Личный кабинет

Новые правила проведения налоговых проверок.

Новые правила проведения налоговых проверок.

Комментируемым законом внесены значительные изменения в правила проведения налоговых проверок. Обновленные правила начнут применяться с 3 сентября 2018 года. Рассмотрим их подробнее.

Уточнены правила проведения повторной выездной проверки

Напомним, что повторная выездная проверка проводится налоговым органом, если плательщик представил уточненную декларацию с уменьшенной суммой налога. Эти правила закреплены в п. 10 ст. 89 НК РФ. Если раньше в этой статье говорилось, что проверяется период, за который представлена уточненная декларация, то сейчас это положение убрали и оставили указание на то, что предметом проверки является только правильность уменьшения налога (увеличение убытка) с учетом изменений (п. 5 ст. 1 Закона № 302-ФЗ). Полагаем, что теперь будут проверять только те измененные показатели, которые привели к уменьшению налога или увеличению убытка. При этом сведения, которые не изменялись, налоговый орган проверять не вправе. Такой подход транслировала судебная практика и ранее (см. постановление Президиума ВАС РФ от 16.03.2010 № 8163/09).

Свидетелям будут вручать протоколы их допроса

Допрос свидетеля оформляется протоколом (ст. 90 НК РФ). Его форма утверждена в приложении 11 приказа ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Действующие положения НК РФ не обязывают предоставлять копию протокола допроса самому свидетелю.

Новый п. 6 ст. 90 НК РФ обязывает налоговые органы вручать копии протокола под расписку свидетелю. Если он отказывается от его получения, этот факт отражается в протоколе (п. 6 ст. 1 Закона № 302-ФЗ).

Уточнили, как избежать повторного представления документов налоговому органу

Согласно положениям ст. 93 НК РФ налогоплательщик вправе не представлять документы (информацию), которые уже были поданы в налоговые органы. Теперь законодатель уточнил, что в таком случае необходимо уведомить налоговые органы, что истребуемые документы были представлены ранее. В уведомлении следует указать реквизиты документов, которым (приложением к которому) они были представлены, а также наименование налогового органа, куда они были поданы.

На направление такого уведомления отводится 10 рабочих дней со дня получения требования (20 рабочих дней – при проверке консолидированной группы налогоплательщиков, 30 рабочих дней – при проверке иностранной организации, подлежащей постановке на учет по п. 4.6 ст. 83 НК РФ). Такие правила вводятся п. 7 ст. 1 Закона № 302-ФЗ.

Увеличен срок представления документов по конкретной сделке

Вне рамок налоговой проверки налоговый орган может истребовать документы (информацию) по конкретной сделке у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих нужной информацией. Срок представления таких документов увеличен с 5 пяти до 10 рабочих дней с даты получения требования (п. 8 ст. 1 Закона № 302-ФЗ).

Дополнительные мероприятия налогового контроля будут оформляться актом

В указанном акте будут зафиксированы следующие факты: начало и окончание допмероприятий, сведения об их проведении, полученные доказательства, выводы о нарушениях со ссылками на нормы НК РФ и предложения проверяющих по их устранению. В настоящее время такой документ не предусмотрен НК РФ, на это указали и суды (см. определение ВС РФ от 13.09.2016 № 310-КГ16-5041, постановление Президиума ВАС РФ от 18.10.2012 № 7564/12).

Дополнение к акту проверки будет составляться в течение 15 рабочих дней со дня окончания допмероприятий. В течение 5 рабочих дней после этого дополнение к акту с приложением полученных материалов вручается проверяемому. Если проверяемый уклоняется от получения дополнения к акту проверки, этот факт отражается в нем. В этом случае дополнение к акту направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации или месту жительства гражданина и считается полученным на шестой день после отправки письма (п. 9 ст. 1 Закона № 302-ФЗ).

Проверяемый может в течение 15 рабочих дней со дня получения акта представить письменные возражения.

