Личный кабинет

Обязательно ли составлять пояснительную записку к годовой бухгалтерской отчетности за 2024 год?

Обязательно ли составлять пояснительную записку к годовой бухгалтерской отчетности за 2024 год?

Вопрос аудитору

Обязательно ли к годовой бухгалтерской отчетности за 2024 год (баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним) составлять пояснительную записку и что в нее нужно включать?

Пояснительная записка не входит в состав бухгалтерской отчетности, поэтому представлять ее в налоговый орган не нужно.

Обоснуем ответ.

Годовая бухгалтерская отчетность за 2024 год сдается по формам, утвержденным приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н. Новые формы, образцы которых приведены в приложениях к ФСБУ 4/2023, при составлении бухгалтерской отчетности за 2024 год не применяются. В отношении отчетности за 2024 год продолжают действовать нормативные акты, утратившие силу с 1 января 2025 года в связи с началом обязательного применения ФСБУ 4/2023. Подробнее об этом здесь.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность коммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, далее – Закон № 402-ФЗ).

Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах состоят из отчета об изменениях капитала, отчета о движении денежных средств и пояснений, отличных от этих отчетов (п. 2п. 4 приказа Минфина России № 66н).

В пояснениях раскрывается информация, необходимая пользователям бухгалтерской отчетности для принятия экономических решений, но не раскрытая в бухгалтерском балансе, отчетах о финансовых результатах, об изменениях капитала, о движении денежных средств (приложение к письму Минфина России от 18.12.2024 № 07-04-09/128024 "Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2024 год").

Пояснительная записка не включается в пояснения и не входит в состав бухгалтерской отчетности с 1 января 2013 года (письмо Минфина России от 23.05.2013 № 03-02-07/2/18285, приложение к письму Минфина России от 09.01.2013 № 07-02-18/01 "Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2012 год ").

Вопрос о пояснительной записке обычно возникает в связи с тем, что на нее ссылается п. 5 ПБУ 4/99. Однако Закон № 402-ФЗ является нормативным актом высшего уровня и все подзаконные нормативные акты, регулирующие аналогичные вопросы, в частности, состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, должны применяться в части, не противоречащей этому закону.

Пояснительная записка может формироваться с целью отражения в ней сопутствующей информации, которая не относится к отчетности организации (Рекомендация Фонда "НРБУ "БМЦ" Р-34/2013-КпР "Пояснения в составе бухгалтерской отчетности" от 14.03.2013). В пояснительной записке могут приводиться сведения о деятельности организации, о численности, о динамике экономических и финансовых показателей, о смене системы налогообложения, об утрате права на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, о планах по развитию или реорганизации, о новых направлениях деятельности и другая подобная информация.

Таким образом, в пояснительную записку включается информация, которую организация хочет донести до пользователей своей бухгалтерской (финансовой) отчетности, но которая не включена в эту отчетность.

Поскольку пояснительная записка не входит в состав отчетности, обязанности по ее представлению у организации нет. Как правило, она составляется для внутренних пользователей отчетности (руководителей, учредителей, участников) и не представляется вместе с отчетностью в ФНС России.

 

ИФНС обязана принять декларацию с неверным ОКТМО

Документ

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2025 № 19АП-5964/2024 по делу № А08-13041/2023

Комментарий

Неверное указание ОКТМО в декларации (в т. ч. уточненной) не является основанием для отказа в приеме отчетности. На это указал Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 31.01.2025 № 19АП-5964/2024 по делу № А08-13041/2023.

Как отметили судьи, по своей сути функция по приему налоговой декларации является государственной услугой. Это подтверждает в т. ч. соответствующий Административный регламент ФНС России (приказ от 08.07.2019 № ММВ-7-19/343@), в котором описан порядок действий должностных лиц налогового органа в связи с поступлением отчетности. Все случаи, когда в приеме декларации можно отказать, а также когда она считается непредставленной, зафиксированы в ст. 80 НК РФ и п. 19 Административного регламента.

Неверное указание ОКТМО в этих перечнях отсутствует. Следовательно, такая ошибка не дает ИФНС права отказать в приеме декларации. Несмотря на неверный ОКТМО, инспекция обязана принять декларацию и начать ее камеральную проверку, в ходе которой должны устраняться подобные ошибки.


Инспекции усилили работу по взысканию налоговой задолженности с физических лиц

Документ

Письмо ФНС России от 18.03.2025 № Д-4-08/10@

Комментарий

Физические лица обязаны уплачивать налоги (транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц) в установленные сроки.

В случае неисполнения этой обязанности в срок и наличии отрицательного сальдо ЕНС налоговый орган направляет физическому лицу требование об уплате задолженности (ст. 69 НК РФ). Если это требование также не исполняется, налоговый орган вправе обратить взыскание задолженности на имущество (в том числе денежные средства) физического лица.

Для взыскания задолженности за счет имущества физического лица налоговый орган должен обратиться с заявлением о взыскании задолженности в суд. В этом случае взыскание задолженности осуществляется на основании решения о взыскании задолженности и информации о вступившем в силу судебном акте.

