Личный кабинет

Новая форма трудовой книжки и порядок ее заполнения.

Новая форма трудовой книжки и порядок ее заполнения.

Документ

Приказ Минтруда РФ от 19.05.2021 № 320н

Комментарий

Минтруд РФ приказом от 19.05.2021 № 320н утвердил:

  • новую форму трудовой книжки (приложение № 1) (далее – Новая форма);
  • порядок заполнения этой трудовой книжки (приложение № 2) (далее – Порядок).

Новая форма трудовой книжки и порядок ее заполнения вступят в силу с 01.09.2021 и будут действовать до 01.09.2027.

При этом утрачивает силу Инструкция по заполнению трудовых книжек, утвержденная постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69 (далее – Инструкция № 69).

1. Новая и старая форма: какую применять?

Новая форма трудовой книжки вступает в силу с 01.09.2021. С этой же даты они должны применяться в кадровом учете. Вместе с тем продолжает действовать постановление Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 (далее – Постановление № 225), которым утверждена старая форма трудовой книжки. Оно включено в Перечень нормативно-правовых актов, на которые не распространяется "регуляторная гильотина". Перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2467. Правила отмены устаревших документов в рамках "регуляторной гильотины" утверждены Федеральным законом от 31.07.2020 № 247-ФЗ.

Это означает, что старые трудовые книжки легитимны и продолжают действовать. Новые трудовые книжки, по нашему мнению, сотрудники могут получить только в виде дубликата, то есть взамен испорченной или утраченной старой трудовой книжки. Это связано с тем, что лицам, которые впервые поступают на работу после 31.12.2020 трудовые книжки оформляются в электронном виде (ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ). Следовательно, в бумажном виде трудовые книжки на таких работников (в т. ч. по новой форме) не оформляются.

Если Постановление № 225 останется действующим, то у работодателей возникнут вопросы, по каким правилам вносить записи с 1 сентября 2021 года в старые трудовые книжки и по каким правилам оформлять вкладыш в трудовую книжку. Разъяснить эти вопросы предстоит Минтруду России.

2. Чем новая форма трудовой книжки отличается от старой?

Новая форма трудовой книжки от старой формы отличается количеством разворотов разделов. Для раздела "Сведения о работе" в новой форме определено 14 разворотов. В старой форме – 10 разворотов. Для раздела "Сведения о награждении" в новой форме определено 7 разворотов. В старой форме было 10 разворотов.

Также изменилось количество разворотов вкладыша в трудовую книжку. Раздел "Сведения о работе" содержит 12 разворотов (в старой форме было 9). Раздел "Сведения о награждениях" вкладыша новой формы включает 5 разворотов (в старой форме – 8).

Кроме того, на титульном листе новой формы уточняется, что печать работодателя ставится на трудовую книжку только при ее наличии. Заметим, что ранее Минтруд России в своих разъяснениях приходил к выводу, что печать на титульном листе трудовой книжки ставится только при наличии ее у работодателя.

Подробнее об этом см. Справочник кадровика.

3. Что изменится в порядке заполнения новой трудовой книжки.

Новый Порядок ведения трудовой книжки частично включает правила заполнения, перенесенные из Инструкции № 69. Но не все. Например, раздел "II. Заполнение сведений о работнике" включает только правила внесения исправлений и дополнений о работнике (изменение фамилии, дополнительное образование). Некоторые положения Порядка дублируют нормы Постановления № 225.

Рассмотрим наиболее интересные нововведения.

Во-первых, заполнять трудовую книжку можно будет не только от руки, но и с помощью технических средств. Ранее в Инструкции № 69 указывалось, что записи можно делать только ручкой черного, синего или фиолетового цвета. В новом Порядке это сохранено в качестве рекомендации.

При этом по-прежнему не допускается применение сокращений при заполнении трудовой книжки ("пр." вместо "приказ", "расп." вместо "распоряжение").

