Организации (в том числе малые предприятия), которым предоставлено право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (п. 4 и п. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ), не обязаны применять ПБУ 18/02 (п. 2 ПБУ 18/02).
Решение не применять ПБУ 18/02 следует закрепить в учетной политике организации.
Обратите внимание, что не всем субъектам малого предпринимательства предоставлено право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (п. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Подробнее об этом здесь.
Письмо ФНС России от 24.02.2021 № АБ-4-20/2278@
В письме от 24.02.2021 № АБ-4-20/2278@ ФНС России сообщила, что налоговики будут снимать онлайн-кассы с регистрации в одностороннем порядке.
Это случится если:
В последнем случае онлайн-кассу снимут с учета, только если срок действия фискального накопителя истек более месяца назад. О предстоящем снятии с учета пользователя должны уведомить (не позднее одного месяца до даты снятия с учета):
Если пользователь не согласен, будет проведено более детальное разбирательство.
Напомним, что одностороннее снятие онлайн-касс с регистрации приостанавливалось до особого распоряжения письмом ФНС России от 02.04.2020 № АБ-4-20/5652@, которое сейчас отменено. Чуть позже одностороннее снятие онлайн-касс возобновилось по одной причине – прекращения деятельности организации (предпринимателя) (см. новость). Теперь налоговая снова сможет самостоятельно снимать онлайн-кассы с учета по всем основаниям, предусмотренным законом.
Расходы на приобретение продуктов питания и алкогольной продукции для проведения представительского мероприятия с контрагентами непосредственно в офисе компании нельзя расценивать как расходы, не связанные с хозяйственной деятельностью. Для целей налогообложения их следует относить к представительским и учитывать на основании пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ. Такие выводы следуют из постановления Арбитражного суда Центрального округа от 12.02.2021 № Ф10-5977/2020 по делу № А83-12237/2019.
Этим решением суд отверг претензии, связанные с доначислениями по авансовым отчетам, в которых фигурировала закупка продуктов и спиртного. Проверяющие настаивали, что такие покупки не связаны с финансово-хозяйственной деятельностью организации. Значит, соответствующие суммы нужно считать выплатой в пользу подотчетных лиц. Но судьи с таким подходом не согласились. Они отметили, что в силу прямого указания в пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ к представительским расходам относятся затраты, связанные с официальным приемом и обслуживанием участвующих в переговорах представителей других организаций. Среди таких расходов названы и затраты на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах. При этом оговорки, что такое мероприятие обязательно должно проходить в заведении общепита или в каком-то ином специализированном помещении в НК РФ не содержится. В этой связи расходы на закупку продуктов (в т. ч. спиртного) для проведения официальных приемов в офисе, по мнению суда, также относятся к представительским.
Письмо Минфина России от 08.02.2021 № 03-11-11/7862
С этого года больше нет такого спецрежима, как ЕНВД (подробнее см. статью). Многие, применявшие ранее ЕНВД, столкнулись с ситуацией, когда услуги были оказаны в 2020 году на ЕНВД, а оплата за них поступила уже в этом году, то есть после перехода на УСН.
Для таких плательщиков Минфин России в письме от 08.02.2021 № 03-11-11/7862 рассказал, что в этой ситуации не возникает дохода, облагаемого упрощенным налогом. Отметим, что к аналогичному выводу ведомство приходило и ранее (письма Минфина России от 01.04.2019 № 03-11-11/22190, от 03.07.2015 № 03/11/06/2/38727, от 21.08.2013 № 03-11-6/2/34243). Такой подход поддерживает налоговая служба (письма ФНС России от 20.11.2020 № СД-4-3/19053@, от 27.10.2020 № СД-4-3/17615@). Приведем аргументацию чиновников.
В упрощенной системе доходы учитываются в том же порядке, что и для налога на прибыль (п. 1 ст. 346.15 НК РФ). В частности, в состав доходов включаются доходы от реализации товаров (работ, услуг). При этом доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) (ст. 249 НК РФ).
Для целей налогообложения понятие "реализация" приведено в ст. 1 ст. 39 НК РФ. Под ней понимается передача права собственности на товары (работы, услуги) на возмездной основе.
