Личный кабинет

Можно ли вести деятельность, сведения о которой не внесены в ЕГРЮЛ?

Можно ли вести деятельность, сведения о которой не внесены в ЕГРЮЛ?

Организация может вести любой вид деятельности, не запрещенный законом, даже если сведения о нем не внесены в ЕГРЮЛ. Обосновывается это следующим.

В ЕГРЮЛ содержатся сведения об организации (в частности, о кодах ее деятельности по ОКВЭД) (пп. "п" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2021 № 129-ФЗ, далее – Закон № 129-ФЗ).

Юридические лица и ИП самостоятельно определяют виды экономической деятельности, которыми предполагают заниматься, указывая их в заявлении о государственной регистрации.

ОКВЭД предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности. Он используется для государственного статистического наблюдения за развитием экономических процессов. Таким образом, вне зависимости от того, какой код деятельности организации или ИП заявили при регистрации, фактически они могут вести любую деятельность, которая не запрещена законом. Такого мнения придерживаются и специалисты ФНС России (см. письма ФНС России от 03.09.2020 № ЕД-17-14/244@от 22.08.2019 № СА-17-2/229@).

Вместе с тем следует помнить, что осуществление деятельности, не внесенной в ЕГРЮЛ, может стать причиной для привлечения организации к административной ответственности. Дело в том, что в случае изменения вида деятельности организация должна сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения в течение трех рабочих дней и внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 5 Закона № 129-ФЗ).

Непредставление сведений о юридическом лице либо представление недостоверных сведений может повлечь административную ответственность на основании ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, которая предусматривает наложение штрафа на должностное лицо в размере от 5 000 до 10 000 рублей.

Что с 2022 г. изменится в учете расходов на санаторно-курортное лечение работников?

Документ

Федеральный закон от 17.02.2021 № 8-ФЗ

Комментарий

Федеральный закон от 17.02.2021 № 8-ФЗ (далее – Закон) внес изменения в п. 24.2 ч. 2 ст. 255 НК РФ, вступающие в силу с 01.01.2022. Эта норма регулирует порядок учета при расчете налога на прибыль расходов организаций на санаторно-курортное лечение, туризм и отдых работников и членов их семей на территории РФ (подробнее см. здесь).

Изменения заключаются в том, что услуги по санаторно-курортному лечению теперь отделены от услуг по организации туризма и отдыха, оказанных по договору о реализации туристского продукта. Поясним подробнее.

В настоящее время для того чтобы включить в состав расходов на оплату труда затраты на оказание работникам и членам их семей услуг по санаторно-курортному лечению (включая услуги по проживанию и питанию), работодателю нужно заключать с туроператором или турагентом договор о реализации туристского продукта. Однако с 1 января 2022 г. услуги по санаторно-курортному лечению (обслуживанию) отделены от перечня услуг, оказанных в соответствии с договором о реализации туристского продукта, которые могут быть учтены в расходах.

Полагаем, из этого следует, что с 01.01.2022 уменьшить налоговую базу на стоимость санаторно-курортного лечения можно, только если оно приобретено непосредственно у санаторно-курортной организации, а не у посредника (туроператора или турагента). Это же указано в пояснительной записке к проекту комментируемого закона. Поэтому договор на оказание услуг по санаторно-курортному лечению безопаснее заключать напрямую с санаторно-курортной организацией. Также новая редакция п. 24.2 ч. 2 ст. 255 НК РФ допускает возможность компенсации работнику соответствующих затрат, произведенных самостоятельно. По нашему мнению, работник в этом случае должен заключить договор тоже непосредственно с санаторно-курортной организацией.

При этом к услугам по санаторно-курортному лечению не относятся услуги по перевозке туриста по территории РФ и экскурсионные услуги. Они, как и прежде, могут быть только в составе турпродукта (вместе с услугами по проживанию и питанию), реализуемого туроператором или турагентом.

Можно ли уволить работника предпенсионного возраста за отказ от сверхурочной работы и работы в ночное время?

Документ

Письмо Минтруда России от 31.03.2021 № ПГ/06028-6-1

Комментарий

Уволить работника предпенсионного возраста за отказ от сверхурочной работы или работы в ночное время нельзя. Такой отказ не является нарушением трудовой дисциплины и не влечет привлечение к дисциплинарной ответственности. Это мнение озвучил Минтруд России в письме от 31.03.2021 № ПГ/06028-6-1.

Категории работников, которые не могут привлекаться к работе в ночное время, приведены в ч. 5 ст. 96 ТК РФ. Работники предпенсионного возраста в этот перечень не включены.

Таким образом, работник предпенсионного возраста может быть привлечен к сверхурочной работе с его письменного согласия в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 99 ТК РФ, а именно:

  • при необходимости выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям не могла быть выполнена (закончена) в течение установленного для работника рабочего времени, если невыполнение этой работы может повлечь порчу или гибель имущества работодателя или третьих лиц или создать угрозу жизни и здоровью людей;
  • при осуществлении временных работ по ремонту и восстановлению механизмов или сооружений в тех случаях, когда их неисправность может стать причиной прекращения работы для значительного числа работников;
  • для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва.

