Письмо Роструда от 03.07.2024 № ПГ/12392-6-1
Минтруд России рассмотрел вопрос об оформлении трудового договора с сотрудником в электронном виде, если у работодателя применяется кадровый электронный документооборот (КЭДО).
Работодатель самостоятельно принимает решение о переходе на КЭДО и вводит его локальным нормативным актом (ЛНА) (ч. 1 и 2 ст. 22.2 ТК РФ). Порядок введения КЭДО, а также перечень документов, в отношении которых применяется КЭДО, утверждаются ЛНА работодателя, например, Положением о КЭДО (ч. 1 и 2 ст. 22.1, ч. 2 и 3 ст. 22.2 ТК РФ).
При этом КЭДО нельзя применять в отношении следующих документов (ч. 3 ст. 22.1 ТК РФ):
Подписывать такие документы можно только на бумажном носителе.
Поскольку трудовые договоры к числу исключений не относятся, работодатель вправе оформлять такие договоры в электронном виде без дублирования на бумажном носителе. Трудовой договор, заключенный в электронном виде и подписанный электронными подписями сторон, является действительным.
Если работник и работодатель перешли на КЭДО, то обмен документами между сторонами ведется с использованием информационной системы, применяемой для КЭДО (ч. 4 ст. 22.1 ТК РФ). Это может быть Единая цифровая платформа "Работа в России" или информационная система работодателя.
Напомним, что для подписания трудовых договоров в информационной системе работодателя стороны могут использовать (ч. 1, 4 ст. 22.3 ТК РФ):
Для подписания трудовых договоров в ЕЦП "Работа в России" стороны могут использовать (ч. 6, 7 ст. 22.3 ТК РФ):
Письма Минфина России от 07.08.2024 № 03-07-11/74201, от 23.07.2024 № 03-07-11/68747
С 2025 года организации и предприниматели на УСН станут плательщиками НДС. В то же время с 01.01.2025 от уплаты НДС освобождаются налогоплательщики, у которых доход за предшествующий налоговый период не превысил 60 млн руб.
Минфин России пояснил: упрощенец, который в 2025 году не освобожден от НДС (доход за предшествующий год превысил 60 млн руб.), вправе не исчислять НДС, если осуществляет освобожденные от НДС операции по ст. 149 НК РФ. К примеру, выполняет пассажирские перевозки (пп. 7 п. 2 ст. 149 НК РФ) или продает лотерейные билеты (пп. 9 п. 2 ст. 149 НК РФ).
В случае нарушения условий применения льгот ст. 149 НК РФ упрощенец вправе выбрать, по какой ставке исчислять и уплачивать НДС:
Такие разъяснения представлены в письмах финансового ведомства от 07.08.2024 № 03-07-11/74201, от 23.07.2024 № 03-07-11/68747.
Письмо Минтруда России от 02.04.2024 № 15-1/ООГ-1357
Сотрудникам, которые заняты на работах с вредными условиями, установленными по результатам специальной оценки условий труда, выдается бесплатное молоко либо другие равноценные продукты питания по утвержденным нормам (ст. 222 ТК РФ).
Работодатель может заменить выдачу молока или равноценных пищевых продуктов денежной компенсацией. Порядок такой выплаты утвержден приказом Минтруда России от 12.05.2022 № 291н (далее – Порядок).
Для выплаты денежной компенсации взамен молока должны соблюдаться следующие условия (п. 1 Порядка):
Размер компенсационной выплаты и порядок ее индексации устанавливает работодатель с учетом мнения профсоюза или иного представительного органа работников (при наличии) и включает в коллективный договор либо в трудовые договоры с работниками (при отсутствии представительного органа). Это предусмотрено п. 5 Порядка.
Минтруд России отметил, что в коллективном или трудовом договоре работодатель также может закрепить:
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 26.06.2024 № 88-13963/2024 по делу № 2-456/2023
Работникам-донорам предоставляются дополнительные дни отдыха в день сдачи крови и в день связанного с этим медицинского осмотра, а также на следующий день после сдачи крови (ст. 186 ТК РФ).
Третий КСОЮ пришел к выводу, что если сотрудник сдает кровь в день, который ему предоставлен в качестве дня отдыха за предыдущие дни сдачи крови, то дополнительный день отдыха (за сдачу крови в этот день) ему не положен.
В определении от 26.06.2024 № 88-13963/2024 по делу № 2-456/2023 указано, что день сдачи крови не был для работника выходным, а был днем отдыха за день сдачи крови за предыдущий период.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.08.2024 № Ф05-29924/2023 по делу № А40-101619/2023
У организаций тариф взносов на травматизм зависит от класса профессионального риска, к которому относится основной вид их деятельности (ст. 21 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ, далее – Закон № 125-ФЗ). Поэтому компании должны ежегодно подтверждать в СФР. Если этого не сделать в срок (до 15 апреля), то СФР установит тариф, соответствующий тому виду деятельности (из заявленных в ЕГРЮЛ), у которого самый высокий класс профессионального риска. Однако если организация впоследствии подаст документы, то СФР должен пересмотреть тариф (см. комментарий). На последствия такого пересмотра обратил внимание Арбитражный суд Московского округа.
Ситуация складывалась следующим образом. Из-за неподтверждения основного вида деятельности организации был назначен тариф по 22-му классу риска в размере 3,4 %. Компания самостоятельно перечисляла в СФР страховые взносы по этому тарифу, но также обратилась в суд с иском об отмене такого решения. Суд встал на сторону плательщика и обязал СФР пересмотреть тариф, понизив его до 0,2 %. Фонд это решение исполнил, произвел перерасчет и возвратил компании образовавшуюся переплату. Однако плательщик посчитал, что имеет право еще и на дополнительную компенсацию – проценты за излишне взысканную сумму взносов (п. 9 ст. 26.13 Закона № 125-ФЗ). Спор вновь дошел до суда, который повторно принял сторону плательщика.
Как отмечается в постановлении от 07.08.2024 № Ф05-29924/2023 по делу № А40-101619/2023, спорные суммы страховых взносов действительно надо рассматривать как излишне взысканные, а не как излишне уплаченные, т. к. основанием для их перечисления была не ошибка плательщика, а незаконный ненормативный правовой акт (уведомление о размере тарифа), изданный СФР. Соответственно, уплаченные по такому уведомлению суммы следует возвращать с процентами.
Распоряжение Правительства РФ от 25.07.2024 № 1972-р
Правительство России утвердило перечень программ, которые должны быть предварительно установлены на электронные устройства (смартфоны, планшеты ПК, моноблоки, Smart TV), которые продаются на территории России или стран ЕАЭС.
Документ вступит в силу 01.01.2025. С этой же даты утратят силу распоряжения Правительства России, которыми аналогичный перечень был утвержден ранее: от 01.08.2023 № 2063-р, от 11.10.2023 № 2799-р, от 19.01.2024 № 87-р.
В новый перечень войдут следующие приложения:
В качестве поисковой системы, которая должна быть по умолчанию установлена на устройство, определили поисковую систему Яндекс.
Напомним, что ответственность за нарушение требования о продаже устройств с предустановленными программами согласно приведенному перечню предусмотрена ч. 6 ст. 14.8 КоАП РФ. Штраф составит: