Письмо ФНС России от 13.09.2023 № ПА-4-19/11651@
Налогоплательщик вправе провести сверку с налоговой инспекцией по суммам, уплаченным в качестве ЕНП (и не в качестве ЕНП) и получить акт сверки (пп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ). Для этого нужно подать заявление в налоговую инспекцию или направить запрос в рамках электронного документооборота (приказ ФНС России от 29.12.2022 № ЕД-7-19/1295@).
В запросе на акт сверки в реквизите "Период" можно указать отчетный год, один из периодов отчетного года, а также прошедшие периоды (в том числе периоды до 01.01.2023).
Если запрос на акт сверки будет за период до 01.01.2023, акт сверки формируется в бумажном или электронном виде по прежним формам (форматам):
Однако если запрос на акт сверки поступил за период после 01.01.2023, акт сверки формируется в электронном виде или на бумаге согласно приказу ФНС России от 21.06.2023 № ЕД-7-19/402@. Такое разъяснение представила ФНС России в письме от 13.09.2023 № ПА-4-19/11651@.
Письмо ФНС России от 26.07.2023 № КВ-4-14/9532
Любое заинтересованное лицо (в том числе работодатель) может проверить наличие у физического лица индивидуального номера налогоплательщика (ИНН), а также сформировать, сохранить и распечатать выписку из Единого государственного реестра налогоплательщика (ЕГРН). ИНН также можно проверить через МФЦ. Об этом говорится в письме ФНС России от 26.07.2023 № КВ-4-14/9532.
В документе отмечается, что в соответствии со ст. 83, 84 и 85 НК РФ постановка на учет физических лиц в налоговых органах осуществляется в том числе на основании сведений МВД России о первичной выдаче документа, удостоверяющего личность гражданина РФ. Информация о присвоенном физическому лицу ИНН доступна на сайте ФНС России в сервисе "Сведения об ИНН физического лица". ИНН может подтверждаться не только свидетельством о его присвоении физическому лицу, но и сведениями из ЕГРН. Здесь можно получить электронную выписку из ЕГРН со сведениями об ИНН и с визуализированной усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП).
Выписка из ЕГРН в электронной форме, подписанная УКЭП, равнозначна бумажной выписке с собственноручной подписью должностного лица налогового органа, заверенной печатью налогового органа (п. п. 1, 4 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Письмо ФНС России от 15.09.2023 № ЗГ-3-20/11971
При расчетах за товары (работы, услуги) организации и предприниматели должны выдавать (направлять) покупателю кассовый чек (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ). В некоторых случаях продавец позволяет покупателю расплачиваться накопленными баллами (делает скидку).
По мнению ФНС России (письмо от 15.09.2023 № ЗГ-3-20/11971), если покупателю предоставлена скидка в размере 100 % (размер определяется начисленными покупателю бонусными баллами), то расчет производится встречным предоставлением. В этом случае в кассовом чеке следует указать:
Аналогичные разъяснения налоговая служба направляла и ранее, см. здесь.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.08.2023 № Ф06-7321/2023 по делу № А65-23239/2022
Организации и ИП могут заключать гражданско-правовые договоры с самозанятыми, не платить с вознаграждения НДФЛ и страховые взносы. При этом налоговая инспекция может переквалифицировать этот договор в трудовой, что повлечет доначисление взносов и НДФЛ. В деле, рассмотренном АС Поволжского округа, инспекция утверждала, что договоры с самозанятыми являются трудовыми, поскольку организация обеспечивала исполнителей спецодеждой и материалами, необходимыми для выполнения работ, а также оплачивала проезд к месту выполнения работ.
Однако суд счел, что указанные признаки не позволяют признать гражданско-правовой договор трудовым. Как сказано в постановлении от 25.08.2023 № Ф06-7321/2023 по делу № А65-23239/2022, разграничить трудовой и гражданско-правовой договоры можно по трем признакам:
Если эти признаки отсутствуют, то отношения не могут рассматриваться как трудовые, даже если договором предусмотрены выделение исполнителю спецодежды, снабжение его необходимыми материалами, а также компенсация расходов на проезд к месту выполнения работ.
