Личный кабинет

Нужно ли оформлять путевые листы, если организация не занимается профессиональными автоперевозками?

Нужно ли оформлять путевые листы, если организация не занимается профессиональными автоперевозками?

Вопрос аудитору

Организация оказывает услуги по содержанию инженерных коммуникаций. На балансе числится арендованный у сотрудника автомобиль, используемый для разовых поездок генерального директора. Должна ли организация оформлять путевые листы на такие поездки?

Организация, которая не занимается профессиональными автомобильными перевозками, но использует транспортное средство для собственных нужд, должна оформлять путевые листы, если во время поездки осуществляется перевозка пассажиров и багажа. Если директор управляет автомобилем самостоятельно, путевой лист оформлять необязательно.

Обосновывается это следующим.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ, которым утвержден Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее – УАТ), путевой лист должен быть оформлен собственником, владельцем (в том числе арендатором) транспортного средства, осуществляющего движение по дорогам при перевозке пассажиров и багажа, грузов в городском, пригородном и междугородном сообщениях.

Аналогичная норма содержится в п. 10 Состава сведений и порядка оформления путевого листа, утв. приказом Минтранса России от 28.09.2022 № 390 (далее – Состав сведений).

Обязанность оформлять путевой лист не зависит от того, является эксплуатация автомобиля основным видом деятельности организации или он просто используется организацией для собственных нужд (подп. 2 п. 7 Состава сведений).

Вместе с тем в законе прописаны дополнительные условия, при которых оформление путевого листа обязательно, это:

·                     перевозка грузов или багажа,

·                     перевозка пассажиров.

Таким образом, если транспортным средством управляет водитель, а генеральный директор выступает в качестве пассажира, необходимо оформить путевой лист. Если же генеральный директор управляет автомобилем самостоятельно и не перевозит грузы, багаж или пассажиров, путевой лист можно не оформлять.

Также обращаем внимание, что если транспортное средство используется на основании договора аренды транспортного средства с экипажем, путевой лист оформляется арендодателем (ч. 1 ст. 6 УАТ).

Если у водителя нет путевого листа в случаях, когда это определено законом, он несет ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ, в виде предупреждения или штрафа в размере 500 руб.

Обязаны ли сотрудники присутствовать на рабочем месте в период простоя?

Документ

Письмо Минтруда России от 17.04.2024 № 14-6/ООГ-2338

Комментарий

Трудовым кодексом РФ не урегулирован вопрос о необходимости присутствия сотрудников на рабочих местах во время простоя. Поскольку период простоя относится к рабочему времени (ч. 1 ст. 91 ТК РФ), а не ко времени отдыха (ст. 107 ТК РФ), сотрудники не могут использовать его по своему усмотрению и покидать рабочие места. Это относится и к ситуациям, когда время простоя приходится не на весь рабочий день (смена), а только на его (ее) часть. Самовольное отсутствие сотрудников на рабочем месте без разрешения работодателя можно расценить как нарушение трудовой дисциплины (письмо Минтруда России от 17.04.2024 № 14-6/ООГ-2338).

Отметим, что судебная практика подтверждает правомерность увольнения работника за прогул в связи с самовольным отсутствием его на рабочем месте в период простоя (см., например, апелляционные определения Свердловского областного суда от 15.06.2018 по делу № 33-9935/2018, Московского городского суда от 04.08.2017 по делу № 33-30321/2017, Челябинского областного суда от 29.05.2017 по делу № 11-6523/2017).

Минтруд России разъяснил следующее. Трудовым кодексом РФ не урегулирован порядок оформления простоя, простой оформляется приказом работодателя, который издается в свободной форме. Работодатель вправе установить, что в период простоя работники могут не присутствовать на рабочих местах. Такое решение целесообразно принять в случае длительного простоя (например, в течение нескольких недель или месяцев). Рекомендуем это решение оформить приказом (его можно включить в приказ о простое или выпустить отдельный приказ). В нем также могут быть урегулированы вопросы вызова работника на работу в случае отсутствия работников в период простоя на территории работодателя.

Отметим, что в ситуации, когда работодатель не разрешил работникам покидать рабочие места, а также в случае, когда сотрудники вправе отсутствовать на рабочих местах в период простоя, работодатель обязан соблюдать требования ст. 157 ТК РФ об оплате времени простоя. Напомним, если простой произошел по вине работодателя, то время простоя оплачивается в размере не менее 2/3 средней заработной платы работника. Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, необходимо оплатить в размере не менее 2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя. Простой, который возник по вине работника, не оплачивается.

Как перевести бизнес с организации на ИП?

Вопрос аудитору

Единственный учредитель ООО хочет открыть ИП и перевести на него все имущество организации, чтобы вести бизнес от имени ИП. Как это сделать? Какие налоги придется заплатить, если ООО и ИП на УСН?

Перевести бизнес с ООО на ИП можно путем совершения сделки по купле-продаже, мене или дарению.

Обоснуем ответ.

Имущество общества обособлено от имущества его участников и принадлежит обществу на праве собственности (ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ, далее – Закон № 14-ФЗ). Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. В числе прочего собственник может отчуждать свое имущество в пользу других лиц (п. 2 ст. 209 ГК РФ).

