Личный кабинет

Контролеров накажут за невыдачу предписания по итогам проверки

Контролеров накажут за невыдачу предписания по итогам проверки

Документ

Федеральный закон от 29.05.2023 № 195-ФЗ

Комментарий

Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнен нормами, которые предусматривают ответственность должностных лиц контролирующих органов за невыдачу контролируемому лицу предписания по результатам проведенной проверки. Статья 19.6.1 КоАП РФ дополнена соответствующими частями 4 и 5, которые начнут действовать с 09.06.2023.

Привлечь к ответственности могут должностных лиц:

  • федеральных органов исполнительной власти;
  • органов исполнительной власти субъектов РФ;
  • государственных корпораций;
  • публично-правовых компаний, наделенных полномочиями государственного контроля (надзора);
  • органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля;
  • государственных или муниципальных учреждений, наделенных полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Чиновника привлекут к ответственности, если после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия или акта о проведенной проверке вопреки требованиям закона он не выдаст контролируемому лицу предписание:

  • об устранении выявленных нарушений;
  • о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Поводом для наказания может стать и неисполнение должностным лицом обязанности по осуществлению контроля за выданным ранее предписанием.

За первое подобное нарушение чиновника оштрафуют на сумму от 3 000 до 5 000 рублей, наказание за повторное нарушение составит от 5 000 до 15 000 рублей штрафа или дисквалификация на срок от 6 месяцев до года.

С 1 октября 2023 года вводится обязательная маркировка БАД

Документ

Постановление Правительства России от 31.05.2023 № 886

Комментарий

С 1 октября 2023 года в России стартует обязательная маркировка биологически активных добавок (БАД) к пище. Правила маркировки утверждены постановлением Правительства России от 31.05.2023 № 886.

Маркировка касается продукции с кодами ТН ВЭД ЕАЭС 1204 00 900 0, 1208 90 000 0, 1210 20 900 0, 1212 21 000 0, 1302 19 900 0, 1504 10 100 0, 1504 20 900 0, 1515 11 000 0, 1515 19 900 0, 1515 90 690 0, 1515 90 890 0, 1516 10 900 0, 1517 90 990 0, 1602 90 990 9, 1702 30 500 0, 1702 40 900 0, 1702 60 950 0, 1702 90 950 0, 1704 90 550 0, 1704 90 710 0, 1704 90 820 0, 1806 31 000 0, 1806 32, 1806 90 700 0, 1806 90 900 0, 1904 10 900 0, 2101 12 920 1, 2106 10 800 0, 2106 90 580 0, 2106 90 930 0, 2106 90 980 1, 2106 90 980 3, 2106 90 980 8, 2202 99 180 0, 2922 41 000 0, 2922 42 000 0, 2923 20 000 0, 2923 90 000 9, 2936, 3001 20, 3002 49 000 1, 3002 90 300 0, 3002 90 800 0 и ОКПД2 01.11.91.120, 01.28.20, 03.11.63, 10.13.15.193, 10.13.15.194, 10.13.15.199, 10.41.12.110, 10.41.29, 10.41.42, 10.41.59, 10.41.60, 10.42.10, 10.61.33, 10.62.13.111, 10.62.13.122, 10.62.13.130, 10.62.13.190, 10.82.22.121, 10.82.22.122, 10.82.22.190, 10.82.23.121, 10.83.12.120, 10.85.19, 10.89.15, 10.89.19.140, 10.89.19.210, 10.89.19.290, 11.07.19.190, 21.10.20, 21.10.51, 21.10.60.193, 21.10.60.194, 21.20.10.255.

Среди них – жиры и масла из рыбы, провитамины, витамины и их производные, продукты зерновые для завтрака, фруктозные сиропы, изделия шоколадные, концентраты белковые.

Регистрироваться в системе маркировки участники оборота должны с 01.09.2023. Если организация (ИП) на 28.02.2023 принимала участие в эксперименте, повторная регистрация в системе не требуется (пп. "а" п. 2, п. 4 постановления Правительства России от 31.05.2023 № 886).

Маркировать продукцию и передавать сведения о вводе в оборот в систему маркировки необходимо с 01.10.2023. Вводить в оборот немаркированную продукцию можно до 01.10.2023 (с этой даты ввод в оборот немаркированной продукции запрещен) (пп. "а" п. 3, п. 6 постановления Правительства России от 31.05.2023 № 886).

