Личный кабинет

Могут ли малые предприятия не применять ПБУ 18/02?

Могут ли малые предприятия не применять ПБУ 18/02?

Организации (в том числе малые предприятия), которым предоставлено право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 4 и п. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ), не обязаны применять ПБУ 18/02 (п. 2 ПБУ 18/02).

Решение не применять ПБУ 18/02 следует закрепить в учетной политике организации.

Обратите внимание, что не всем субъектам малого предпринимательства предоставлено право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (п. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Подробнее об этом здесь.

Налоговики будут снимать с регистрации онлайн-кассы самостоятельно.

Документ

Письмо ФНС России от 24.02.2021 № АБ-4-20/2278@

Комментарий

В письме от 24.02.2021 № АБ-4-20/2278@ ФНС России сообщила, что налоговики будут снимать онлайн-кассы с регистрации в одностороннем порядке.

Это случится если:

  • в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) внесена запись о прекращении деятельности юрлица (предпринимателя) (п. 18 ст. 4.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ);
  • онлайн-касса не соответствует требованиям законодательства (п. 15 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ). Такой экземпляр автоматически исключается из реестра онлайн-касс;
  • закончился срок действия ключа фискального признака в фискальном накопителе (п. 16 ст. 4.2 Закона № 54-ФЗ).

В последнем случае онлайн-кассу снимут с учета, только если срок действия фискального накопителя истек более месяца назад. О предстоящем снятии с учета пользователя должны уведомить (не позднее одного месяца до даты снятия с учета):

  • по телекоммуникационным каналам связи
  • или почтовым отправлением,
  • или лично.

Если пользователь не согласен, будет проведено более детальное разбирательство.

Напомним, что одностороннее снятие онлайн-касс с регистрации приостанавливалось до особого распоряжения письмом ФНС России от 02.04.2020 № АБ-4-20/5652@, которое сейчас отменено. Чуть позже одностороннее снятие онлайн-касс возобновилось по одной причине – прекращения деятельности организации (предпринимателя) (см. новость). Теперь налоговая снова сможет самостоятельно снимать онлайн-кассы с учета по всем основаниям, предусмотренным законом.

Можно ли учесть расходы на продукты и спиртное, если прием контрагентов происходит в офисе?

Расходы на приобретение продуктов питания и алкогольной продукции для проведения представительского мероприятия с контрагентами непосредственно в офисе компании нельзя расценивать как расходы, не связанные с хозяйственной деятельностью. Для целей налогообложения их следует относить к представительским и учитывать на основании пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ. Такие выводы следуют из постановления Арбитражного суда Центрального округа от 12.02.2021 № Ф10-5977/2020 по делу № А83-12237/2019.

Этим решением суд отверг претензии, связанные с доначислениями по авансовым отчетам, в которых фигурировала закупка продуктов и спиртного. Проверяющие настаивали, что такие покупки не связаны с финансово-хозяйственной деятельностью организации. Значит, соответствующие суммы нужно считать выплатой в пользу подотчетных лиц. Но судьи с таким подходом не согласились. Они отметили, что в силу прямого указания в пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ к представительским расходам относятся затраты, связанные с официальным приемом и обслуживанием участвующих в переговорах представителей других организаций. Среди таких расходов названы и затраты на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах. При этом оговорки, что такое мероприятие обязательно должно проходить в заведении общепита или в каком-то ином специализированном помещении в НК РФ не содержится. В этой связи расходы на закупку продуктов (в т. ч. спиртного) для проведения официальных приемов в офисе, по мнению суда, также относятся к представительским.

Что делать, если средства от вмененной деятельности пришли после перехода на УСН?

Документ

Письмо Минфина России от 08.02.2021 № 03-11-11/7862

Комментарий

С этого года больше нет такого спецрежима, как ЕНВД (подробнее см. статью). Многие, применявшие ранее ЕНВД, столкнулись с ситуацией, когда услуги были оказаны в 2020 году на ЕНВД, а оплата за них поступила уже в этом году, то есть после перехода на УСН.