Новые правила будут применяться при вынесении решений по результатам налоговых проверок, завершенных после 3 сентября 2018 года.

Теперь ознакомиться с материалами налоговой проверки можно до их рассмотрения налоговым органом

Такое положение закреплено в ст. 101 НК РФ. На ознакомление с материалами проверки дается тот же срок, что и для представления письменных возражений – месяц со дня получения акта или 15 рабочих дней со дня получения дополнения к акту проверки.

В ходе рассмотрения материалов проверки будут исследоваться представленные до этого доказательства, с которыми проверяемому предложили ознакомиться (п. 9 ст 1 Закона № 302-ФЗ). Эта норма исключает возможность ознакомления с материалами налоговой проверки в ходе их рассмотрения налоговым органом. Ранее налоговые органы нередко предлагали проверяемым ознакомиться с материалами проверки именно в ходе их рассмотрения, что приводило к судебным спорам (см. определения ВС РФ от 09.03.2016 № 308-КГ16-735, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.06.2012 № А19-12548/2011, ФАС Московского округа от 30.09.2010 № КА-А40/9677-10 и др.).

Новые правила будут применяться при вынесении решений по результатам налоговых проверок, завершенных после 3 сентября 2018 года.

Подробнее...

Новые формы статистического наблюдения.

Приказом от 31.07.2018 № 468 Росстат утвердил новые формы федерального статистического наблюдения за ценами и финансами, а также указания по их заполнению.

В частности, утверждены следующие формы:

Годовая с отчета за 2018 год:

  • № 12-Ф "Сведения об использовании денежных средств";

Месячные с отчета за январь 2019 года:

  • № 2-цены приобретения (зерно) "Сведения о средних ценах на приобретенное промышленными организациями зерно для основного производства";
  • № П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации";
  • № 1-СХ-цены "Сведения о ценах производителей сельскохозяйственной продукции";

Месячные с отчета по состоянию на 22 января 2019 года:

  • № 1-ТАРИФ (га) "Сведения о тарифах на перевозку тонны грузов организациями воздушного транспорта";
  • № 1-ТАРИФ (труб) "Сведения о тарифах на перекачку (транспортировку) грузов трубопроводным транспортом";

Месячная с отчета в январе 2019 года, годовую с отчета за 2018 год:

Квартальная с отчета в марте 2019 года:

Квартальная с отчета за январь - март 2019 года:

  • № П-6 "Сведения о финансовых вложениях и обязательствах";

С периодичностью 1 раз в год для отчета за IV квартал 2018 года:

  • № 1-РЦ "Сведения о структуре розничной цены отдельных видов товаров";

С периодичностью 1 раз в год для отчета за декабрь 2018 года:

  • № 2-РЦ "Сведения о составе розничной цены и затратах организаций розничной торговли по продаже отдельных видов товаров".

Кроме того, ряд изменений внесен в порядок заполнения форм отчетности:

  • При отсутствии показателей в формах необходимо представлять в Росстат нулевой отчет. Ранее вместо отчета достаточно было направить письмо об отсутствии показателей.
  • При заполнении формы № П-3 больше не нужно сообщать о применении в отчетном периоде УСН.
  • В форме № 1-цены производителей добавлена графа "Причины изменения объема отгрузки", которая заполняется при подаче месячного отчета.

Указанные изменения действуют с 31.07.2018.

С этой же даты признаны утратившими силу ранее действовавшие формы:

- "Форма федерального статистического наблюдения № 2-цены приобретения (зерно) "Сведения о средних ценах на приобретенное промышленными организациями зерно для основного производства"; 
- "Форма федерального статистического наблюдения № 1-ТАРИФ (га) "Сведения о тарифах на перевозку тонны грузов организациями воздушного транспорта".

