Личный кабинет

Минфин рассказал о налоговых планах на ближайшие три года.

Минфин рассказал о налоговых планах на ближайшие три года.

Документ

Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов

Комментарий

Финансовое ведомство утвердило основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и плановый период 2023 - 2024 годов. Приведем наиболее важные из них.

Система прослеживаемости

Продолжение развития национальной системы прослеживаемости товаров (далее – НСПТ), которая обеспечивает контроль за оборотом товаров на всех этапах от их ввоза в Россию до реализации в рознице. Напомним, НСПТ заработала в России с 8 июля 2021 года (постановление Правительства РФ от 01.07.2021 № 1108). Подробнее про прослеживаемость см. здесь.

Новый режим налогообложения

Введение нового специального режима налогообложения. Применять его смогут микропредприятия с численностью сотрудников до 5 человек, имеющие предельную сумму годового дохода не более 60 млн рублей. При этом расчет налога будет производиться налоговыми органами на основе данных ККТ и банковских выписок. Также этот режим не предусматривает сдачи какой-либо налоговой отчетности. Законопроект в настоящее время находится на рассмотрении в Госдуме.

Единый налоговый платеж

С 01.07.2022 по 31.12.2022 г. в виде эксперимента организации и предприниматели смогут применять особый порядок уплаты (перечисления) налогов (сборов, страховых взносов) – единый налоговый платеж (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 29.11.2021 № 379-ФЗ, см. комментарий).

Вместе с тем, планируется применение этого механизма повсеместно. Иначе говоря, организации и ИП будут обязаны уплачивать налоги одним платежным поручением (без уточнения реквизитов и др. параметров) с последующим зачетом в счет имеющихся у налогоплательщика обязательств. Соответствующий законопроект уже внесен в Госдуму.

Экспорт несырьевых неэнергетических товаров

В этой сфере планируется:

  • создание гибкой линейки финансовых инструментов поддержки экспорта, включая предэкспортное и экспортное финансирование;
  • создание комплексной экосистемы ("Одно окно") поддержки экспортеров на базе цифровой платформы "Российский экспортный центр";
  • возмещение экспортоориентированным предприятиям части понесенных логистических затрат, связанных с транспортировкой продукции на зарубежные рынки.

В сфере валютного контроля предполагается упрощение исполнения экспортных внешнеторговых контрактов с нерезидентами через взаимозачеты между резидентами и нерезидентами.

Платежные сервисы

Создание удобных платежных сервисов для участников бюджетной системы по аналогии с сервисами системы "автоплатежей" коммерческих банков. С помощью таких сервисов плательщики смогут составлять распоряжения о переводе денежных средств, не задумываясь о правильности реквизитов получателя, кода бюджетной классификации и других.

Налог на прибыль

В рамках налога на прибыль, в частности, предполагается изменение условий учета расходов на добровольное страхование: переход от закрытого перечня видов страхования к критериям соответствия расходов на такое страхование.

НДФЛ

Больше всего изменений планируется в рамках администрирования НДФЛ. В частности:

  • введение обязанности Пенсионного фонда РФ представлять налоговым органам сведения о владельцах сертификатов на материнский (семейный) капитал, распорядившихся его средствами, а также о размере использованных средств. Это необходимо для контроля за правомерностью предоставления имущественных налоговых вычетов;
  • увеличение предельного возраста до 24 лет детей, обучающихся по очной форме, в целях предоставления "медицинского" налогового вычета;
  • установление в целях освобождения от НДФЛ максимального размера компенсаций дистанционным работникам, связанных с использованием ими собственного или арендованного оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств для выполнения трудовой функции;
  • закрепление принципа, согласно которому выплачиваемые российскими работодателями вознаграждения за дистанционную работу за границей будут относится к доходам от источников в России;
  • наделение иностранных юридических лиц функциями налоговых агентов по НДФЛ в отношении доходов, выплачиваемых физическим лицам, выполняющим работы и услуги на территории РФ, в том числе в области информационных технологий, с использованием интернета.

НДС

В рамках этого налога предполагается со 100 до 300 рублей увеличить лимит расходов на приобретение или создание единицы товаров (работ, услуг), передаваемых в рекламных целях, и освобождаемых от НДС.

Также планируется пересмотр понятия "международная перевозка" для целей применения нулевой ставки. Под такую перевозку будет попадать:

  • перевозка только тем транспортом, на котором товар пересек границу;
  • либо перевозка, которая оформлена международным перевозочным документом, в котором один пункт указан на территории России, а другой – за рубежом.

Страховые взносы

Планируется работникам с разъездным характером работ и вахтовикам ввести лимит выплат, освобождаемых от обложения страховыми взносами.

Налоговое администрирование

Налоговые органы хотят наделить правом применения предварительных обеспечительных мер. Их можно будет наложить с момента принятия решения о проведении выездной проверке. Цель – предотвратить возможность сокрытия налогоплательщиком имущества и активов.

Также планируют отменить запрет на открытие новых счетов, если действующий заблокирован. Особенность заключается в том, что при открытии нового счета на него тоже будет распространяться блокировка.

ФНС рассказала об ошибках, совершаемых участниками оборота прослеживаемых товаров.

Документ

Письмо ФНС России от 20.01.2022 № ЕА-4-15/527@

Комментарий

С 8 июля 2021 года в России функционирует национальная система прослеживаемости товаров (далее – НСПТ) (постановление Правительства РФ от 01.07.2021 № 1108).

