Личный кабинет

Когда квота по трудоустройству инвалидов считается выполненной?

Когда квота по трудоустройству инвалидов считается выполненной?

Документ

Постановление Правительства РФ от 14.03.2022 № 366

Комментарий

Действующее законодательство устанавливает некоторым работодателям квоты для приема на работу инвалидов. Размер квоты определяют субъекты РФ в зависимости от численности работников у работодателя. Квоты предусмотрены для тех работодателей, у которых численность работников превышает 100 человек. Регион может установить квоты для работодателей с численностью работников от 35 до 100 человек включительно (ст. 13.2 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации").

Правительство РФ утвердило Правила выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место (далее – Правила).

Работодателям необходимо рассчитывать квоту для приема на работу инвалидов ежегодно до 1 февраля. При этом следует исходить из среднесписочной численности работников за IV квартал предыдущего года. При расчете квоты округление дробного числа производится в сторону уменьшения до целого значения. В случае если размер рассчитанной квоты менее единицы, значение квоты принимается равным единице (п. 2 Правил).

Работодатели должны выполнить квоту для приема на работу инвалидов в течение года с учетом ее возможного перерасчета. Перерасчет квоты производится в случае уменьшения среднесписочной численности работников за прошедший месяц. Исключение составляют работники, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным и (или) опасным по результатам спецоценки (п. 3, 4 Правил).

Квота для приема на работу инвалидов будет считаться выполненной работодателем, если  инвалида приняли на любое рабочее место по трудовому договору (в том числе срочному) непосредственно у работодателя. Если у работодателя нет возможности трудоустроить инвалида по квоте у себя, его можно устроить на работу в другую организацию или к  ИП в рамках соглашения о трудоустройстве инвалидов, заключенного с этой организацией (ИП). В этом случае квота также будет считаться выполненной (п. 5 Правил).

Соглашение о трудоустройстве инвалидов должно содержать следующие условия (п. 6 Правил):

  • численность инвалидов, которые могут быть приняты на работу;
  • условия возмещения расходов на оплату труда;
  • условия оборудования рабочего места инвалида;
  • необходимость создания специальных условий, обеспечивающих доступность рабочего места для инвалида;
  • условия компенсации расходов, связанных с сопровождением при содействии в трудоустройстве, в организации, у ИП, у которых трудоустраивается инвалид (при необходимости);
  • сроки действия соглашения;
  • права и обязанности сторон;
  • условия расторжения соглашения;
  • прочие условия.

Если для организации или ИП установлена квота для приема на работу инвалидов, то инвалиды, которые работают по соглашению с другой организацией (ИП), в счет выполнения этой квоты не учитываются. Они учитываются в счет выполнения квоты у  того работодателя, который их принял (п. 7 Правил).

Для выполнения квоты на прием инвалидов работодатели вправе обращаться в службу занятости населения. Сотрудники СЗН будут оказывать работодателям содействие в подборе инвалидов на вакантные рабочие места, в расчете квоты и установлении численности фактически трудоустроенных инвалидов (п. 8 Правил).

Правила начнут действовать с 1 сентября 2022 года.

Напомним, что за неисполнение обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также за отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты установлена ответственность по ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ. Такие нарушения повлекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей.

В службу занятости необходимо давать информацию по всем вакансиям.

Документ

Письмо Минтруда России от 05.03.2022 № 16-6/ООГ-686

Комментарий

Минтруд России пояснил, что работодатели обязаны ежемесячно представлять в службу занятости сведения по всем имеющимся вакансиям, а не только по рабочим местам, которые выделены для трудоустройства инвалидов (см. письмо от 05.03.2022 № 16-6/ООГ-686).

Вопрос возник в связи с трактовкой п. 3 ст. 25 Закона от 19.04.1991 № 1032-1. В этой норме указано, что работодатели должны сообщать о свободных рабочих местах и вакантных должностях, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов (в соответствии с квотой для приема на работу инвалидов). Из нормы не вполне понятно, нужно ли подавать сведения по всем вакансиям или только по тем, которые открыты для физлиц-инвалидов.

В Минтруде России отметили, что работодатели обязаны ежемесячно представлять сведения об имеющихся вакансиях. Из этого следует, что сообщать нужно о вакантных должностях для всех сотрудников, в т. ч. для работников-инвалидов. О порядке информирования службы занятости см. здесь.

Должна ли ИФНС предоставить данные о контрагенте?

Документ

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 02.03.2022 № Ф09-3606/21 по делу № А50-19906/2020

Комментарий

Налоговый орган обязан предоставлять налогоплательщику по его запросу сведения о контрагенте, которые не составляют налоговую тайну и не размещены в открытом доступе. К таким выводам пришел Арбитражный суд Уральского округа по итогам рассмотрения жалобы налогоплательщика. Ситуация складывалась следующим образом.

