Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.11.2023 № Ф07-15960/2023 по делу № А42-10746/2022
Ответственность за нарушение срока представления декларации несет сам налогоплательщик или налоговый агент, даже если соответствующие полномочия были переданы другой организации на основании доверенности. К такому выводу пришел Арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 08.11.2023 № Ф07-15960/2023 по делу № А42-10746/2022.
Компания пыталась оспорить штраф за нарушение срока сдачи декларации по НДС, ссылаясь на то, что эту обязанность за нее должно было выполнять другое юрлицо на основании доверенности. Но судьи такой аргумент не приняли, отметив, что лицом, обязанным представить декларацию, является именно налогоплательщик (налоговый агент), причем независимо от того, лично он участвует в налоговых отношениях или через уполномоченного представителя.
Поэтому при решении вопроса о привлечении к ответственности действия или бездействие представителя расцениваются как действия или бездействие самого налогоплательщика. Следовательно, штраф за нарушение срока сдачи декларации всегда налагается на плательщика, а не на его представителя по доверенности.
Письмо Минфина России от 19.09.2023 № 27-05-13/89108
Действующее законодательство содержит особые требования к розничной продаже алкогольной продукции. В частности, в законе закреплен запрет на розничную продажу алкоголя (в том числе при оказании услуг общественного питания) на территориях (пп. 10 п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ, далее – Закон № 171-ФЗ):
Если место реализации алкогольной продукции перестало соответствовать указанным требованиям (например, рядом с магазином построили школу), лицензиат (продавец, обладатель лицензии) вправе работать в этом месте до истечения срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции или лицензии на продажу алкоголя при оказании услуг общественного питания. Такой вывод приводится в письме Минфина России от 19.09.2023 № 27-05-13/89108.
В этом случае дальнейшее продление срока действия лицензии лицензирующим органом производится без учета возникших в течение срока действия лицензии ограничений (п. 11 ст. 16 Закона № 171-ФЗ).
Учитывая, что постановлениями от 03.04.2020 № 440 и от 12.03.2022 № 353 Правительство России продлило сроки действия лицензий, истекающие в указанные в этих документах периоды, в рассмотренном случае реализация алкоголя в таких местах может продолжаться до истечения сроков действия лицензий с учетом этих продлений.
Лицензию на реализацию алкоголя (как в рознице, так и в общепите) можно продлить не более чем на 5 лет (п. 11 ст. 16 Закона № 171-ФЗ). Продление лицензирующим органом такой лицензии (после истечения срока продления на основании постановлений № № 440 и 353) осуществляется с учетом в пятилетнем сроке периода, на который ранее было продлено действие лицензии согласно указанным постановлениям.
Письмо Минфина России от 30.10.2023 № 03-03-06/1/103183
Представительскими расходами организации признаются расходы на официальный прием и обслуживание (п. 2 ст. 264 НК РФ):
Уменьшают базу по налогу на прибыль следующие виды представительских расходов:
Оплата стоимости посещения театров, концертов, музеев, экскурсий в приведенном списке отсутствует. В связи с этим Минфин России в письме от 30.10.2023 № 03-03-06/1/103183 пояснил, что подобные затраты в расходах по налогу на прибыль не учитываются.
Также Минфин России считает, что к представительским расходам не относятся расходы на официальный прием и обслуживание лиц, которые не являются представителями участвующих в переговорах компаний или членами совета директоров (иного руководящего органа). Отметим, что по этому вопросу Минфин России ранее занимал иную позицию. Контролирующие органы в письмах от 05.07.2019 № 03-03-06/1/49848, от 05.06.2015 № 03-03-06/2/32859 утверждали, что расходы на прием и обслуживание любых физлиц, фактических и потенциальных клиентов организации, включаются в состав представительских расходов. В настоящее время позиция ведомства изменилась не в пользу налогоплательщиков.
Напомним, что представительские расходы, произведенные в течение отчетного (налогового) периода, включаются в состав прочих расходов в размере не более четырех процентов от расходов организации на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период (п. 2 ст. 264 НК РФ). Подробнее см. статью.