Поэтому в рассматриваемой ситуации передать имущество от действующей организации (ООО) к любому третьему лицу (в т. ч. его участнику) можно:

·                     путем отчуждения обществом этого имущества по рыночным ценам и на рыночных финансовых условиях (т. е. совершение в отношении него сделки по купле-продаже, мене или дарению);

·                     при распределении прибыли ООО в пользу его участника, если это предусмотрено уставом организации.

С поступивших от реализации имущества сумм ООО должно уплатить единый налог по УСН. Аналогичный порядок налогообложения применяется в случае передачи имущества при распределении прибыли ООО (письма Минфина России от 25.08.2017 № 03-03-06/1/54596 и от 17.12.2009 № 03-11-09/405). При этом у физического лица (получателя имущества) также возникает доход в виде дивидендов, облагаемый НДФЛ (п. 1 ст. 41п. 1 ст. 210ст. 211 НК РФ).

Необходимо учитывать следующее. В силу положений пп. 1 п. 2 ст. 105.1 НК РФ организация и ее участник с долей более 25 % для целей налогообложения признаются взаимозависимыми лицами. При этом если в сделках между такими лицами устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сопоставимых сделках между лицами, не являющимися взаимозависимыми, то в силу положений п. 1 ст. 105.3 НК РФ любые доходы (прибыль, выручка), которые могли бы быть получены одним из этих лиц, но из-за указанного отличия не были им получены, учитываются для целей налогообложения у этого лица.

Работодатели будут отчитываться о военнообязанных работниках через электронный реестр

Документ

Законопроект № 646824-8

Комментарий

Госдума России приняла в третьем чтении закон, согласно которому работодатели смогут передавать в военкоматы данные о военнообязанных сотрудниках через электронный реестр воинского учета. Соответствующие поправки предлагается внести в Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Напомним, правила ведения реестра воинского учета утверждены постановлением Правительства России от 19.04.2024 № 506. Реестр начнет действовать с 01.11.2024. В него войдут все граждане, которые должны состоять на воинском учете, то есть подходят для этого по возрасту, постоянно проживают в России и не освобождены от воинской обязанности.

Воинский учет осуществляется органами местного самоуправления и военкоматами, а работодатели обязаны сообщать им о военнообязанных работниках. Сейчас сведения о воинском учете работников передаются на бумажном носителе либо через портал Госуслуг (п. 32.1 Положения о воинском учете, утв. постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719). Подробнее о том, какие сведения нужно передавать, читайте здесь.

Если проект будет одобрен Советом Федерации и подписан президентом РФ, передавать сведения воинского учета можно будет в том числе путем направления информации в реестр воинского учета.

Напоминаем, что действующее законодательство предусматривает ответственность работодателя за нарушение правил ведения воинского учета. Подробнее об этом читайте здесь.

Можно ли взыскать с работника штраф, который получен работодателем по его вине?

Вопрос аудитору

Организации назначен административный штраф по вине работника (за допуск сотрудников к работе без медосмотра). Может ли организация взыскать указанный штраф с работника, ответственного за соблюдение правил охраны труда?

Если работник добровольно не возместил штраф, удерживать его нельзя. В случае спора с работником суд, скорее всего, признает такие действия неправомерными. Взыскать ущерб в судебном порядке также не получится.

Обоснуем ответ.

Работники обязаны возместить реальный ущерб, причиненный работодателю при исполнении должностных обязанностей. Это правило установлено в ст. 238 ТК РФ. Под таким ущербом понимается уменьшение наличного имущества работодателя либо необходимость произвести выплаты в пользу третьих лиц. При этом доказать размер ущерба должен работодатель.

В судебной практике сложилась точка зрения, согласно которой сумма административного штрафа не может быть отнесена к прямому реальному ущербу, который обязан возместить работник работодателю. Это связано с тем, что указанная сумма уплаченных санкций не относится к категории наличного имущества работодателя, а является мерой административной ответственности за совершенное работодателем правонарушение. Поэтому административный штраф не может быть взыскан с работника.

Такая точка зрения поддерживается многими судами, см., например, определения Второго КСОЮ от 09.02.2021 № 88-30984/2020 по делу № 2-2123/2020, Третьего КСОЮ от 05.02.2024 по делу № 88-3097/2024 и от 10.08.2022 № 88-14570/2022 по делу № 2-1670/2022, Четвертого КСОЮ от 27.02.2020 № 88-5624/2020.

При этом работодатель может предложить сотруднику добровольно заплатить штраф. Для этого с работником необходимо заключить соглашение, в котором прописать порядок уплаты (внесение денег на счет или в кассу либо удержание из заработной платы). Если работник не согласится на такой порядок действий, взыскать ущерб нельзя.

Отметим, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей работодатель вправе применить к нему дисциплинарное взыскание в виде замечания, выговора или увольнения (ст. 192 ТК РФ). Кроме того, сотрудник может быть лишен премии, если такое основание (дисциплинарное взыскание) предусмотрено локальным нормативным актом организации. Но следует помнить, что лишение премии само по себе не может применяться в качестве дисциплинарного взыскания, а может быть только следствием его наложения (подробнее см. письмо Минтруда России от 14.03.2018 № 14-1/ООГ-1874).

 


Все новости

1С:ЕТС Налоговый календарь 54ФЗ БизнесСтарт Как отличить фирменный продукт от подделки 54-ФЗ 8+4 1C:Fresh