В письме от 18.03.2025 № Д-4-08/10@ ФНС России поручила налоговым инспекциям в целях информирования физлиц организовать работу по направлению физическим лицам заявлений, которые инспекции направляют в суды для взыскания задолженности.

Указанное заявление должно быть направлено физическому лицу в течение 10 календарных дней с даты его утверждения. К заявлению в обязательном порядке прилагается решение о взыскании задолженности, уведомление об актуальном отрицательном сальдо ЕНС, подлежащем взысканию в соответствии с решением о взыскании, и комплект необходимых документов. Заявление и документы направляются физлицу единым почтовым отправлением.

Заявление о взыскании задолженности инспекция должна направить в суд не позднее 20 календарных дней после даты утверждения проекта заявления.

 

Может ли упрощенец не начислять НДС при передаче прав на программу для ЭВМ?

Документ

Письма Минфина России от 25.11.2024 № 03-07-11/117764, от 20.11.2024 № 03-07-11/115890, от 08.08.2024 № 03-07-11/74359

Комментарий

Если доход организации и предпринимателя на УСН за 2024 год превысил 60 млн руб., т. е. в 2025 году они обязаны при реализации товаров (работ, услуг) исчислять и уплачивать НДС, то организация и ИП применяют освобождение от НДС, предусмотренное ст. 149 НК РФ.

Так, согласно пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, не облагается НДС передача исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в Единый реестр российских программ для ЭВМ и БД (далее – Реестр), а также передача прав на использование таких программ и баз данных, в том числе путем предоставления удаленного доступа через интернет.

Таким образом, если организация и ИП, применяющие УСН, являются плательщиками НДС в 2025 году, они вправе на общих основаниях применять освобождение от НДС при реализации неисключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, которые включены в Реестр (в том числе при предоставлении прав через интернет).

 

ФНС России назвала ошибки, которые часто допускаются в декларации по НДС

Документ

Информация УФНС России по Республике Бурятия от 18.03.2025

Комментарий

Не позднее 25.04.2025 в ИФНС необходимо представить декларацию по НДС за I квартал 2025 года. При этом подается она по новой форме, утв. приказом ФНС России от 05.11.2024 № ЕД-7-3/989@ (см. комментарий).

УФНС России по Республике Бурятия привело часто допускаемые налогоплательщиками ошибки при заполнении декларации по НДС. К ним относятся:

  • несоблюдение контрольных соотношений. Для новой формы они приведены в письме ФНС России от 05.02.2025 № СД-4-3/1064@;
  • отражение сведений, отличающихся от сведений, приведенных в оригинале полученного или выставленного счета-фактуры (номер и дата счета-фактуры, ИНН контрагента);
  • неправильное отражение кодов видов операций, утвержденных приказом ФНС России от 14.03.2016 № ММВ-7-3/136@;
  • некорректное указание стоимости товаров по счету-фактуре при ее отражении в нескольких налоговых периодах (она должна соответствовать стоимости, указанной в счете-фактуре, меняется только сумма НДС);
  • некорректное указание номера заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и несоответствие данным декларации на товары при импорте;
  • невосстановление НДС с предоплаты в налоговом периоде, в котором суммы налога по приобретенным товарам (работам, услугам) подлежат вычету, или в том налоговом периоде, в котором произошло изменение условий либо расторжение договора и возврат соответствующих сумм предоплаты;
  • незаполнение или неправильное заполнение журналов учета выставленных и полученных счетов-фактур при ведении деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров или договоров транспортной экспедиции;
  • неправильное заполнение книги покупок, книги продаж, журнала учета выставленных и полученных счетов-фактур при ведении деятельности в интересах другого лица и в интересах самого налогоплательщика;
  • отражение вычетов по НДС по счетам-фактурам, выставленным за пределами трех лет до окончания налогового периода декларации по НДС.

Чтобы избежать некорректного заполнения декларации и, как следствие, представления пояснений о причинах выявленных несоответствий, налогоплательщикам перед направлением декларации в ИФНС необходимо:

  • проверить правильность оформления счетов-фактур, как выставленных, так и полученных (соответствие реквизитам, указанным в договорах и иных первичных документах);
  • удостовериться, что в программу, с использованием которой формируется декларация, правильно (без ошибок) внесены все реквизиты счетов-фактур, платежных и иных документов, на основании которых формируются показатели декларации;
  • после формирования декларации проверить все реквизиты и строки, соблюдение контрольных соотношений;
  • обеспечить соответствие декларации требованиям приказов об утверждении формы декларации по НДС, об утверждении перечня кодов видов операций и письма ФНС России о направлении контрольных соотношений показателей.

Все новости

Налоговый календарь Налоговая реформа 2025 1С:Коннект - видеозвонки 54ФЗ БизнесСтарт Как отличить фирменный продукт от подделки 54-ФЗ Начинай новый бизнес с 1С 8+4 1C:Fresh