Для таких плательщиков Минфин России в письме от 08.02.2021 № 03-11-11/7862 рассказал, что в этой ситуации не возникает дохода, облагаемого упрощенным налогом. Отметим, что к аналогичному выводу ведомство приходило и ранее (письма Минфина России от 01.04.2019 № 03-11-11/22190от 03.07.2015 № 03/11/06/2/38727, от 21.08.2013 № 03-11-6/2/34243). Такой подход поддерживает налоговая служба (письма ФНС России от 20.11.2020 № СД-4-3/19053@от 27.10.2020 № СД-4-3/17615@). Приведем аргументацию чиновников.

В упрощенной системе доходы учитываются в том же порядке, что и для налога на прибыль (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). В частности, в состав доходов включаются доходы от реализации товаров (работ, услуг). При этом доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) (ст. 249 НК РФ).

Для целей налогообложения понятие "реализация" приведено в ст. 1 ст. 39 НК РФ. Под ней понимается передача права собственности на товары (работы, услуги) на возмездной основе.

Организации и предприниматели на УСН используют кассовый метод признания доходов (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Поэтому для того чтобы возник доход, облагаемый упрощенным налогом, нужно выполнить два условия:

  1. право собственности на товары (работы, услуги) должно перейти к покупателю в период применения УСН,
  2. товары (работы, услуги) должны быть оплачены также в период применения УСН.

Исходя из этого, ведомство подтвердило: если плательщик переходит с ЕНВД на УСН, в налоговую базу по упрощенному налогу включаются доходы, полученные за услуги, оказанные в период применения УСН. Если же услуги оказаны в период применения ЕНВД, то оплата, поступившая за них в период применения УСН, не учитывается при определении налоговой базы по УСН.

Как будет проходить новая программа льготного кредитования пострадавшего бизнеса?

Документ

Постановление Правительства РФ от 27.02.2021 № 279

Комментарий

Правительство РФ запускает очередную программу льготных кредитов для бизнеса на восстановление предпринимательской деятельности (постановление от 27.02.2021 № 279). Недополученные доходы по кредитам будут возмещаться кредитным организациям за счет субсидии из федерального бюджета.

Кто может быть заемщиком?

Заемщиками по кредитному договору (соглашению) могут быть организации и предприниматели с наемными работниками. При этом заемщик должен (пп. "в" п. 10 Правил):

  • быть в реестре социально ориентированных НКО (см. здесь ) и (или) в реестре НКО, в наибольшей степени пострадавших от коронавируса (см. здесь )
  • либо по состоянию на 01.01.2021 осуществлять деятельность в одной или в нескольких отраслях, требующих поддержки:

    • гостиничный бизнес (код ОКВЭД2 – 55)
    • деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков (код ОКВЭД2- 56)
    • деятельность в области демонстрации кинофильмов (код ОКВЭД2 – 59.14)
    • деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма (код ОКВЭД2 – 79)
    • деятельность по организации конференций и выставок (код ОКВЭД2 – 82.3)
    • деятельность санаторно-курортных организаций (код ОКВЭД2 – 86.90.4)
    • деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений (код ОКВЭД2 – 90)
    • деятельность музеев (код ОКВЭД2 – 91.02)
    • деятельность зоопарков (код ОКВЭД2 – 91.04.1)
    • деятельность в области спорта, отдыха и развлечений (код ОКВЭД2 – 93)
    • деятельность физкультурно-оздоровительная (код ОКВЭД2 – 96.04)

Принадлежность к льготной отрасли определяется следующим образом (п. 11 Правил):

  • организации и предприниматели, которые являются субъектами МСП и относятся к категории "малое предприятие" или "микропредприятие", определяются по основному или дополнительным видам деятельности (согласно информации в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) на 01.01.2021);
  • иные заемщики определяются по основному виду деятельности (согласно информации в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) на 01.01.2021);
  • заемщик, образующий совместно с другими организациями группу компаний, выручка которого в составе группы по данным последней отчетности составляет более 30 процентов, определяется по основному виду деятельности (согласно информации в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) на 01.01.2021).