Постановление Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 31.08.2023 № 16-2035/2023
Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты грозит организации штрафом от 130 000 до 150 000 рублей (ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ). При этом при отсутствии вины в совершении правонарушения ответственность не наступает (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
Отменяя штраф, назначенный работодателю за необеспечение лаборантов рентген-кабинета очками для адаптации, судьи Девятого КСОЮ в постановлении от 31.08.2023 № 16-2035/2023 отметили, что указанные средства СИЗ отсутствуют на рынке РФ. Кроме того, для исследований на современных рентгенодиагностических аппаратах (которые установлены у работодателя) не требуется работа в темном кабинете.
Суд пришел к выводу о малозначительности совершенного административного правонарушения, поскольку каких-либо негативных последствий в результате его совершения не наступило.
В связи с уплатой большинства налогов через ЕНС организации и предприниматели должны направлять в налоговую инспекцию уведомления об исчисленных налогах (п. 9 ст. 58 НК РФ). При этом в 2023 году уведомление можно представлять в виде платежного поручения со статусом "02". Такой порядок возможен, если ранее налогоплательщик (налоговый агент) уведомления об исчисленных налогах не подавал. С 2024 года заменять уведомление платежным поручением нельзя (ч. 12, 14 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ). Об этом напомнила ФНС России.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14.03.2023 № 88-4845/2023
При расчете среднего заработка учитываются премии, которые установлены системой оплаты труда (п. 2 Положения, утв. постановлением Правительства России от 24.12.2007 № 922). Система оплаты труда представляет собой совокупность выплат работникам, применяемых у работодателя. Систему оплаты труда работодатель закрепляет в коллективном договоре, соглашениях, локальных нормативных актах (ЛНА) (ч. 2 ст. 135 ТК РФ).
Восьмой КСОЮ рассмотрел вопрос об учете премий к праздничным датам при расчете среднего заработка. Судьи установили, что премии в связи с празднованием Дня народного единства, Дня защитника Отечества, Праздника Весны и Труда 1 Мая, Дня Победы 9 Мая, а также Дня социального работника выплачивались на основании приказов работодателя. Указанные премии в Положении об оплате труда в качестве элемента системы оплаты труда поименованы не были. На этом основании определением от 14.03.2023 № 88-4845/2023 Восьмой КСОЮ подтвердил правомерность их исключения из расчета среднего заработка.
В октябре 2022 года с работником был приостановлен трудовой договор в связи со службой по контракту, все это время работнику производились безвозмездные выплаты. С 01.11.2023 трудовой договор с работником возобновлен. С 27 ноября работник планирует отпуск. Как считать ему отпускные?
Оплата отпуска начисляется в размере среднего заработка (ст. 139 ТК РФ). Он рассчитывается за последние 12 календарных месяцев, предшествующих дате отпуска. Если сотрудник идет в отпуск в ноябре 2023 года, то расчетный период у него с 1 ноября 2022 г. по 31 октября 2023 г.
Особенности расчета среднего заработка установлены Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (далее – Положение № 922).
В расчетный период включается только фактически отработанное время. Из расчетного периода исключаются периоды, в которые работник (п. 5 Положения № 922):
Суммы, начисленные за периоды, исключаемые из расчетного периода, не учитываются при расчете среднего заработка (п. 5 Положения № 922).
Таким образом, у сотрудника, с которым был приостановлен трудовой договор, нет отработанных дней в расчетном периоде. Следовательно, начисленные за этот период суммы также не участвуют в расчете среднего заработка.
Если работник не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней за расчетный период или за период, превышающий расчетный период, либо этот период состоял из времени, исключаемого из расчетного периода, то согласно п. 6 Положения № 922 средний заработок определяется исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за предшествующий период, равный расчетному.
Таким образом, для расчета среднего заработка в рассматриваемом случае необходимо использовать период с 1 ноября 2021 г. по 31 октября 2022 г.