Передавать в информационную систему сведения о выводе из оборота маркированных БАД производители, импортеры, оптовые и розничные продавцы обязаны с 01.03.2024. Сведения об обороте обязательно передавать с 01.05.2024 (пп. "б" п. 3 постановления Правительства России от 31.05.2023 № 886).

Остатки продукции на 01.10.2023, которая была произведена или ввезена в РФ до 30.09.2023 (включительно), можно продавать без нанесения маркировки до окончания срока годности. В то же время такую продукцию можно промаркировать до 29.02.2024 (включительно) (пп. "г", "д" п. 3 постановления Правительства России от 31.05.2023 № 886).

Продукцию, приобретенную до 30.09.2023 (включительно) и выпущенную таможенными органами с 01.10.2023, до предложения к продаже необходимо промаркировать в срок до 31.10.2023 (включительно) (пп. "е" п. 3 постановления Правительства России от 31.05.2023 № 886).

Утверждены правила маркировки антисептиков

Документ

Письмо ФНС России от 23.05.2023 № БС-3-11/6890@

Комментарий

С 2023 года организации и предприниматели должны подавать в налоговую инспекцию уведомления об исчисленных налогах (сборах, страховых взносах). Уведомление необходимо, если платежи должны быть перечислены в бюджет до подачи налоговой декларации (расчета) либо если декларацию (расчет) представлять вообще не нужно. Срок подачи уведомления – не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты (п. 9 ст. 58 НК РФ).

В письме от 23.05.2023 № БС-3-11/6890@ ФНС России напомнила, что по одному сроку уплаты сдается только одно уведомление. Повторное уведомление по этому же сроку и налогу считается уточняющим и заменяет предыдущее. Сумма начислений по двум уведомлениям не суммируется.

За уведомление (уточненное уведомление), которое не было представлено, по ст. 126 НК РФ налоговая инспекция пока не штрафует, так как ФНС России еще не разъяснила условия наступления такой ответственности (см. здесь).

Междувахтовый отдых из расчетного периода не исключается

Документ

Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 02.02.2023 по делу № 88-5160/2023

Комментарий

Судьи Четвертого КСОЮ рассказали, как считать средний заработок лицам, работающим вахтовым методом.

Во-первых, суд отметил, что из расчетного периода исключается только время, когда сотрудник не работал и за ним сохранялся средний заработок (п. 5 Положения, утв. постановлением Правительства России от 24.12.2007 № 922). Дни междувахтового отдыха не могут рассматриваться в качестве дней освобождения работника от работы, а относятся к предусмотренному графиком времени отдыха. Поэтому указанные дни не исключаются из расчетного периода при расчете среднего заработка.

Во-вторых, судьи подтвердили, что не учитываются при расчетах среднего заработка суммы надбавок за вахтовый метод работы, поскольку они являются компенсациями и не входят в оплату труда.

На исключение сумм вахтовой надбавки из расчета среднего заработка Четвертый КСОЮ ранее уже обращал внимание (см. определение от 11.10.2022 по делу № 88-20230/2022).

Как представлять в ГИТ документы, если в них содержатся персональные данные работников?

Вопрос аудитору

В отношении организации проводится внеплановая проверка, связанная с несчастным случаем, в рамках которой запрашиваются документы по пострадавшему сотруднику. Однако в некоторых таких документах (например, в реестре по заработной плате, в штатном расписании) есть данные и о других сотрудниках. Как предоставлять указанные документы в ГИТ, чтобы не нарушить законодательство о персональных данных?

При проведении проверок государственные инспекторы труда могут запрашивать у работодателей документы (включая материалы фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационные базы, банки данных), объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций (ч. 1 ст. 357 ТК РФ).

В течение 10 рабочих дней со дня получения требования работодатель обязан направить в ГИТ указанные в требовании документы (ч. 4 ст. 72 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"). Такие документы направляются в ГИТ в виде заверенных копий.

В соответствии с п. 4 Разъяснений Роскомнадзора "Вопросы, касающиеся обработки персональных данных работников, соискателей на замещение вакантных должностей, а также лиц, находящихся в кадровом резерве", согласие работника на отправку его персональных данных не требуется, если эти данные направляются по запросу органов, уполномоченных запрашивать информацию о работниках в силу компетенции, предусмотренной законодательством РФ (прокуратура, МВД России, ГИТ и др.).