Кроме того:

  • у заемщика должен быть заключен кредитный договор (соглашение) на льготное кредитование по ставке 2 процента в рамках постановления Правительства РФ № 696 (см. здесь , пп. "а" п. 10 Правил). Полагаем, что для участия в новой программе не важно, была ли предыдущая задолженность списана или погашена заемщиком;
  • в отношении заемщика на дату заключения кредитного договора (соглашения) не должна быть введена процедура банкротства, деятельность заемщика не должна быть приостановлена (прекращена) (пп. "б" п. 10 Правил).

Условия кредитного договора

Льготный кредит предоставляется по ставке 3 процента на срок не более 12 месяцев. Заключить такой кредитный договор (соглашение) можно с 09.03.2021 по 01.07.2021 (п. 5, пп. "г" п. 10 Правил). Максимальная сумма кредитного договора (не может превышать 500 млн руб.) рассчитывается следующим образом (п. 24 Правил):

МРОТ (12 792 руб.) х численность работников (по данным сервиса ФНС России) х 12 месяцев

В течение всего срока кредитного договора (соглашения) численность работников заемщика (по данным информационного сервиса ФНС России) должна составлять не менее 90 процентов от их количества, указанного в кредитном договоре (соглашении) (пп. "л" п. 10 Правил). Полагаем, что в случае нарушения условия о численности сотрудников заемщику придется выплачивать задолженность согласно требованиям кредитной организации. Советуем внимательно изучить условия договора.

Расходовать денежные средства разрешается на осуществление любой предпринимательской деятельности (включая выплату зарплаты, платежи по процентам и по основному долгу по кредитным договорам). Запрещается выплата дивидендов, выкуп собственных акций (долей) в уставном капитале, благотворительность (п. 5, пп. "и", "к" п. 10 Правил).

Заемщик не выплачивает задолженность по кредиту (в т. ч. проценты) с 1-го по 6-й месяц. Проценты за первые 6 месяцев переносятся в основной долг по кредитному договору (соглашению) по истечении этого срока (пп. "д", "е" п. 10 Правил).

С 7-го по 12-й месяц заемщик оплачивает основной долг равными долями, включая перенесенные и текущие проценты (пп. "ж" п. 10 Правил).

Новая программа льготного кредитования создана по поручению президента РФ. Как поясняют в Минэкономразвитии , новая программа потребовалась в связи с тем, что не все отрасли смогли вернуться к докризисным показателям.

Похожая программа кредитования под 2 процента на возобновление деятельности была запущена Правительством РФ в 2020 году для поддержки бизнеса в условиях коронавируса. При соблюдении условий задолженность погашать не требовалось (см. здесь ). Новая программа (в отличие от прежней) списания задолженности не предполагает.

Кроме того, действовала поддержка в виде зарплатных субсидий и субсидий на профилактику коронавируса .

Входит ли срочная служба в армии в страховой стаж для назначения пособий?

Служба в армии по призыву не входит в страховой стаж для целей определения размера пособия по временной нетрудоспособности.

Обоснование этому следующее.

Порядок призыва на военную службу определен ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Порядок подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, установлен Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утв. приказом Минтруда России от 09.09.2020 № 585н (далее – Правила).

В соответствии с п. 2 Порядка в страховой стаж включается только периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…" (п. 3 Правил).

Лица, имеющие право на так называемую военную пенсию, поименованы в статье 1 указанного Федерального закона. Военнослужащие по призыву в этом списке не указаны.


Все новости

Единый семинар Налоговый календарь 1С:Мультибух 54ФЗ БизнесСтарт Как отличить фирменный продукт от подделки 54-ФЗ 8+4 1C:Fresh