Поскольку результаты испытательного срока работника оказались неудовлетворительными, было принято решение его уволить. Однако в день издания приказа (выходной по графику) сотрудник заболел, ему выдали листок нетрудоспособности.
Увольнение работник обжаловал в суде и выиграл дело.
Судьи Кемеровского областного суда в апелляционном определении от 07.02.2019 по делу № 33-1284/2019 отметили, что увольнение в связи с непрохождением испытательного срока – это увольнение по инициативе работодателя, оно запрещено ч. 6 ст. 81 ТК РФ. Если работник продолжает работать по окончании испытательного срока, он считается прошедшим испытание. Следовательно, уволить его можно только на общих основаниях (ч. 3 ст. 71 ТК РФ).
О том, как правильно уволить сотрудника с отрицательным результатом испытального срока, во время которого он ушел на больничный, рассказали судьи Магаданского областного суда. В апелляционном определении от 14.08.2018 по делу № 2-45/2018 суд признал правомерным уведомление сотрудника в период больничного о непрохождении испытательного срока и увольнении. Уволен сотрудник был в первый день после закрытия листа нетрудоспособности, что судьи также признали законным.
По общему правилу нельзя проводить две (и более) выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (п. 5 ст. 89 НК РФ). Однако это правило касается именно двух (и более) выездных налоговых проверок и никак не ограничивает возможность ИФНС проводить камеральные проверки. Камеральная проверка может проходить и одновременно с выездной – никакого нарушения в этом факте нет, что подтвердили судьи Арбитражного суда Центрального округа в постановлении от 15.02.2019 № Ф10-6415/2018 по делу № А08-13588/2017.
Своим решением суд отверг доводы налогоплательщика о том, что одновременное проведение двух проверок (выездной и камеральной) по одному и тому же налогу (НДС) за один и тот же период противоречит НК РФ. Судьи указали, что запрета на такие действия в НК нет. Одновременно суд отметил, что успешное прохождение так называемой камералки не является защитой от доначислений по тому же налогу за тот же период при выездной проверке, ведь НК РФ не запрещает при выездной проверке выявлять нарушения, которые не были обнаружены ранее.
Работник может отвечать перед работодателем материально, например, за причинение ущерба. Правила привлечения работника к материальной ответственности приведены в главе 39 ТК РФ.
Президиум Верховного Суда выпустил обзор судебной практики за 2015-2018 годы по спорам о привлечении работников к материальной ответственности. Приведенные в обзоре выводы будут учитываться судами при рассмотрении аналогичных дел в ближайшей перспективе. Рассмотрим наиболее интересные из них.
Работодатель вправе обратиться в суд с требованием о взыскании с работника материального ущерба в течение одного года со дня его обнаружения (ч. 3 ст. 392 ТК РФ).
Пропущенный срок может быть восстановлен судом при наличии уважительных причин пропуска. Такими причинами могут быть обстоятельства, препятствующие подаче иска и не зависящие от воли работодателя (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 № 52). Отметим, что возбуждение уголовного дела против работника не является уважительной причиной пропуска, поэтому иск о взыскании ущерба с работника следует подавать до завершения производства по уголовному делу.
Между работником и работодателем может быть заключено соглашение о возмещении работником материального ущерба в добровольном порядке (ст. 248 ТК РФ). Но это не всегда гарантирует, что вся сумма будет выплачена работодателю. Если работник не возмещает ущерб добровольно, то работодатель может обратиться в суд. По общему правилу (ч. 3 ст. 392 ТК РФ) с требованием о взыскании ущерба работодатель может обратиться в течение одного года со дня его обнаружения. Однако соглашение между работодателем и работником о добровольном возмещении ущерба может быть заключено на и срок более одного года. В этом случае годовой срок обращения в суд исчисляется не со дня обнаружения ущерба, а с момента нарушения права работодателя на возмещение ущерба (например, с момента просрочки работником возмещения ущерба полностью или внесения очередного платежа в счет его возмещения согласно заключенному соглашению). Нормы гражданского законодательства о трехлетнем сроке исковой давности в данном случае не применяются (ст. 196 ГК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 247 ТК РФ до принятия решения о возмещении ущерба конкретным работником работодатель обязан провести проверку, чтобы установить размер ущерба и причины его возникновения. Для этого нужно истребовать от работника (в том числе уволенного) письменное объяснение либо составить акт, если работник отказывается от объяснений. Если это обязательное требование ч. 2 ст. 247 ТК РФ не будет соблюдено, работодателю откажут в удовлетворении требований (см. определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 07.05.2018 № 66-КГ18-6).
В трудовой договор можно включить условие, согласно которому работодатель оплачивает обучение работника, а последний обязуется отработать у этого работодателя в течение срока, определенного договором. В случае увольнения работника без уважительной причины до истечения этого срока он возмещает работодателю затраты на обучение. Такое условие не снижает уровень гарантий работника по сравнению с установленными трудовым законодательством. Напротив, возможность включения в трудовой договор такого условия прямо предусмотрена ч. 4 ст. 57 ТК РФ, а также следует из положений ст. 249 ТК РФ. (см. определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 17.04.2017 № 16-КГ17-3). При этом не имеет значения, заключался ли с работником именно ученический договор и получена ли по итогам обучения работником новая специальность (квалификация).