Организации и предприниматели на УСН используют кассовый метод признания доходов (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Поэтому для того чтобы возник доход, облагаемый упрощенным налогом, нужно выполнить два условия:
Исходя из этого, ведомство подтвердило: если плательщик переходит с ЕНВД на УСН, в налоговую базу по упрощенному налогу включаются доходы, полученные за услуги, оказанные в период применения УСН. Если же услуги оказаны в период применения ЕНВД, то оплата, поступившая за них в период применения УСН, не учитывается при определении налоговой базы по УСН.
Постановление Правительства РФ от 27.02.2021 № 279
Правительство РФ запускает очередную программу льготных кредитов для бизнеса на восстановление предпринимательской деятельности (постановление от 27.02.2021 № 279). Недополученные доходы по кредитам будут возмещаться кредитным организациям за счет субсидии из федерального бюджета.
Кто может быть заемщиком?
Заемщиками по кредитному договору (соглашению) могут быть организации и предприниматели с наемными работниками. При этом заемщик должен (пп. "в" п. 10 Правил):
Принадлежность к льготной отрасли определяется следующим образом (п. 11 Правил):
Кроме того:
Условия кредитного договора
Льготный кредит предоставляется по ставке 3 процента на срок не более 12 месяцев. Заключить такой кредитный договор (соглашение) можно с 09.03.2021 по 01.07.2021 (п. 5, пп. "г" п. 10 Правил). Максимальная сумма кредитного договора (не может превышать 500 млн руб.) рассчитывается следующим образом (п. 24 Правил):
МРОТ (12 792 руб.) х численность работников (по данным сервиса ФНС России) х 12 месяцев
В течение всего срока кредитного договора (соглашения) численность работников заемщика (по данным информационного сервиса ФНС России) должна составлять не менее 90 процентов от их количества, указанного в кредитном договоре (соглашении) (пп. "л" п. 10 Правил). Полагаем, что в случае нарушения условия о численности сотрудников заемщику придется выплачивать задолженность согласно требованиям кредитной организации. Советуем внимательно изучить условия договора.
Расходовать денежные средства разрешается на осуществление любой предпринимательской деятельности (включая выплату зарплаты, платежи по процентам и по основному долгу по кредитным договорам). Запрещается выплата дивидендов, выкуп собственных акций (долей) в уставном капитале, благотворительность (п. 5, пп. "и", "к" п. 10 Правил).
Заемщик не выплачивает задолженность по кредиту (в т. ч. проценты) с 1-го по 6-й месяц. Проценты за первые 6 месяцев переносятся в основной долг по кредитному договору (соглашению) по истечении этого срока (пп. "д", "е" п. 10 Правил).
С 7-го по 12-й месяц заемщик оплачивает основной долг равными долями, включая перенесенные и текущие проценты (пп. "ж" п. 10 Правил).
Новая программа льготного кредитования создана по поручению президента РФ. Как поясняют в Минэкономразвитии , новая программа потребовалась в связи с тем, что не все отрасли смогли вернуться к докризисным показателям.
Похожая программа кредитования под 2 процента на возобновление деятельности была запущена Правительством РФ в 2020 году для поддержки бизнеса в условиях коронавируса. При соблюдении условий задолженность погашать не требовалось (см. здесь ). Новая программа (в отличие от прежней) списания задолженности не предполагает.
Кроме того, действовала поддержка в виде зарплатных субсидий и субсидий на профилактику коронавируса .
Служба в армии по призыву не входит в страховой стаж для целей определения размера пособия по временной нетрудоспособности.
Обоснование этому следующее.
Порядок призыва на военную службу определен ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Порядок подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, установлен Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утв. приказом Минтруда России от 09.09.2020 № 585н (далее – Правила).
В соответствии с п. 2 Порядка в страховой стаж включается только периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…" (п. 3 Правил).
Лица, имеющие право на так называемую военную пенсию, поименованы в статье 1 указанного Федерального закона. Военнослужащие по призыву в этом списке не указаны.