- "Форма федерального статистического наблюдения № 12-Ф "Сведения об использовании денежных средств";

-"Форма федерального статистического наблюдения № П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации";

- "Форма федерального статистического наблюдения № 1-СХ-цены "Сведения о ценах производителей сельскохозяйственной продукции";

- "Форма федерального статистического наблюдения № 1-ТАРИФ (труб) "Сведения о тарифах на перекачку (транспортировку) грузов трубопроводным транспортом";

- "Форма федерального статистического наблюдения № 1-цены производителей "Сведения о ценах производителей промышленных товаров (услуг)";

- "Форма федерального статистического наблюдения № 1-связь (тарифы) "Сведения о тарифах на услуги связи для юридических лиц";

- "Форма федерального статистического наблюдения № П-6 "Сведения о финансовых вложениях и обязательствах";

- "Форма федерального статистического наблюдения № 1-РЦ "Сведения о структуре розничной цены отдельных видов товаров";

- "Форма федерального статистического наблюдения № 2-РЦ "Сведения о составе розничной цены и затратах организаций розничной торговли по продаже отдельных видов товаров".

Напомним, что обязанность предоставления статистической отчетности в территориальные подразделения Росстата распространяется на организации и предпринимателей, в отношении которых органами статистики проводится сплошное или выборочное наблюдение в соответствии с положениями Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ.

При сплошном наблюдении статистическую информацию обязаны сдавать все организации и ИП, осуществляющие определенный вид деятельности. При выборочном – только те, кому органы статистики сообщили о необходимости предоставления такой информации. Узнать, какие именно статформы должна сдавать организация или предприниматель, можно на портале системы сбора отчетности.

Подробнее...

Аудиторов обязали сообщать сведения о клиентах по запросу налоговой.

По роду своей деятельности аудиторские организации и индивидуальные аудиторы (далее – аудиторы) получают от клиентов значительные объемы информации и документов, в том числе документы, которые служат основаниями для исчисления и уплаты налогов, сборов, страховых взносов (далее – налоговые документы и информация). Эти документы (информация) составляют аудиторскую тайну и не могут быть истребованы при осуществлении налогового контроля (п. 4 ст. 82 НК РФ, ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности").

Однако с 1 января 2019 г. налоговики смогут требовать у аудиторов налоговые документы (информацию), касающиеся их клиентов, если:

  • такие документы (информация) сначала запрашивались налоговым органом у клиента аудитора (в рамках выездной налоговой проверки или проверки трансфертных цен в соответствии ст. 105.17 НК РФ) и не были представлены в налоговый орган указанным лицом в установленном порядке;
  • в отношении клиента аудитора (аудируемого лица) поступил запрос компетентного органа иностранного государства (территории) в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

В последнем случае аудитор вправе информировать своего клиента о получении соответствующего требования налогового органа и передаче ему налоговых документов (информации) о клиенте, если запрос компетентного органа иностранного государства (территории) не содержит запрета на такое информирование.

Истребование у аудиторов налоговых документов об их клиентах возможно только на основании решения руководителя (заместителя руководителя) ФНС России.

Соответствующие изменения внес в часть первую НК РФ Федеральный закон от 29.07.2018 № 231-ФЗ.

Подробнее...

Сокращен срок камеральной проверки декларации по НДС. Это и другие изменения НК РФ.

Комментируемым законом внесены как серьезные изменения в порядок исчисления и уплаты НДС, так и незначительные технические. Причем некоторые новые нормы сняли ранее существующие спорные моменты. Рассмотрим наиболее важные изменения подробнее.

Камеральная проверка декларации по НДС будет проводиться быстрее

По общему правилу камеральная проверка декларации должна быть проведена в течение трех месяцев со дня подачи декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ). Теперь срок проверки деклараций по НДС, сданных с 04.09.2018, сокращен до двух месяцев (п. 4 ст. 1 и п. 4 ст. 4 Закона № 302-ФЗ). Проверка такой декларации может быть продлена до трех месяцев решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа только в том случае, если установлены признаки, указывающие на нарушение налогового законодательства.

