Личный кабинет

Нужно ли составлять приказ и получать разрешение на работу в период карантина?

Проверьте, относится ли ваша деятельность к пострадавшим от коронавируса?

Нужно ли составлять приказ и получать разрешение на работу в период карантина?

Если организация может продолжить работу в соответствии с Указами Президента РФ, то она не обязана издавать приказ о продолжении работы и получать какие-либо разрешительные документы. Если же организация не включена в список тех, кто может продолжить работу, то она не вправе продолжить работу.

Период с 30 марта по 30 апреля объявлен нерабочими днями Указами Президента РФ от 25.03.2020 № 206 и от 02.04.2020 № 239 для большинства организаций. При этом ряд организаций и ИП, в том числе продавцы продуктов и товаров первой необходимости, работают в обычном режиме в период нерабочих дней (полный перечень см. здесь).

Организации, которые попали в этот перечень, могут работать в обычном порядке. При этом законодательство не требует издания какого-либо приказа о продолжении работы или получения разрешения от органов местного самоуправления или иных властных структур.

Однако ряд работодателей из тех, кто может продолжить работу, должны утвердить список сотрудников, которые продолжают трудиться. Это, например, СМИ. Ограничений по количеству сотрудников, которых можно включить в этот список, законодательство не содержит.

Если же организация не должна работать в соответствии с Указами Президента РФ, то за продолжение деятельности (например, в соответствии с приказом руководителя) ее могут привлечь к ответственности, причем как по статье 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства, так и по статье 6.3 КоАП РФ за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившегося (в том числе) в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. А вот издавать приказ о нерабочих днях такие работодатели как раз не должны, поскольку обязанность прекратить деятельность вытекает из Указов Президента РФ.

В НДФЛ, УСН и ЕСХН внесли изменения в связи с коронавирусом.

Комментарий

Напомним, с целью сглаживания негативных экономических последствий из-за распространения коронавируса Федеральный закон от 22.04.2020 № 121-ФЗ (далее – Закон № 121-ФЗ) внес изменения в НК РФ в пользу налогоплательщиков. Ранее мы писали о нововведениях по налогу на прибыль. Теперь рассмотрим изменения по НДФЛ, УСН, ЕСХН. Так же как и по налогу на прибыль, эти изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 г.

В НДФЛ расширен перечень необлагаемых доходов

К таким доходам теперь относятся (п. 1 ст. 1 Закона № 121-ФЗ):

1) денежные выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам:

  • у которых выявлена новая коронавирусная инфекция; 
  • которые относятся к группам риска заражения этой инфекцией.

Не облагаются только те выплаты, источником финансирования которых является федеральный бюджет. Правила предоставления этого финансирования в 2020 г. утверждены постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 415. Размеры выплат перечислены в п. 10 указанных Правил.

2) субсидии из федерального бюджета предпринимателям, которые являются субъектами МСП, наиболее пострадавшими от коронавируса;

Перечень наиболее пострадавших от коронавируса отраслей с кодами ОКВЭД утвердило Правительство РФ. Чтобы не платить НДФЛ с указанной субсидии, ИП по состоянию на 01.03.2020 должен быть в реестре субъектов МСП, а основной вид его деятельности по ЕГРИП на эту дату должен быть в этом Перечне.

Полагаем, в первую очередь речь идет о субсидиях, которые будут выплачивать указанным субъектам МСП за апрель-май для поддержки занятости (подробнее см. здесь).

В УСН и ЕСХН расширили перечень расходов, уменьшающих налоговую базу

К таким расходам теперь относятся затраты, произведенные для выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов госвласти и местного самоуправления, их должностных лиц в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Это затраты на (п. 7, 8 ст. 1 Закона № 121-ФЗ):

  • дезинфекцию помещений; 
  • приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты.

Отметим, что похожие расходы плательщики УСН и ЕСХН могли учитывать в составе материальных расходов и ранее (пп. 3 п. 1 ст. 254, пп. 5 п. 2, п. 3 ст. 346.5, пп. 5 п. 1, п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Однако в пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ идет речь о приборах, лабораторном оборудовании, СИЗ, необходимость приобретения которых предусмотрена законодательством РФ. А в п. 7, 8 ст. 1 Закона № 121-ФЗ говорится о расходах на приобретение указанного имущества по требованию (предписанию) органов госвласти и местного самоуправления, а также их должностных лиц с целью выполнения санитарно-эпидемиологических и гигиенических норм.

Могут ли работодатели в условиях коронавируса оформлять для сотрудников цифровые пропуска?

Документ

Информация Минкомсвязи РФ

Комментарий

Минкомсвязь сообщает, что в 21 регионе РФ планируется создать платформу для оформления постоянных цифровых пропусков. Работодатели смогут оформить пропуска на своих сотрудников. Оформить пропуска можно будет через портал Госуслуг, подав список сотрудников через личный кабинет юрлица.