Напомним, что между работником и работодателем нередко возникают споры о возмещении работником стоимости обучения в случае досрочного увольнения. Причем некоторые суды исходят из того, что работник должен компенсировать расходы на обучение только в случае заключения ученического договора (см. новость, ответ на вопрос).
Если в трудовой договор с работником включено условие о возмещении стоимости обучения при досрочном увольнении, работник обязан возместить работодателю только стоимость обучения. При этом работник не обязан возмещать командировочные расходы, которые он понес при направлении работника на такое обучение (например, расходы на приобретение билетов, суточные и пр.). Дело в том, что компенсация работодателю дополнительных расходов, связанных с направлением работника на обучение, не предусмотрена действующим законодательством (см. определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 № 69-КГ18-7). Также читайте об этом в статье Справочника кадровика.
Полная материальная ответственность может быть возложена на работника только при наступлении случаев, перечисленных в ст. 243 ТК РФ. Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заключаться договоры о такой ответственности, утверждены постановлением Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85 (далее – Перечень) (ст. 244 ТК РФ).
Если должность работника, с которым заключен договор о полной материальной ответственности, не включена в этот Перечень, работник не должен возмещать в полном размере причиненный работодателю ущерб (см. определение по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2017 № 14-КГ17-29).
Факт заключения работодателем договора о полной коллективной (бригадной) ответственности должен быть подтвержден подписанием этого договора всеми участниками такого коллектива. Если в договоре отсутствуют подписи отдельных работников, а также нет доказательств того, что они давали согласие на вступление в коллектив (бригаду) работников, то работодатель не может требовать от них возмещения ущерба, причиненного коллективом (бригадой) (см. определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 20.08.2018 № 5-КГ18-161).
См. также:
По нормам Налогового кодекса при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, а также при выполнении работ (оказании услуг) организация вправе отказаться в отношении таких товаров от применения ставки НДС 0 процентов и облагать указанные операции по ставке 10 или 20 процентов, представив в налоговый орган соответствующее заявление.
Минфин России пояснил, что применять ставку НДС 20 процентов можно только по работам и услугам, которые указаны в соответствующих подпунктах п. 1 ст. 164 НК РФ и которые выполняются (оказываются) в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта.
Применять указанную ставку НДС по работам (услугам), которые относятся к товарам, помещенным под иные таможенные процедуры (в том числе товаров, ввозимых на территорию РФ с территории иностранного государства), неправомерно, так как это не предусмотрено Налоговым кодексом. В отношении указанных работ (услуг) всегда должна применяться ставка НДС 0 процентов.
Если исполнитель при оказании услуг, облагаемых НДС по нулевой ставке, указал в счете-фактуре ставку 20 процентов, то принять к вычету НДС по такому счету-фактуре покупатель услуг не вправе, поскольку этот счет-фактура признается составленным с нарушением норм Налогового кодекса.
В начале 2018 года Росстат утвердил указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения № 5-3 "Сведения о затратах на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг)". Приказом Росстата от 12.02.2019 № 63 в эти указания внесен ряд изменений.
В частности, изменения коснулись отражения:
Новая редакция указаний применяется при заполнении формы с отчета за I квартал 2019 года.
Напомним, что представлять в органы статистики формы № 5-3 должны все организации, кроме субъектов малого предпринимательства, бюджетных организаций, банков, страховых и прочих финансово-кредитных организаций.
Узнать, какие именно статформы должна сдавать организация или предприниматель, можно на портале системы сбора отчетности.
Если у находящегося в отпуске работника заболел ребенок, отпуск такого сотрудника не продлевается и не переносится. К такому выводу пришел Минтруд России в письме от 26.10.2018 № 14-2/ООГ-8536.
Такой вывод чиновники сделали, проанализировав ст. 124 ТК РФ и п. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ. По этим нормам ежегодный оплачиваемый отпуск работника может быть продлен и перенесен на другой срок. При этом пособие по нетрудоспособности выплачивается работнику, заболевшему в период ежегодного отпуска. Таким образом, для продления отпуска болеть должен сам сотрудник.
Кроме того, больничный лист по уходу за ребенком в период ежегодного оплачиваемого отпуска не выдается (п. 41 Порядка, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н). Отметим также, что если во время отпуска сотрудник все же получил больничный лист по уходу за больным членом семьи (в т.ч. ребенком), такой больничный оплате не подлежит (пп. "а" п. 17 Положения об особенностях порядка исчисления пособий, утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375).
Однако, как отметили в Министерстве труда и социального развития России, работодатель может предусмотреть продление и перенос дней отпуска в связи с болезнью ребенка в коллективном договоре или в локальном нормативном акте.
Подробнее о продлении и переносе отпуска см. Справочник кадровика.