С предоплаты в счет передачи имущественных прав придется заплатить НДС

Закон внес изменения в п. 1 ст. 154 НК РФ. В этом пункте прописано, как определять налоговую базу по НДС при получении предоплаты в счет передачи имущественных прав, перечисленных в абз. 2 п. 1, п. 2-4 ст. 155 НК РФ. Речь идет о получении предоплаты в счет:

  • уступки первоначальным кредитором денежного требования, вытекающего из договора реализации (абз. 2 п. 1 ст. 155 НК РФ);
  • переуступки новым кредитором денежного требования, вытекающего из договора реализации (п. 2 ст. 155 НК РФ);
  • передачи прав на жилые дома и помещения, гаражи и машино-места (п. 3 ст. 155 НК РФ);
  • переуступки новым кредитором денежного требования, приобретенного у третьих лиц (п. 4 ст. 155 НК РФ).

Налог в этих случаях будет уплачиваться не со всей суммы предоплаты, а с разницы между суммой предоплаты и суммой расходов на приобретение указанных прав (размера денежного требования, в том числе будущего требования). Причем сумма таких расходов берется пропорционально доле предоплаты в стоимости, по которой передаются имущественные права (пп. "а" п. 1 ст. 2 Закона № 302-ФЗ). Это означает, что с предоплаты в счет последующей передачи перечисленных имущественных прав следует исчислить и уплатить НДС в бюджет. Причем налог следует исчислять по расчетной ставке 18/118. Напомним, что ранее на этот вопрос НК РФ не давал однозначного ответа. Поэтому контролирующие органы настаивали на уплате НДС со всей суммы полученного аванса (см. подробнее).

Уплаченный авансовый НДС продавец сможет заявить к вычету с даты передачи имущественных прав. Соответствующие изменения внесены в п. 6 ст. 172 НК РФ (п. 9 ст. 2 Закона № 302-ФЗ). Эти изменения вступают в силу с 01.10.2018 и распространяются на авансы, полученные после этой даты.

Несмотря на то что законодатель снял некоторые вопросы, по-прежнему не вполне ясно, нужно ли платить НДС при получении предоплаты в счет последующей передачи прав на заключение договора, арендных прав, перечисленных в п. 5 ст. 155 НК РФ.

Упрощен порядок подтверждения нулевой ставки экспортерами

Законодатель упростил порядок подтверждения нулевой ставки НДС для экспортных операций.

Во-первых, разрешено применение нулевой ставки НДС не только при экспорте товара иностранному лицу, но и обособленному подразделению российской организации за пределами ЕАЭС. В подтверждение этой льготы экспортер может представить контракт с российской организацией на поставку товаров ее филиалу, представительству, отделению, бюро, конторе, агентству либо другому обособленному подразделению, находящемуся за пределами ЕАЭС (пп. "б" п. 4 ст. 2 Закона № 302-ФЗ). До этого применение нулевой ставки НДС в таком случае было невозможно, так как в списке подтверждающих документов был только контракт с иностранным покупателем. Поэтому российские организации, ведущие активную деятельность за рубежом, были вынуждены создавать иностранные юрлица, чтобы воспользоваться льготой.

Во-вторых, экспортерам разрешили повторно не представлять в налоговый орган договоры (контракты). Вместо этого налоговому органу следует сообщить реквизиты документа, которым (приложением к которому) ранее были представлены контракты (договоры), а также наименование налогового органа, в который они были поданы. Это нововведение упрощает жизнь экспортеров, у которых заключены долгосрочные контракты на поставку.

