Постановление Правительства РФ от 14.03.2022 № 366
Действующее законодательство устанавливает некоторым работодателям квоты для приема на работу инвалидов. Размер квоты определяют субъекты РФ в зависимости от численности работников у работодателя. Квоты предусмотрены для тех работодателей, у которых численность работников превышает 100 человек. Регион может установить квоты для работодателей с численностью работников от 35 до 100 человек включительно (ст. 13.2 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации").
Правительство РФ утвердило Правила выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место (далее – Правила).
Работодателям необходимо рассчитывать квоту для приема на работу инвалидов ежегодно до 1 февраля. При этом следует исходить из среднесписочной численности работников за IV квартал предыдущего года. При расчете квоты округление дробного числа производится в сторону уменьшения до целого значения. В случае если размер рассчитанной квоты менее единицы, значение квоты принимается равным единице (п. 2 Правил).
Работодатели должны выполнить квоту для приема на работу инвалидов в течение года с учетом ее возможного перерасчета. Перерасчет квоты производится в случае уменьшения среднесписочной численности работников за прошедший месяц. Исключение составляют работники, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным и (или) опасным по результатам спецоценки (п. 3, 4 Правил).
Квота для приема на работу инвалидов будет считаться выполненной работодателем, если инвалида приняли на любое рабочее место по трудовому договору (в том числе срочному) непосредственно у работодателя. Если у работодателя нет возможности трудоустроить инвалида по квоте у себя, его можно устроить на работу в другую организацию или к ИП в рамках соглашения о трудоустройстве инвалидов, заключенного с этой организацией (ИП). В этом случае квота также будет считаться выполненной (п. 5 Правил).
Соглашение о трудоустройстве инвалидов должно содержать следующие условия (п. 6 Правил):
Если для организации или ИП установлена квота для приема на работу инвалидов, то инвалиды, которые работают по соглашению с другой организацией (ИП), в счет выполнения этой квоты не учитываются. Они учитываются в счет выполнения квоты у того работодателя, который их принял (п. 7 Правил).
Для выполнения квоты на прием инвалидов работодатели вправе обращаться в службу занятости населения. Сотрудники СЗН будут оказывать работодателям содействие в подборе инвалидов на вакантные рабочие места, в расчете квоты и установлении численности фактически трудоустроенных инвалидов (п. 8 Правил).
Правила начнут действовать с 1 сентября 2022 года.
Напомним, что за неисполнение обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также за отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты установлена ответственность по ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ. Такие нарушения повлекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 рублей.
Письмо Минтруда России от 05.03.2022 № 16-6/ООГ-686
Минтруд России пояснил, что работодатели обязаны ежемесячно представлять в службу занятости сведения по всем имеющимся вакансиям, а не только по рабочим местам, которые выделены для трудоустройства инвалидов (см. письмо от 05.03.2022 № 16-6/ООГ-686).
Вопрос возник в связи с трактовкой п. 3 ст. 25 Закона от 19.04.1991 № 1032-1. В этой норме указано, что работодатели должны сообщать о свободных рабочих местах и вакантных должностях, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов (в соответствии с квотой для приема на работу инвалидов). Из нормы не вполне понятно, нужно ли подавать сведения по всем вакансиям или только по тем, которые открыты для физлиц-инвалидов.
В Минтруде России отметили, что работодатели обязаны ежемесячно представлять сведения об имеющихся вакансиях. Из этого следует, что сообщать нужно о вакантных должностях для всех сотрудников, в т. ч. для работников-инвалидов. О порядке информирования службы занятости см. здесь.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 02.03.2022 № Ф09-3606/21 по делу № А50-19906/2020
Налоговый орган обязан предоставлять налогоплательщику по его запросу сведения о контрагенте, которые не составляют налоговую тайну и не размещены в открытом доступе. К таким выводам пришел Арбитражный суд Уральского округа по итогам рассмотрения жалобы налогоплательщика. Ситуация складывалась следующим образом.
