В ходе проверки декларации по НДС налоговый орган может выявить противоречия или несоответствия между сведениями этой декларации и информацией, содержащейся в декларации по НДС, представленной другим лицом.
Если это обнаружится при проверке декларации по НДС за 3-й квартал 2016 года, налогоплательщику будут направлены по ТКС два требования о представлении пояснений: первое – относительно расхождений, выявленных по книге покупок и ее дополнительным листам (раздел 8 и 8.1 декларации), второе – по книге продаж и ее дополнительным листам (раздел 9 и 9.1 декларации).
Получив эти требования, налогоплательщик должен:
Такие разъяснения дала ФНС России в письме от 07.11.2016 № ЕД-4-15/20890@.
Возможность представлять пояснения по требованию налогового органа реализована в программах 1С.
Подробнее см. "Представление пояснений по требованию налогового органа в программе "1С:Бухгалтерия 8".
Организации, которые являются крупнейшими налогоплательщиками, подлежат налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях. Критерии признания налогоплательщика крупнейшим (далее – Критерии) утверждены приказом ФНС России от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@.
Для того чтобы определить, относится ли организация к подобной категории, налоговые органы оценивают следующие критерии:
ФНС России приказом от 26.10.2016 № ММВ-7-2/582@ дополнила данный перечень. Теперь к числу крупнейших налогоплательщиков (администрируемых на федеральном уровне) может быть отнесена организация, которая обратилась в инспекцию с заявлением о проведении налогового мониторинга.
Напомним, что процедура налогового мониторинга регулируется главой 14.7 НК РФ и представляет собой доступ налоговых органов в режиме реального времени к данным бухгалтерского и налогового учета организации. Это освобождает организацию от камеральных и выездных проверок (письмо ФНС России от 17.12.2014 № ЕД-4-2/26194).
Подать заявление о проведении мониторинга вправе организация, которая соответствует всем требованиям из п. 3 ст. 105.26 НК РФ.
Кроме того, ФНС России упомянутым приказом от 26.10.2016 № ММВ-7-2/582@ уточнила последствия отзыва банком России лицензии у кредитной организации.
Если кредитная организация относилась к категории крупнейших налогоплательщиков, то по п. 10 Критериев после отзыва лицензии она сохраняет данный статус до момента вынесения арбитражным судом решения о завершении процедуры принудительной ликвидации или процедуры банкротства.
Форма статистического наблюдения № 1-Т(проф) утверждена приказом Росстата от 05.07.2016 № 325. Применяется она для наблюдения Росстатом за численностью и потребностью организаций в работниках по профессиональным группам. Более подробно об этом см. новость.
Вместе с тем подавать форму № 1-Т(проф) в территориальные органы статистики должны не все организации, а только те, которые попали в выборку, проведенную Росстатом. Перечень таких организаций с 25.10.2016 выложен на сайте http://statreg.gks.ru/.
В эту выборку включены:
Территориальные органы Росстата должны письменно (по почте, факсимильной или электронной связью) проинформировать попавшие в перечень организации о том, что им необходимо представить форму № 1-Т(проф). Однако департамент предупредил, что сроки проведения наблюдения сжаты и территориальные органы, вероятно, не смогут уведомить всех, попавших в выборку. Поэтому организациям рекомендуется самостоятельно проверить, попали они в выборку наблюдения или нет. Сделать это можно на сайте http://statreg.gks.ru/.
Организации, попавшие в перечень, должны представить форму № 1-Т(проф) по состоянию на 31.10.2016 в свой орган Росстата с 1 ноября по 28 ноября 2016 года включительно.
Если такая форма своевременно представлена не будет, грозит ответственность по ст. 13.19 КоАП РФ (непредставление первичных статистических данных).
Соответствующие разъяснения дал Росстат в письме от 10.10.2016 № 04-04-4/132-СМИ.
Если договором с контрагентом неустойка (штраф, пени) предусмотрена в качестве меры ответственности и не формирует стоимость товаров (работ, услуг), она не облагается НДС у продавца.
К подобному выводу Минфин России (соглашаясь с точкой зрения Президиума ВАС РФ в постановлении от 05.02.2008 № 11144/07) пришел в разъяснении от 04.03.2013 № 03-07-15/6333 (доведенном до налоговых инспекций письмом ФНС России от 03.04.2013 № ЕД-4-3/5875).
Такой же позиции ведомство придерживается и в настоящее время (см. письмо от 05.10.2016 № 03-07-11/57924).
Специалисты Минфина России указывают, что база по НДС (согласно пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ) увеличивается только на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Неустойка – это денежная сумма, которую должник обязан (по закону или договору) уплатить кредитору, в частности, в случае просрочки исполнения обязательства (п. 1 ст. 330 ГК РФ). В подобной ситуации она не является элементом ценообразования в отношении реализуемых товаров (работ, услуг), т.е. не связана с их оплатой. Поэтому НДС на нее не начисляется.
Подробнее об исчислении НДС в случаях, когда неустойка выплачена продавцу или покупателю, см. справочник "Налог на добавленную стоимость".
В справочнике "Учет по налогу на прибыль организаций" актуализированы статьи по учету в "1С:Бухгалтерии 8" для редакции 3.0 в связи с выпуском релиза 3.0.44:
Налоговый орган не может отказать обществу с ограниченной ответственностью и акционерному обществу в приеме документов, если на них отсутствует печать. На это указала ФНС России в письме от 06.09.2016 № ОА-4-17/16629@.
Налоговое ведомство напомнило: в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2015 № 82-ФЗ ООО и АО вправе, но не обязаны иметь печать. Поэтому документы, представляемые (направляемые) в налоговые органы, принимаются вне зависимости от наличия (отсутствия) печати.
Ранее ФНС России высказывала аналогичную точку зрения (письмо от 05.08.2015 № БС-4-17/13706@).
Подробнее об использовании печати см. в Бизнес-справочнике.
Если у налогового агента в 2017 году возникнет необходимость пересчитать НДФЛ за отчетный период 2016 года, то при проведении такого перерасчета он должен представить в налоговый орган уточненный расчет по форме 6-НДФЛ за 2016 год, причем независимо от того, какая причина привела к перерасчету – занижение суммы налога или ее завышение. На это указала ФНС России в письме от 21.09.2016 № БС-4-11/17756@.
Налоговое ведомство пояснило, что такой порядок следует из п. 6 ст. 81 НК РФ. Этим пунктом установлено, что при обнаружении налоговым агентом в расчете, поданном в налоговый орган, факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы налога, подлежащей перечислению, налоговый агент обязан внести необходимые изменения и представить в налоговый орган уточненный расчет.
ФНС России напомнила, что при представлении уточненного расчета на титульном листе указывается номер корректировки ("001", "002" и так далее).
Выплачивая гражданину тот или иной доход, налоговый агент (например, работодатель) должен исчислить, удержать и уплатить НДФЛ в бюджет (п. 2 ст. 226 НК РФ). Важно это сделать в установленный законом срок, иначе налогового агента ждут штрафы и пени. В НК РФ установлены разные сроки для различных видов выплат. Для удобства мы подготовили таблицу со сроками исчисления, удержания и уплаты НДФЛ в бюджет по распространенным видам выплат: Сроки исчисления, удержания и уплаты НДФЛ по видам выплат.