В-третьих, исключили обязанность экспортера представлять в подтверждение нулевой ставки транспортные, товаросопроводительные и иные документы, подтверждающие вывоз товаров за пределы ЕАЭС (пп. "б" п. 4 ст. 2 Закона № 302-ФЗ). Связано это с тем, что информация о вывозе товара за границу поступает налоговым органам от таможенных в соответствии с п. 17 ст. 165 НК РФ. Однако не рекомендуем налогоплательщикам избавляться от перечисленных документов раньше времени, ведь налоговый орган может их истребовать, если представленная плательщиком информация не соответствует сведениям, полученным от таможенников (пп. "в" п. 4 ст. 2 Закона № 302-ФЗ). На подачу пояснений и документов налогоплательщику дается 15 дней. Если вывоз товара за пределы ЕАЭС не подтвержден, то нулевая ставка НДС не будет подтверждена (пп. "к" п. 4 ст. 2 Закона № 302-ФЗ).

В-четвертых, уточнен порядок представления транспортных и товаросопроводительных документов при вывозе товаров из РФ в другие страны ЕАЭС (пп. "г" п. 4 ст. 2 Закона № 302-ФЗ). Эти документы могут не представляться одновременно с налоговой декларацией, если плательщик подает в налоговый орган перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в электронной форме. Налоговый орган, проводящий камеральную налоговую проверку, вправе выборочно истребовать у налогоплательщика транспортные и иные документы, сведения о которых включены в этот перечень заявлений. Налогоплательщик обязан представить истребуемые документы (их копии) в течение 30 календарных дней с даты получения требования. Если эти требования не будут исполнены, то обоснованность нулевой ставки НДС считается неподтвержденной.

Перечисленные изменения вступают в силу с 01.10.2018. Полагаем, что они применяются в отношении товаров, реализованных на экспорт после этой даты.

Право на заявительный порядок возмещения НДС получит больше налогоплательщиков

В настоящее время право на ускоренный порядок возмещения НДС есть у налогоплательщиков-организаций, которые за три календарных года, предшествующих подаче заявления на применение этого порядка, уплатили в бюджет не менее 7 миллиардов рублей налогов. Теперь эта сумма уменьшится до двух миллиардов рублей. Это означает, что еще больше налогоплательщиков смогут воспользоваться этим порядком. Аналогичным образом смягчены требования к поручителю. Также увеличена возможная сумма обязательств поручителя: теперь она может составлять до 50 процентов от стоимости его чистых активов. До изменений сумма была в пределах 20 процентов. Благодаря изменениям поручитель сможет выдать больше поручений (п. 10 ст. 2 Закона № 302-ФЗ).

Эти изменения вступят в силу с 01.10.2018.

Новые правила для налоговых агентов по НДС

Обязанности налоговых агентов по НДС возложили на перевозчиков на ж/д транспорте, которые в рамках посреднических отношений реализуют услуги по предоставлению подвижного состава и контейнеров. Это правило не распространяется на услуги, перечисленные в пп. 2.1 и 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ, которые облагаются по нулевой ставке НДС. Об этом говорится в новом п. 5.1 ст. 161 НК РФ (п. 2 ст. 2, п. 2 ст. 4 Закона № 302-ФЗ).

Кроме того, отменили обязанность вести журнал учета счетов-фактур для налоговых агентов-посредников, перечисленных в п. 4, 5 и 5.1 ст. 161 НК РФ (пп. "б" п. 7 ст. 2 Закона № 302-ФЗ). Это налоговые агенты по НДС при:

Также перечисленным налоговым агентам предоставили возможность заявить к вычету НДС (п. 8 ст. 2 Закона № 302-ФЗ):

  • уплаченный в бюджет при продаже товара (работ или услуг), если в дальнейшем покупатель возвращает товар (в том числе в течение действия гарантийного срока) или отказывается от него или от выполненных работ, оказанных услуг.
  • уплаченный в бюджет с полученного аванса, если он возвращен покупателю при изменении условий либо при расторжении соответствующего договора.

Соответствующие изменения внесены в п. 5 ст. 171 НК РФ. Они вступают с 01.10.2018 и распространяются на операции, совершенные после этой даты.

Подробнее...


Все новости

Налоговый календарь 1С:Мультибух 54ФЗ БизнесСтарт Как отличить фирменный продукт от подделки 54-ФЗ 8+4 1C:Fresh