Компания запросила у ИФНС данные по контрагенту:

  • предоставлялась ли за период 2015 - 2016 гг. бухгалтерская отчетность (по отчетным (налоговым) периодам);
  • предоставлялась ли за период 2015 - 2016 гг. и поквартально налоговая отчетность, в том числе декларации по НДС;
  • производилась ли уплата в период 2015 - 2017 гг. обязательных налогов и сборов, в том числе НДС;
  • есть ли у контрагента недоимка по налогам и какие меры принимались к ее взысканию;
  • производились ли мероприятия налогового контроля в период с 2015 по 2020 гг., в том числе камеральные или выездные проверки, встречные проверки, требования о представлении пояснений (информации), уведомления о вызове налогоплательщика для дачи пояснений, а также поступали или нет ответы (пояснения, документы) в рамках этих требований.

Свой запрос организация мотивировала необходимостью подготовки обоснованных возражений на акт проверки в связи с отсутствием этой информации на сайте ФНС России и наличием там подобных сведений только на текущую дату.

Письмо налогоплательщика ИФНС оставила без исполнения, что и стало поводом для обращения в суд. В суде инспекция настаивала на своей правоте, ссылаясь на налоговую тайну и тот факт, что запрашиваемая информация ранее размещалась на официальном сайте ФНС. Но поддержки у судей не нашла.

Арбитры со ссылкой на ст. 102 НК РФ указали, что с 2016 года запрошенные налогоплательщиком сведения не являются налоговой тайной и находятся в свободном доступе в интернете. При этом оговаривается, что сведения, подлежащие размещению в интернете, по запросам не предоставляются.

В данном случае на дату направления запроса указанная в нем информация в свободном доступе размещена не была. Следовательно, у налогоплательщика есть право получить ее по запросу. Это право сохраняется за налогоплательщиком и в ситуации, когда необходимые сведения ранее были размещены на сайте ФНС России, но на дату запроса уже удалены.

Когда поддельный диплом не является основанием для увольнения сотрудника?

Документ

Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 01.02.2022 по делу № 88-3471/2022

Комментарий

Если при заключении трудового договора работник представил подложные документы, его можно уволить на основании п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Увольнение будет законным, если:

  • образование, подтвержденное поддельным дипломом, является условием для получения должности;
  • сотрудник представил диплом при трудоустройстве.

Если оба условия не выполняются, сам по себе поддельный диплом не может служить основанием для увольнения сотрудника. К такому выводу пришел Первый КСЮО в определении от 01.02.2022 по делу № 88-3471/2022 в ходе рассмотрения следующего спора.

В учреждение в порядке перевода был принят сотрудник. При этом в личном деле, переданном из другого учреждения, а также в трудовой книжке был указан диплом о высшем техническом образовании. В период работы сотрудник поступил в вуз на юридический факультет, в связи с чем был переведен на другую должность (инспектора). Через какое-то время работодатель запросил у сотрудника сведения об образовании и обнаружил, что диплом о высшем техническом образовании не выдавался указанным вузом. Поддельность диплома (изготовление его не в "Гознаке") подтвердило и управление ФСБ по региону. Работодатель уволил сотрудника за представление подложных документов.

Суд первой инстанции поддержал работодателя, несмотря на утверждения работника о том, что диплом при трудоустройстве он не представлял (данные о нем были только в личном деле и трудовой книжке). Однако апелляция и кассация не поддержала коллег. Как указали судьи, в соответствии с требованиями, установленными приказом Минтруда России от 03.12.2013 № 707н, для получения должности инспектора (должность на момент увольнения) высшее техническое образование не требуется. В связи с этим сотрудник может продолжить работать. На это право не влияет даже тот факт, что сотрудник представил поддельный диплом при трудоустройстве на другую должность.

Отметим, что есть и иное мнение. Так, судьи Девятого КСОЮ признали правомерным увольнение сотрудника, представившего поддельный диплом при трудоустройстве, несмотря на то, что к моменту обнаружения этого факта он получил нужное образование (см. комментарий к определению от 04.02.2021 № 88-736/2021).

Может ли организация предоставлять вычет на ребенка без заявления работника?

Документ

Письмо Минфина России от 17.02.2022 № 03-04-05/11257

Комментарий

Согласно п. 3 ст. 218 НК РФ стандартные налоговые вычеты предоставляются работнику на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты. Таким образом, для предоставления вычета на ребенка организация должна иметь письменное заявление от родителя ребенка и документы, подтверждающие его право на налоговый вычет.

В письме от 17.02.2022 № 03-04-05/11257 Минфин России разъяснил следующее. В Налоговом кодексе нет требований о ежегодном представлении заявлений для получения вычета на ребенка. Поэтому если по окончании соответствующего налогового периода право на вычет у родителя сохранилось, а в заявлении он не указывал период (год) для предоставления вычета, повторно подавать заявление на вычет не нужно. Однако если в заявлении работник просит предоставить вычет на ребенка только в определенном налоговом периоде, то для получения вычета в следующем налоговом периоде ему необходимо подать новое заявление.


Все новости

Налоговый календарь 1С:Мультибух 54ФЗ БизнесСтарт Как отличить фирменный продукт от подделки 54-ФЗ 8+4 1C:Fresh