вправе в любое время написать заявление о переходе на электронную трудовую книжку. Такое право сотрудника закреплено в ч. 5 ст. 2 Закона № 439-ФЗ.
Если работник подал заявление о представлении сведений о трудовой деятельности в электронном виде, работодатель в последующем не вправе возобновить ведение его трудовой книжки в бумажной форме. Законом № 439-ФЗ это не предусмотрено.
Ранее Минтруд России уже высказывал аналогичную точку зрения (письмо Минтруда России от 14.12.2020 № 14-2/ООГ-18054).
Организации и предприниматели платят налоги, сборы, страховые взносы через ЕНС. ФНС России напомнила, что информацию о состоянии ЕНС можно получить в личном кабинете налогоплательщика или с помощью следующих справок (пп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ):
Для того чтобы получить необходимую справку, следует представить заявление в налоговый орган (его форма и формат утверждены приказом ФНС России от 14.11.2022 № ЕД-7-19/1086@). Заявление можно подать в бумажном виде, а также в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.
Кроме того, можно получить (письмо ФНС России от 14.09.2023 № КЧ-4-8/11712@):
Указанные сведения предоставляются по электронному запросу или на основании бумажного заявления (приказ ФНС России от 29.12.2022 № ЕД-7-19/1295@, письмо ФНС России от 14.09.2023 № КЧ-4-8/11712@).
Письмо Минфина России от 17.09.2024 № 03-04-05/89054
Минфин России в письме от 17.09.2024 № 03-04-05/89054 рассмотрел вопрос о получении родителем (матерью) детского вычета по НДФЛ в связи с уплатой алиментов на ребенка.
Для получения названного вычета в размере 1400 руб. или более (см. статью) необходимо, чтобы ребенок был на обеспечении родителя (пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ). Отметим, согласно ст. 80 СК РФ, родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Причем они сами определяют, как именно будут содержать детей (порядок, форму). Так, родители могут заключить соглашение об уплате алиментов либо алименты могут быть взысканы по решению суда.
Уплата алиментов подтверждает, что родитель содержит ребенка, поэтому он имеет право на детский вычет по НДФЛ. Тот факт, что родитель не проживает с ребенком, не имеет значения для предоставления вычета (см. статью).
Таким образом, при уплате алиментов родитель вправе получать вычет по НДФЛ на ребенка.
Федеральный закон от 30.09.2024 № 335-ФЗ
Территориальным органам Роструда, а также межведомственным комиссиям субъектов РФ по противодействию нелегальной занятости в рамках своей деятельности предоставлено право запрашивать в ИФНС информацию о работодателях, в т. ч. сведения, составляющие налоговую тайну. Подробнее см. здесь.
Перечень таких сведений утвержден приказом Минтруда России от 02.02.2024 № 40н. Перечень см. здесь.
Требования, которые должны соблюдать соответствующие органы при получении от налоговых инспекций сведений, составляющих налоговую тайну, установлены ст. 102 НК РФ. Так, указанные органы обязаны обеспечить специальный режим хранения этих сведений и доступ к ним. Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, должен иметь ограниченный круг должностных лиц этих органов. За разглашение таких сведений, а также за утрату документов, которые содержат указанные сведения, предусмотрена ответственность.
Федеральным законом от 30.09.2024 № 335-ФЗ статья 102 НК РФ дополнена п. 15. В соответствии с этим пунктом требования, установленные этой статьей, распространяются на межведомственные комиссии субъектов РФ по противодействию нелегальной занятости, а также на Роструд и его территориальные органы. Таким образом, указанные органы при получении от налоговых инспекций сведений о работодателях, составляющих налоговую тайну, обязаны обеспечить специальный режим их хранения, а также ограниченный доступ к этим сведениям.
Закон вступит в силу с 30.10.2024.