Кроме того, в некоторых случаях работник предпенсионного возраста может быть привлечен к сверхурочной работе и без его согласия (ч. 3 ст. 99 ТК РФ):

  • при осуществлении работ, необходимых для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, аварии или стихийного бедствия;
  • при производстве общественно необходимых работ по устранению непредвиденных обстоятельств, нарушающих нормальное функционирование централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, систем газоснабжения, теплоснабжения, освещения, транспорта, связи;
  • при осуществлении работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, ставящих под угрозу жизнь населения или его части.

Однако отказ работника от выполнения сверхурочной работы не является нарушением трудовой дисциплины и не влечет применения к нему дисциплинарного взыскания.

Минфин рассказал, какие скидки (премии, бонусы) следует учитывать в себестоимости запасов по ФСБУ 5/2019.

Документ

Письмо Минфина России от 18.03.2021 № 07-01-09/19540

Комментарий

С 1 января 2021 года вступил в действие Федеральный стандарт бухгалтерского учета 5/2019 "Запасы", утв. приказом Минфина России от 15.11.2019 № 180н.

Согласно пп. "б" п. 12 ФСБУ 5/2019 суммы, уплаченные или подлежащие уплате поставщику, включаются в фактическую себестоимость запасов с учетом всех скидок, уступок, вычетов, премий, льгот, предоставляемых организации, причем вне зависимости от формы их предоставления.

Иначе говоря, фактическую себестоимость запасов следует формировать с учетом будущих скидок и иных поощрений, которые могут быть предоставлены организации поставщиком. Обычно такие преференции предоставляются покупателю за выполнение определенных условий договора (по оплате, по объему закупок и т. п.). Причем они могут уменьшать цену уже приобретенного товара ретроспективно (так называемые ретроскидки) или предоставляться в виде поставки дополнительной бесплатной партии товара или денежной премии (бонуса), которые не меняют (не уменьшают) цену ранее приобретенного товара.

Минфин России в письме от 18.03.2021 № 07-01-09/19540 уточнил, что преференции, предоставленные организации по условиям договора, учитываются в фактической себестоимости запасов при условии, что они непосредственно связаны с приобретением конкретной единицы учета запасов, признанных в бухгалтерском учете.

Из этого следует, что в фактическую себестоимость запасов нужно включать только те премии, льготы, бонусы и др., которые могут ретроспективно изменить (уменьшить) цену этих запасов. Если же льготы за выполнение определенных условий договора предоставляются в виде поставки дополнительной бесплатной партии товара или денежной премии (бонуса) и, соответственно, не меняют (не уменьшают) цену ранее приобретенного товара, то они в фактическую себестоимость запасов включаться не должны, поскольку не связаны с приобретением конкретной единицы учета запасов.

Очевидно, что для учета таких будущих скидок на момент формирования фактической себестоимости запасов следует оценивать вероятность и возможность выполнения организацией условий для их получения, а также наличие способности и намерений выполнять эти условия.

Если покупатель не уверен, что сможет выполнить условия договора для получения ретроспективных преференций или вообще не собирается их выполнять, то уменьшать на будущие скидки фактическую себестоимость приобретенных запасов не следует.

К сожалению, ни ФСБУ 5/2019, ни комментируемое письмо Минфина России не содержат разъяснений, как учитывать в фактической себестоимости запасов скидки, которые предоставляются задним числом. Возможно, такие разъяснения появятся позже.

Утверждены формы документов, которые необходимо подавать в ФСС России для выплаты пособий работникам.

Документ

Приказ ФСС России от 04.02.2021 № 26

Комментарий

Приказом ФСС России от 04.02.2021 № 26 утверждены формы документов, которые должны передавать работодатели в отделения Фонда для назначения и выплаты соответствующих пособий работникам. Эти формы ФСС рекомендовал использовать и до вступления в силу приказа, о формах документов мы писали ранее.

Также приказом утверждены формы документов, которые отделения фонда будут направлять работодателям в определенных случаях. Приказом утверждены:

  • форма извещения о представлении недостающих документов (сведений);
    Эту форму территориальный орган Фонда направит работодателю, если получит от него не все документы (сведения), необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.
  • форма извещения о внесении исправлений в листок нетрудоспособности; 
    Эту форму территориальный орган Фонда направит работодателю, если после получения листка нетрудоспособности выявит нарушения установленного порядка его выдачи, продления и оформления медицинской организацией или работодателем.
  • форма решения об отказе в назначении и выплате пособия по временной нетрудоспособности; 
    Эту форму территориальный орган Фонда направит работодателю, если откажет работнику в назначении и выплате пособия по временной нетрудоспособности.
  • форма решения об отказе в рассмотрении документов (сведений).

Эту форму территориальный орган Фонда направит работодателю, если документы на выплату пособий представлены после истечения сроков обращения за пособиями и отсутствуют документы, подтверждающие наличие уважительной причины пропуска этих сроков.

Приказ вступает в силу 2 мая 2021 года.

Обновленные формы будут доступны в учетных решениях "1С:Предприятия 8" с выходом новых релизов.


Все новости

Единый семинар Налоговый календарь 1С:Мультибух 54ФЗ БизнесСтарт Как отличить фирменный продукт от подделки 54-ФЗ 8+4 1C:Fresh