Компания запросила у ИФНС данные по контрагенту:
Свой запрос организация мотивировала необходимостью подготовки обоснованных возражений на акт проверки в связи с отсутствием этой информации на сайте ФНС России и наличием там подобных сведений только на текущую дату.
Письмо налогоплательщика ИФНС оставила без исполнения, что и стало поводом для обращения в суд. В суде инспекция настаивала на своей правоте, ссылаясь на налоговую тайну и тот факт, что запрашиваемая информация ранее размещалась на официальном сайте ФНС. Но поддержки у судей не нашла.
Арбитры со ссылкой на ст. 102 НК РФ указали, что с 2016 года запрошенные налогоплательщиком сведения не являются налоговой тайной и находятся в свободном доступе в интернете. При этом оговаривается, что сведения, подлежащие размещению в интернете, по запросам не предоставляются.
В данном случае на дату направления запроса указанная в нем информация в свободном доступе размещена не была. Следовательно, у налогоплательщика есть право получить ее по запросу. Это право сохраняется за налогоплательщиком и в ситуации, когда необходимые сведения ранее были размещены на сайте ФНС России, но на дату запроса уже удалены.
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 01.02.2022 по делу № 88-3471/2022
Если при заключении трудового договора работник представил подложные документы, его можно уволить на основании п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
Увольнение будет законным, если:
Если оба условия не выполняются, сам по себе поддельный диплом не может служить основанием для увольнения сотрудника. К такому выводу пришел Первый КСЮО в определении от 01.02.2022 по делу № 88-3471/2022 в ходе рассмотрения следующего спора.
В учреждение в порядке перевода был принят сотрудник. При этом в личном деле, переданном из другого учреждения, а также в трудовой книжке был указан диплом о высшем техническом образовании. В период работы сотрудник поступил в вуз на юридический факультет, в связи с чем был переведен на другую должность (инспектора). Через какое-то время работодатель запросил у сотрудника сведения об образовании и обнаружил, что диплом о высшем техническом образовании не выдавался указанным вузом. Поддельность диплома (изготовление его не в "Гознаке") подтвердило и управление ФСБ по региону. Работодатель уволил сотрудника за представление подложных документов.
Суд первой инстанции поддержал работодателя, несмотря на утверждения работника о том, что диплом при трудоустройстве он не представлял (данные о нем были только в личном деле и трудовой книжке). Однако апелляция и кассация не поддержала коллег. Как указали судьи, в соответствии с требованиями, установленными приказом Минтруда России от 03.12.2013 № 707н, для получения должности инспектора (должность на момент увольнения) высшее техническое образование не требуется. В связи с этим сотрудник может продолжить работать. На это право не влияет даже тот факт, что сотрудник представил поддельный диплом при трудоустройстве на другую должность.
Отметим, что есть и иное мнение. Так, судьи Девятого КСОЮ признали правомерным увольнение сотрудника, представившего поддельный диплом при трудоустройстве, несмотря на то, что к моменту обнаружения этого факта он получил нужное образование (см. комментарий к определению от 04.02.2021 № 88-736/2021).
Письмо Минфина России от 17.02.2022 № 03-04-05/11257
Согласно п. 3 ст. 218 НК РФ стандартные налоговые вычеты предоставляются работнику на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты. Таким образом, для предоставления вычета на ребенка организация должна иметь письменное заявление от родителя ребенка и документы, подтверждающие его право на налоговый вычет.
В письме от 17.02.2022 № 03-04-05/11257 Минфин России разъяснил следующее. В Налоговом кодексе нет требований о ежегодном представлении заявлений для получения вычета на ребенка. Поэтому если по окончании соответствующего налогового периода право на вычет у родителя сохранилось, а в заявлении он не указывал период (год) для предоставления вычета, повторно подавать заявление на вычет не нужно. Однако если в заявлении работник просит предоставить вычет на ребенка только в определенном налоговом периоде, то для получения вычета в следующем налоговом периоде ему необходимо подать новое заявление.