Налоговая служба провела анализ сведений, которые поступили из деклараций по НДС, отчетов об операциях с прослеживаемыми товарами и документов по прослеживаемости. В ходе анализа выявлены ошибки, допускаемые налогоплательщиками при формировании отчетности, которые носят систематический характер. Это:

  • неотражение операций по реализации прослеживаемых товаров в отчетности (вероятной причиной является отсутствие соответствующих реквизитов, например, РНПТ в выставляемых продавцами счетах-фактурах (УПД), что приводит к формированию необоснованных остатков прослеживаемых товаров у поставщиков и к возникновению расхождений в НСПТ;
  • неуказание в счетах-фактурах сведений о количественной единице измерения прослеживаемого товара и количества товара, подлежащего прослеживаемости, в этой единице. Это также приводит к возникновению расхождений в системе прослеживаемости;
  • необоснованное отражение плательщиками НДС (не освобожденными от его обязанностей) операций с прослеживаемыми товарами в отчете, а не в декларации по НДС (о том, кто должен сдавать отчет по прослеживаемым товарам, см. в статье);
  • нарушение порядка формирования счетов-фактур при возврате прослеживаемого товара. С 1 января 2019 года действует правило: в случае возврата товара без нового договора поставки продавец должен выставить корректировочный счет-фактуру. Однако ФНС России установила, что в подобных ситуациях покупатели выставляют счета-фактуры на реализацию (т. е. оформляют так называемую обратную реализацию). Как следствие, бывший продавец лишается права на принятие НДС к вычету при получении такого счета-фактуры (письмо Минфина России от 10.04.2019 № 03-07-09/25208).

В связи с этим УФНС России по субъектам, Межрегиональным инспекциям ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, Межрегиональным инспекциям ФНС России по федеральным округам поручено организовать повторные семинары с налогоплательщиками по вопросам представления и заполнения документов с реквизитами прослеживаемости.

Напомним, до 1 июля 2022 года действует переходный период, в течение которого ответственность за некорректное применение положений о прослеживаемости не наступает (письмо ФНС России от 09.08.2021 № ЕА-4-15/11184@).

С 1 февраля 2022 года увеличатся размеры пособий.

Документ

Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 № 57

Комментарий

Правительство РФ постановлением от 27.01.2022 № 57 утвердило коэффициент индексации пособий с 01.02.2022. Коэффициент составляет 1,084.

Напомним, что индексируются пособия, выплачиваемые в твердой сумме. Кроме того, с 01.01.2021 пособия физлицам выплачивает напрямую ФСС России. За работодателем осталась обязанность по выплате только:

  • пособия по нетрудоспособности за первые три дня болезни;
  • пособия на погребение;
  • среднего заработка за период дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом.

Пособие по нетрудоспособности за первые три дня болезни работодатель платит за счет собственных средств. Затраты на остальные выплаты работодателю впоследствии возмещает фонд. Таким образом, работодателю необходимо учитывать коэффициент индексации только при назначении физлицу пособия на погребение. С 01.02.2022 размер указанного пособия с учетом индексации равен 6 964,68 руб. (6 424,98 руб. x 1,084).

Фонд с 01.02.2022 в проиндексированной сумме выплатит, в частности, следующие пособия (ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ):

  • пособие по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации или по причине утраты предпринимателем статуса ИП и получившим официальный статус безработных – 767,72 руб. (708,23 руб. x 1,084);
  • единовременное пособие при рождении ребенка –  20 472, 77 руб.  (18 886,32 руб. x  1,084);
  • минимальное ежемесячное пособие по уходу за ребенком – 7 677, 81 руб. (7 082,85 руб. x 1,084).

Уточним, что максимальное ежемесячное пособие по уходу за ребенком с 01.02.2022 составит 31 282, 82 руб. Эта величина не индексируется, но зависит от предельных размеров баз по взносам на ОСС за два предыдущих года, т. е. 2020 и 2021 гг. (ч. 3.3 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Она определяется по формуле:

максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет = (912 000 руб. + 966 000 руб.) / 730 дн. x 30,4 x  40 %.

  • максимальный размер пособия по нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профзаболеванием (п. 2 ст. 9п. 1213 ст. 12 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ) -  362 068, 56 руб. (83 502,90 руб. x 1,084 x 4).

За первый квартал 2022 года расчет 4-ФСС нужно сдать по новым правилам.

Документ

Информация ФСС России

Комментарий

ФСС России на своем сайте проинформировал работодателей о том, что с отчетности за первый квартал 2022 года отчетность по форме 4-ФСС необходимо представлять по новым правилам. Так, работодатели, у которых численность физлиц (в пользу которых  производятся выплаты) за предшествующий расчетный период превысила 10 человек, обязаны отчитаться исключительно в электронном виде. Те, у кого численность физлиц равна или менее 10 человек, вправе подать форму 4-ФСС по выбору – на бумаге или в электронном виде.

Напомним, что изменения, касающиеся порядка подачи отчетности, предусмотрены Федеральным законом от 30.12.2021 № 474-ФЗ. См. об этом комментарий здесь.

Заметим, что сроки представления формы 4-ФСС поправки не затронули. На бумаге отчитаться необходимо не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. А в электронном виде – не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 1 ст. 24 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).


Все новости

Налоговый календарь 1С:Мультибух 54ФЗ БизнесСтарт Как отличить фирменный продукт от подделки 54-ФЗ 8+4 1C:Fresh