Во-вторых, нет больше привязки должности в трудовой книжке к штатному расписанию или квалификационным справочникам. Ранее в п. 3.1 Инструкции № 69 указывалось, что наименование должности (работы, специальности) в трудовую книжку вносится, как правило, в соответствии со штатным расписанием, а если работа в должности связана с предоставлением льгот, то наименование должности должно соответствовать наименованиям в квалификационных справочниках.

Отсутствие этого положения в новом Порядке означает, что с 01.09.2021 работодатель не обязан указывать должность работника в соответствии со штатным расписанием или квалификационными справочниками. Возможно, отсутствие этих норм в новом Порядке компенсирует требование указывать в СЗВ-ТД с 1 июля код выполняемой функции по Общероссийскому классификатору занятий (ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Это правило установлено п. 2.5.4 Порядка заполнения СЗВ-ТД, утв. постановлением Правления ПФ РФ от 25.12.2019 № 730п. Следом за СЗВ-ТД в бумажных трудовых книжках работодателям возможно придется указывать наименование должностей в соответствии с указанным классификатором.

В-третьих, урегулирован порядок внесения записи в трудовую книжку, когда временный перевод становится постоянным. В этом случае в трудовой книжке указывается (абз. 6 п. 10 Порядка):

  • в графе 1 раздела "Сведения о работе" – порядковый номер записи;
  • в графе 2 – дата фактического начала исполнения работником обязанностей в связи с временным переводом;
  • в графе 3 – наименование структурного подразделения организации с указанием его конкретного наименования, наименования должности (работы), специальности, профессии с указанием квалификации;
  • в графе 4 – дата и номер приказа (распоряжения), на основании которого работник был временно переведен, и аналогичного документа, который признал перевод постоянным.

В-четвертых, уточнен порядок внесения в трудовую книжку записей о работе по совместительству (п. 11 Порядка). Теперь она может вноситься и в хронологическом порядке, и блоками (одновременно о приеме и об увольнении) после увольнения из каждой организации (на основании соответствующих приказов.

Из буквального толкования содержания п. 11 нового Порядка следует, что:

  1. если у сотрудника есть основное место работы, то запись о совместительстве вносит основной работодатель;
  2. если на момент необходимости внесения записи физическое лицо не работает, то можно обратиться за записью по месту работы по совместительству;
  3. можно внести запись о работе по совместительству, если она была до трудоустройства по основному месту работы.

В-пятых, скорректирована формулировка записи в трудовую книжку при переименовании организации.

Так, с 01.09.2021 запись в графе 3 о переименовании организации будет выглядеть так (п. 13 Порядка):

"Организация (наименование, дата переименования) переименована (новое наименование организации)".

Сейчас в трудовой книжке о переименовании делается запись:

"Организация такая-то с такого-то числа переименована в такую-то".

В-шестых, изменятся правила записи в трудовую книжку об увольнении в связи с переводом работника на другую постоянную работу к другому работодателю (п. 21 Порядка).

В графе 3 раздела "Сведения о работе" наряду с указанием на порядок перевода (по просьбе работника или с его согласия, что указываются и сейчас в соответствии с Инструкцией № 69) добавится наименование организации или ИП, куда переводится работник.

Работодатель, увольняющий работника в порядке перевода, может получить сведения о будущем работодателе из письма-просьбы о переводе работника к новому работодателю. Подробнее об увольнении работника в порядке перевода см. Справочник кадровика.

В-седьмых, работодатель сможет самостоятельно разрабатывать книги (журналы) по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее и учета движения трудовых книжек. Эти книги (журналы) должны быть пронумерованы, прошнурованы, заверены подписью руководителя организации, индивидуального предпринимателя, печатью организации (при наличии).

Сейчас для регистрации выданных бланков трудовых книжек применяется книга учета бланков, форма которой утверждена постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69. Несмотря на то что этот документ утрачивает силу с 01.09.2021, работодатель может продолжать вести уже начатые им книгу учета бланков трудовых книжек и вкладышей в нее и приходно-расходную книгу по учету бланков трудовых книжек и ее вкладышей. К такому же мнению пришли и чиновники Роструда в консультации.

Как правильно взыскивать ущерб с работника?