После проверки и одобрения заявки, поступившей от работодателя, формируются постоянные цифровые пропуска в виде QR-кодов. Далее они направляются в личные кабинеты сотрудников на портале Госуслуг и на адреса электронной почты.

Отметим, что оформить цифровые пропуска на сотрудников пока можно в Московской области. В ближайшее время планируется подключить к платформе Костромскую, Тульскую, Тамбовскую, Ярославскую, Владимирскую, Белгородскую и Орловскую области. Далее на очереди внедрение в 14 регионах Поволжья, Сибири, Дальнего Востока, Северного Кавказа. Относительно оформления цифровых пропусков Москве см. здесь.

Формирование списков сотрудников для оформления пропусков реализовано в "1С:ЗУП 8" (см. здесь).

Могут ли привлечь к ответственности работодателя, который не зарегистрировался на портале "Работа в России"?

Привлечение к ответственности за незаполнение форм сведений о движении кадров, размещенных на портале "Работа в России", возможно с 13 апреля 2020 года.

Поясним.

В конце марта 2020 года Минтруд России внес дополнения в форму отчетности, которую представляют в Роструд органы службы занятости. Она формируется на основании сведений об увольнении сотрудников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников. Эти сведения работодатели обязаны сообщать в центры занятости в соответствии со ст. 25 Закона от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". За их непредставление или несвоевременное представление предусмотрена административная ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ.

Приказом Минтруда России от 24.03.2020 № 152 форма дополнена графами (таблицами) для отражения сведений о:

  • задолженности работодателя по заработной плате перед сотрудниками;
  • численности сотрудников, которые в связи с ограничительными мерами (карантином): 
  • работают удаленно; 
  • работают в режиме неполного рабочего дня (смены) или неполной рабочей недели; 
  • находятся в простое; 
  • находятся в отпусках без сохранения заработной платы; 
  • уволены; 
  • предполагаются к увольнению. 

Обновленная форма отчетности была размещена на портале "Работа в России", после чего специалисты Минтруда России опубликовали письмо от 25.03.2020 № 16-2/10/В-2328, в котором поручили службам занятости оповестить работодателей о необходимости регистрации на портале "Работа в России" для отражения в указанной форме отчетности информации о движении кадров.

В начале апреля Правительство РФ постановлением от 12.04.2020 № 486 утвердило Временные правила представления работодателями сведений о занятости сотрудников (в частности, об увольнении) через портал "Работа в России". Они действуют до 31 декабря 2020 года.

Постановление № 486 вступило в силу 13 апреля 2020 года (на дату официального опубликования). Правительством РФ было поручено Минтруду России в 10-дневный срок утвердить перечень таких сведений, а Роструду – формат их представления (п. 2, 3 постановления № 486).

Отметим, 10-дневный срок с даты опубликования постановления № 486 истек, но о принятых ведомствами документах информации нет. В связи с этим можно предположить, что сведения, о которых идет речь во Временных правилах, утверждены вышеупомянутым приказом Минтруда России от 24.03.2020 № 152.

Соответственно, работодатели обязаны регистрироваться на портале "Работа в России" и заполнять размещенные на этом ресурсе формы отчетности о занятости сотрудников.

Ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ наступает в случае несообщения государственному органу или должностному лицу информации (сведений), если обязанность такого сообщения предусмотрена законом. Акты, изданные Правительством РФ, не являются законом. В то же время постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению на территории РФ (п. 2 ст. 115 Конституции РФ). Поэтому не исключено, что на практике контролирующие органы за несообщение работодателем сведений на портале "Работа в России" будут привлекать к ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ именно на этом основании.

Ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ влечет предупреждение или штраф в размере:

  • от 300 до 500 рублей – в отношении должностных лиц (в т.ч. ИП);
  • от 3 000 до 5 000 рублей – в отношении организаций.

Полагаем, что применять подобные санкции допустимо только с 13 апреля 2020 года, т.е. с момента вступления в силу Временных правил. До указанной даты санкции неправомерны, поскольку письмо Минтруда России (которым предписано заполнять формы отчетности на портале) не является нормативным актом.

Также отметим, что ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ наступает за несообщение сведений о движении кадров, а не за невыполнение обязанности по регистрации на портале "Работа в России". Тем не менее считаем целесообразным для работодателей осуществить такую регистрацию с целью оперативного сообщения сведений о занятости сотрудников при возникновении такой необходимости (например, если работников нужно перевести на "удаленку").


Все новости

Налоговый календарь 1С:Мультибух 54ФЗ БизнесСтарт Как отличить фирменный продукт от подделки 54-ФЗ 8+4 1C:Fresh