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 31.07.2023 № 88-16100/2023
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ работодатель вправе расторгнуть трудовой договор с сотрудником за то, что он несколько раз без уважительных причин не исполнил свои трудовые обязанности. Уволить по такому основанию можно, только если работник имеет хотя бы одно дисциплинарное взыскание, с момента применения которого прошло не более одного года. Однако такое ограничение не означает, что сотруднику можно объявить несколько взысканий подряд, а потом уволить. На это обратили внимание судьи Третьего КСОЮ.
В рассматриваемом случае сотрудник совершил проступок, по итогам которого был привлечен к ответственности в виде замечания 24 марта. При этом 22 марта сотрудник совершил еще одно нарушение, за которое был уволен 30 марта. Как указали судьи, в действиях работника отсутствует признак неоднократности, поскольку проступок, послуживший основанием для издания приказа об увольнении, совершен до вынесения первого взыскания, в связи с чем у работника не было возможности исправить свое отношение к труду за такой короткий период времени.
Организации, которые относятся к МСП, с 01.07.2023 вправе прекратить деятельность в упрощенном порядке, если все учредители (участники) приняли решение о ликвидации единогласно. Для этого необходимо подать заявление в регистрирующий орган (по месту регистрации).
ФНС России напомнила, что заявление можно подать с помощью сервиса ФНС России "Государственная онлайн-регистрация бизнеса", подписав документы УКЭП заявителя (в том числе с помощью мобильного приложения "Госключ"). При этом организация:
На рассмотрение заявления у контролеров есть 5 рабочих дней. Решение о предстоящей ликвидации регистрирующий орган самостоятельно публикует в журнале "Вестник государственной регистрации" для выявления лиц, возражающих против прекращения деятельности организации. Если таковые найдутся, возражения они могут направить в адрес организации и в адрес регистрирующего органа в течение 3 месяцев с момента публикации.
Письмо Минтруда России от 13.09.2023 № 14-6/ООГ-5818
Несовершеннолетний работник (например, в возрасте 16 или 17 лет) не должен предъявлять документы воинского учета при приеме на работу.
Перечень документов, предъявляемых гражданином при заключении трудового договора, определен ст. 65 ТК РФ. Для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу, предусмотрено предоставление документов воинского учета (в частности, военного билета) (абз. 5 ч. 1 ст. 65 ТК РФ).
Минтруд России пояснил, что призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет (с 01.01.2024 – от 18 до 30 лет), состоящие на воинском учете (или не состоящие, но обязанные состоять) и не пребывающие в запасе (пп. "а" п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Призывниками являются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете, и не пребывающие в запасе (п. 14 Положения о воинском учете, утв. постановлением Правительства России от 27.11.2006 № 719).
Воинский учет в организации ведется на основании следующих документов:
Поскольку несовершеннолетние работники не относятся к числу граждан, которые полежат призыву на военную службу, они не должны предъявлять работодателю документы воинского учета при трудоустройстве.
После достижения работником призывного возраста организация обязана вести в отношении него воинский учет.
Письмо СФР 08.09.2023 № 09-20/155048
Расходы работодателей на предупредительные мероприятия в целях сокращения производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников можно возместить. Возмещение возможно в пределах согласованных с СФР сумм. Порядок возмещения указанных затрат приведен в Правилах, утв. приказом Минтруда России от 14.07.2021 № 467н (далее – Правила № 467н). Подробнее см. здесь.
После выполнения предупредительных мер работодатель вправе обратиться в СФР с заявлением о возмещении затрат. К заявлению необходимо приложить отчет о произведенных расходах с подтверждающими документами (абз. 1 п. 17 Правил № 467н).
Форма заявления законодательно не утверждена. Это подтвердили в СФР письмом от 08.09.2023 № 09-20/155048. При этом в ведомстве отметили, что на сайте СФР приведена рекомендуемая форма заявления. Чтобы ее найти, нужно на главной странице сайта перейти в раздел "Дополнительная информация", затем в подраздел "Формы отчетности, бланки" и далее в подраздел "Документы, необходимые для рассмотрения вопроса о финансировании предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников".
Поскольку форма, представленная СФР, рекомендуемая, работодатели вправе представить заявление по своей форме, но советуем брать за основу форму на сайте. Подать заявление нужно не позднее 15 декабря текущего года (абз. 1 п. 17 Правил № 467н).
Орган СФР примет решение о возмещении расходов в течение 5 рабочих дней со дня приема от работодателя заявления. В случае положительного решения денежные средства фонд перечислит на счет, указанный в этом заявлении (абз. 2 п. 17 Правил № 467н).