Документ

Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19.04.2021 по делу № 88-7892/2021, 2-2624/2020

Комментарий

Работодатель имеет право на возмещение ущерба, причиненного работником. Однако для этого работодатель должен подтвердить, что ущерб понес именно он.

На рассмотрении Первого кассационного суда оказался спор между компанией и ее работником, который попал в ДТП (по собственной вине), причинив повреждения управляемому транспортному средству. Судьи выяснили, что поврежденное ТС принадлежало работодателю на основании договора аренды, по которому текущий и капитальный ремонт арендованного средства осуществляет арендатор. Однако ремонт авто после ДТП оплатил арендодатель. Признавая правомерным отказ работника возместить ущерб, судьи отметили, что работодатель имеет право требовать только возмещения прямого действительного ущерба в пределах тех сумм, которые им выплачены третьим лицам в счет возмещения ущерба, либо фактически произведенных им расходов на восстановление поврежденного транспортного средства.

Должен ли покупатель платить штраф за невывезенный товар?

Документ

Определение Верховного Суда РФ от 21.05.2021 № 309-ЭС21-6603 по делу № А60-11005/2020

Комментарий

Если договор поставки заключен на условиях самовывоза, то покупатель обязан забрать со склада поставщика весь согласованный объем товара. А за невыполнение этой обязанности продавец может взыскать предусмотренный договором штраф. Такие выводы следуют из определения Верховного Суда РФ от 21.05.2021 № 309-ЭС21-6603. Этим решением суд подтвердил обязанность покупателя заплатить поставщику неустойку, рассчитанную исходя из объема невыбранной со склада поставщика за год продукции.

Судьи обратили внимание на то, что в договоре поставки был указан как суммарный годовой объем продукции, которую должен забрать покупатель, так и обязанность по ежемесячному забору товара в определенном количестве. При этом изменение ежемесячного объема допускалось по соглашению сторон, а вот годовой объем должен был оставаться неизменным. В этой связи систематическое нарушение покупателем ежемесячного объема выборки товара без согласования с поставщиком, а также невыполнение обязательств по годовому объему ВС РФ расценил как отказ покупателя от ранее согласованного количества продукции. А поскольку односторонний отказ от договора не допускается, арбитры признали правомерным взыскание с покупателя штрафных санкций.

Ошибка в программе счетной не является, поэтому не дает права взыскать с работника лишнее.

Документ

Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 22.04.2021 № 88-6389/2021

Комментарий

Трудовой кодекс дает работодателю право взыскать с работника суммы, излишне выплаченные в результате недобросовестности работника или счетной ошибки.

Понятие счетной ошибки в трудовом законодательстве не раскрывается. О том, относятся ли к таковым технические сбои в программах расчета зарплаты, рассказали судьи Восьмого кассационного суда.

Организация в результате технического сбоя выплатила сотруднику при увольнении компенсацию отпуска за "лишние" 42 дня (которые были добавлены программой к компенсируемым дням). Посчитав, что в условиях автоматизированного расчета заработной платы счетная ошибка может включать и ошибку, в том числе произошедшую вследствие сбоя в работе программного обеспечения, используемого для соответствующих расчетов, организация обратилась в суд за взысканием излишней выплаты.

Суд первой инстанции признал произошедшее счетной ошибкой и требования удовлетворил. Однако апелляционный и кассационные суда с такой квалификацией не согласились. Как указали судьи, счетной следует считать ошибку, допущенную в арифметических действиях, то есть в действиях, связанных с подсчетом (сложение, вычитание, умножение, деление). Технические ошибки счетными не являются.

Отметим, что ранее в аналогичных ситуациях суды признавали факт арифметической ошибки и удовлетворяли требования работодателя о взыскании денег.

Подробнее см. апелляционные определения Белгородского областного суда от 05.03.2019 № 33-1555/2019, Омского областного суда от 26.04.2018 по делу № 33-1865/2018.


Все новости

Единый семинар Налоговый календарь 1С:Мультибух 54ФЗ БизнесСтарт Как отличить фирменный продукт от подделки 54-ФЗ 8+4 1C:Fresh