Поскольку в рассматриваемой ситуации трудовая инспекция запросила персональные данные только по одному пострадавшему сотруднику, необходимо предоставить в ГИТ данные только по этому сотруднику. Из документов, в которых есть данные других сотрудников (реестр выплаченной зарплаты, штатное расписание и др.), можно сделать выписку по конкретному сотруднику и заверить ее (указать, что это копия, поставить подпись и сделать ее расшифровку, указать дату копии и поставить печать при наличии ее в организации).

При передаче в ГИТ документов, в которых содержатся персональные данные сотрудника, нет необходимости получать у этого сотрудника согласие на передачу его персональных данных.

Может ли работодатель оплачивать работу в ночное время в фиксированном размере?

Вопрос аудитору

Может ли работодатель оплачивать работу в ночное время фиксированной суммой (например, 20 % от оклада)?

Оплата за работу в ночное время не должна быть фиксированной, она рассчитывается из количества отработанных ночью часов.

Объясняется это следующим.

Работа в ночное время оплачивается сотрудникам в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях (ч. 1 ст. 154 ТК РФ). Минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время установлен постановлением Правительства России от 22.07.2008 № 554 и составляет 20 % часовой тарифной ставки (оклада или должностного оклада, рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.

Точные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время работодатель может установить в локальном нормативном акте (например, в Положении об оплате труда), в коллективном договоре или в трудовом договоре с работником (ч. 3 ст. 154 ТК РФ).

Таким образом, трудовое законодательство предусматривает, что необходимо оплачивать каждый час работы, фактически отработанный сотрудником в ночное время (с 22 часов до 6 часов). При расчете доплаты за работу в ночное время учитываются установленная работнику часовая тарифная ставка или оклад, а также определенный работодателем размер повышения оплаты труда за такую работу и количество отработанных ночью часов.

Может ли арендодатель не принимать имущество по окончании аренды, если оно повреждено? 

Документ

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.04.2023 № Ф01-1391/2023 по делу № А29-2734/2022

Комментарий

Арендодатель обязан принять имущество из аренды независимо от его технического состояния. На этот момент обратил внимание Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Между предпринимателем и организацией был заключен договор аренды, по окончании которой выяснилось, что часть сданного в аренду оборудования находится в нерабочем состоянии. Арендодатель принимать его отказался и попытался взыскать арендную плату за то время, пока неисправные объекты продолжали находиться у арендатора. Но судьи в удовлетворении исковых требований отказали.

В постановлении от 28.04.2023 № Ф01-1391/2023 по делу № А29-2734/2022 указано, что ГК РФ не предоставляет арендодателю права на отказ от приема возвращаемого объекта аренды, мотивированного тем, что имущество имеет недостатки и (или) дефекты. В такой ситуации собственник должен забрать свое имущество, а затем вправе потребовать от арендатора возмещения убытков.

Таким образом, отметили арбитры, действия арендодателя, отказавшегося забирать предмет аренды по окончании срока действия договора, являются незаконными. В связи с чем у арендатора не возникает обязанности платить за дополнительное время, когда оборудование находилось в его распоряжении.

Работник может знакомиться с локальными актами неограниченное количество раз

Документ

Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 28.03.2023 по делу № 88-7608/2023, 2-1268/5-2022

Комментарий

Первый КСОЮ рассмотрел дело по жалобе на действия работодателя, который оставил без ответа по существу обращение сотрудника с просьбой ознакомить его с должностной инструкцией. В ходе рассмотрения дела организация настаивала на том, что работник уже знакомился с указанным актом, о чем свидетельствует его подпись. Однако судьи не согласились с доводами работодателя.

Как указано в определении от 28.03.2023 по делу № 88-7608/2023, 2-1268/5-2022, количество и периодичность ознакомления работника с локальными нормативными актами, касающимися его трудовой деятельности, ТК РФ не установлены. Поэтому работник вправе знакомиться с такими актами, к которым относится должностная инструкция, неограниченное количество раз на основании заявления.

К ответственности работодателя не привлекли, но обязали ознакомить работника с должностной инструкцией и взыскали компенсацию морального вреда (5 000 руб.).


Все новости

Налоговый календарь 1С:Мультибух 54ФЗ БизнесСтарт Как отличить фирменный продукт от подделки 54-ФЗ 8+4 1C:Fresh