Личный кабинет

Новые правила работы с электронными счетами-фактурами

Новые правила работы с электронными счетами-фактурами

Документ

Приказ Минфина России от 05.02.2021 № 14н

Комментарий

С 1 июля 2021 года изменится порядок работы с электронными счетами-фактурами. Новый порядок утвержден приказом Минфина России от 05.02.2021 № 14н (далее –  Порядок). Рассмотрим изменения подробнее.

Электронные счета-фактуры при реализации прослеживаемого товара

В настоящее время счета-фактуры оформляются в бумажной или в электронной форме. Причем в электронной форме они составляются, только если стороны договорились об этом и у них есть технические возможности для их приема и обработки (п. 1 ст. 169 НК РФ).

С 1 июля 2021 года счета-фактуры (в т. ч. корректировочные) при реализации прослеживаемых товаров нужно составлять только в электронной форме. Исключения представляют следующие операции с прослеживаемыми товарами (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 09.11.2020 № 371-ФЗ):

  • реализация физическим лицам для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью;
  • реализация плательщикам налога на профессиональный доход;
  • реализация и перемещение товара с территории РФ при экспорте (реэкспорте);
  • реализация и перемещение товаров с территории РФ на территорию другого государства – члена ЕАЭС.

Эти правила нашли свое отражение в новом приказе (п. 4 Порядка). В связи с этим организации и предприниматели, реализующие и приобретающие прослеживаемые товары, должны обеспечить возможность работы с электронными счетами-фактурами (в т. ч. корректировочными) через оператора электронного документооборота.

Зашифрованные электронные счета-фактуры

Действующий порядок допускает составление счетов-фактур как в зашифрованном, так и в незашифрованном виде. Если сейчас нет четких правил, то с 1 июля 2021 года не допускаются зашифрованные счета-фактуры, если (п. 7 Порядка):

  • нормативными правовыми актами запрещено шифрование информации счетов-фактур;
  • счет-фактура выставляется по прослеживаемым товарам и содержит регистрационные номера партии товара. Это новый реквизит счета-фактуры, который появится с 1 июля 2021 года (см. подробнее);
  • по договору с продавцом или покупателем оператор ЭДО проверяет электронные счета-фактуры, в том числе на соответствие утвержденному формату.

Механизм отправки-получения электронных счетов-фактур

Порядок направления, получения счетов-фактур через операторов ЭДО более детально прописан, он практически не изменился (п. 11 – 24 Порядка). Из новшеств можно выделить следующее:

  • продавец и покупатель не должны формировать дополнительный служебный документ-извещение о получении подтверждения оператора ЭДО;
  • продавец, выставляющий счет-фактуру, не должен проверять действительность усиленной УКЭП лица, уполномоченного его подписывать;
  • оператор ЭДО по договору с продавцом может проверять правильность электронного счета-фактуры и его подписи (условия такой проверки оговариваются в договоре) и в случае отрицательного результата направлять в адрес продавца сообщение об ошибке.

Какие расходы нельзя учесть при переходе с ЕНВД на УСН?

Плательщики, применяющие УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на расходы", учитывают для целей налогообложения арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество.

По нормам Налогового кодекса расходы по оплате услуг третьих лиц учитываются в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности – в момент такого погашения.

Принимая это во внимание, налогоплательщик, перешедший на УСН с 1 января 2021 года, не вправе учесть в расходах сумму арендной платы, перечисленную арендодателю авансом в декабре 2020 года (в период применения ЕНВД) за услуги аренды, предоставленные в период применения УСН.

Минфин России считает, что соцпакет облагается страховыми взносами.

Специалисты Минфина России продолжают настаивать на том, что организации обязаны с выплат социального характера начислять страховые взносы. Так, в письме от 15.02.2021 № 03-15-06/10032 финансисты указали, что под объекты обложения страховыми взносами подпадают:

  • дотации на питание работникам;
  • компенсации работникам за проезд к месту работы и обратно;
  • разовые премии за участие в конкурсах профессионального мастерства;
  • премии в связи с праздничными и юбилейными датами.

Аргументация Минфина для всех перечисленных выплат едина и заключается в следующем.

Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений. Перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, содержится в ст. 422 НК РФ. Рассматриваемые выплаты в этом перечне не упоминаются. Значит, на них страховые взносы начисляются в общем порядке, так как такие выплаты производятся в рамках трудовых отношений и поэтому признаются объектом обложения страховыми взносами (подп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ). Этой позиции Минфин России придерживается уже давно (см., например, письмо от 21.03.2017 № 03-15-06/16239).

Однако с ней можно поспорить. Аргументы для победы в суде сформировал Президиум ВАС РФ еще в период действия Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, но они применимы и сейчас, так как положения этого закона и главы 34 идентичны. Высшие арбитры в постановлении от 14.05.2013 № 17744/12 пришли к выводу, что выплаты социального характера не облагаются страховыми взносами, так как:

  • связаны с трудовой деятельностью работников и осуществляются вне зависимости от результатов работы;
  • не являются стимулирующими или компенсирующими выплатами;
  • имеют нерегулярный характер;
  • не являются вознаграждением за труд.

Отметим, что на сегодняшний день уже есть арбитражная практика и по новым нормам. Пример – постановление АС Восточно-Сибирского округа от 02.11.2020 по делу № А19-29229/2019. В этом споре суд разрешил не облагать страховыми взносами дотацию на питание работников, которая полагалась им по коллективному договору. Арбитры пришли к выводу, что это социальная выплата. Значит, она не связана с оплатой труда работников, поэтому не облагается страховыми взносами.

Ответственных за охрану труда необходимо учить на специализированных курсах.

ГИТ выписала работодателю штраф в размере 120 тыс. рублей по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ за то, что начальник строительного участка, назначенный ответственным за охрану труда, не прошел обучение в этой области в специальных обучающих организациях. Обжаловать штраф работодателю не удалось. Как указал Верховный Суд РФ, в соответствии с ч. 1 ст. 255 ТК РФ все работники, в том числе руководители организаций (и работодатели – ИП), должны проходить обучение по охране труда в порядке, установленном уполномоченным органом. Такой порядок утвержден совместным постановлением Минтруда России и Минобразования России 13.01.2003 № 1/29.

Пунктом 2.3.2 этого порядка установлено, что в специализированных обучающих организациях обучение охране труда проходят руководители организаций, а также их замы, курирующие вопросы охраны труда, руководители и специалисты, которые отвечают за проведение работ на производстве (в том числе отвечают за контроль и надзор), а также работники, на которых возложены обязанности организации работы по охране труда.

По мнению судей, начальник строительного участка относится к тем лицам, обучать которых охране труда можно только в специализированных организациях.

Недавно аналогичное мнение уже высказывал Шестой кассационный суд общей юрисдикции.

Новые штрафы за нарушение правил пожарной безопасности.

Документ

Федеральный закон от 09.03.2021 № 36-ФЗ

Комментарий

20 марта 2021 года вступили в силу поправки, предусматривающие новые штрафы за нарушение правил пожарной безопасности. Соответствующие изменения внесены в КоАП РФ Федеральным законом от 09.03.2021 № 36-ФЗ.

Теперь будут штрафовать за повторное нарушение требований пожарной безопасности (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ), если оно совершено на объекте защиты, который отнесен к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска. Основанием для штрафа является необеспечение работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты. Также поводом для наказания стало несоответствие эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности. Штраф за эти нарушения составит (ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ):

  • от 3 000 до 4 000 руб. – для граждан;
  • от 15 000 до 20 000 руб. – для должностных лиц;
  • от 30 000 до 40 000 руб. – для предпринимателей;
  • от 200 000 до 400 000 руб. – для организаций.

К предпринимателям и организациям вместо штрафа может быть применено наказание в виде приостановления деятельности на срок до 30 суток.

За нарушение требований пожарной безопасности, в результате чего возник пожар, в котором было уничтожено или повреждено чужое имущество или причинен легкий или средней тяжести вред здоровью людей, добавили штраф для предпринимателей. Ранее ИП штрафовали как должностных лиц – на сумму от 40 000 до 50 000 рублей, теперь штраф для них составит от 50 000 до 60 000 рублей. Вместо штрафа деятельность организации или ИП могут приостановить на срок до 30 суток.


Все новости

1С:Мультибух 54ФЗ Лекторий3 БизнесСтарт Как отличить фирменный продукт от подделки кабинет сотрудника 54-ФЗ Начинай новый бизнес с 1С 8+4 1C:Fresh Акселератор