Сотрудник работает в организации по совместительству (неполное рабочее время – 4 часа в день). Нужно ли ему сокращать продолжительность работы в предпраздничный день? На сколько сокращать рабочий день – на один час или пропорционально размеру ставки?
Сотрудникам с неполным рабочим днем продолжительность работы перед праздником нужно сокращать на 1 час, а не пропорционально занятости (ставке). Поэтому продолжительность работы совместителя в предпраздничный день сокращается на 1 час.
Обоснуем ответ.
Согласно ч. 1 ст. 95 ТК РФ, продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на 1 час. Это правило распространяется на работников, которые трудятся на условиях совместительства, а также на работников на условиях неполного рабочего времени (ч. 4 ст. 93, ч. 2 ст. 287 ТК РФ, решение Верховного Суда РФ от 29.09.2006 № ГКПИ06-963). Поэтому продолжительность рабочего дня (смены) таких работников также уменьшается на 1 час. При этом такое сокращение рабочего времени в предпраздничный день не приведет к уменьшению заработной платы.
В соответствии с ч. 4 ст. 93 ТК РФ работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав. Таким образом, сотрудникам, которые работают неполный рабочий день, продолжительность работы в предпраздничный день должна быть сокращена на 1 час, причем независимо от режима работы сотрудника и размера его ставки.
Следовательно, для работника, который трудится на условиях совместительства неполное рабочее время (например, на 0,5 ставки или на 0,25 ставки), продолжительность работы в предпраздничный рабочий день также сокращается на 1 час.
Если совместитель по условиям трудового договора работает 4 часа в день (на 0,5 ставки), то продолжительность его работы в предпраздничный день составит 3 часа. Если же совместитель работает 2 часа в день (на 0,25 ставки), то в рабочий день перед праздником он должен отработать 1 час.
В табеле учета рабочего времени необходимо указать количество часов, фактически отработанных сотрудником в предпраздничный день (ч. 4 ст. 91 ТК РФ).
Письмо Роструда от 19.02.2025 № ПГ/01470-6-1
В случае временной нетрудоспособности работника предоставленный ему отпуск без сохранения заработной платы не продлевается и не переносится. Такой вывод следует из письма Роструда от 19.02.2025 № ПГ/01470-6-1.
Отпуск без сохранения заработной платы работодатель может предоставить сотруднику по его письменному заявлению только при наличии семейных обстоятельств или иных уважительных причин (ч. 1 ст. 128 ТК РФ). Продолжительность такого отпуска определяется по соглашению между работником и работодателем, при этом максимальная продолжительность трудовым законодательством не ограничена.
Однако в некоторых случаях, закрепленных в ч. 2 ст. 128 ТК РФ, работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы. Продолжительность такого отпуска определена законодательством.
Основания для продления и переноса отпуска предусмотрены ст. 124 ТК РФ. Ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника, в частности, в случае временной нетрудоспособности работника (ч. 1 ст. 124 ТК РФ). С учетом норм этой статьи могут быть продлены или перенесены только ежегодные основные и дополнительные оплачиваемые отпуска. При этом продление или перенос отпусков без сохранения заработной платы Трудовым кодексом РФ не предусмотрены.
Этот вывод также подтверждает судебная практика (см. определения Первого КСОЮ от 28.11.2023 по делу № 88-36063/2023, от 15.05.2023 № 88-13228/2023, Девятого КСОЮ от 29.06.2023 № 88-5969/2023).
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.01.2025 № Ф04-5727/2024 по делу № А45-25515/2024
Если причиной нарушения срока сдачи отчетности стала некорректная работа программного обеспечения, то плательщик вправе рассчитывать на снижение штрафа. Как отмечается в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.01.2025 № Ф04-5727/2024 по делу № А45-25515/2024, зафиксированные попытки предоставить отчетность в установленный срок и неоднократное обращение в службу поддержки из-за возникающих при этом ошибок являются обстоятельствами, смягчающими ответственность, и влекут снижение штрафа.
Арбитры применили такой подход и уменьшили штраф за просрочку подачи ЕФС-1 с 331 тыс. руб. до 20 тыс. руб. Они отметили, что нарушение срока произошло из-за технической ошибки, возникшей в период обновления ПО, при этом организация пыталась эту ошибку устранить всеми доступными способами, чтобы как можно скорее сдать отчетность.
Декларацию по НДС за 1-й квартал 2025 года необходимо представить не позднее 25 апреля по новой форме (см. комментарий). Об этом напомнила ФНС России на сайте ведомства.
В форму декларации включены ставки НДС в размере 5 % и 7 %, 5/105 и 7/107 %. Их применяют плательщики на УСН, у которых доходы за 2024 год превысили 60 млн руб. Также в нее включены ставки НДС 9,09 и 16,67 %. Их применяют российские маркетплейсы при реализации товаров ЕАЭС физическим лицам.
Кроме того, новыми кодами операций, не облагаемых НДС, дополнен Перечень, приведенный в Приложении № 1 к Порядку заполнения декларации. Коды применяются при заполнении разделов 4, 6 и 7 декларации. Так, в частности, Перечень дополнен кодами 1011234 (реализация ветеринарных услуг) и 1011233 (операции по майнингу цифровой валюты). Также в Перечень включены коды, которые ранее были доведены письмами ФНС России (от 06.09.2024 № СД-4-3/10249@, от 06.02.2024 № СД-4-3/1270@, от 18.08.2023 № СД-4-3/10621@, от 27.07.2023 № СД-4-3/9633@, от 31.03.2023 № СД-4-3/3825@).
Приказ ФНС России от 10.12.2024 № ЕД-7-14/1119@
Налоговая инспекция вправе провести проверку достоверности сведений, включаемых или уже включенных в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ, Реестр), если есть сомнения в их достоверности (п. 4.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, далее – Закон № 129-ФЗ).
Одним из оснований для такой проверки является включение в Реестр адреса юридического лица, который считается адресом массовой регистрации (если по этому адресу зарегистрированы 5 или более организаций). Это следует из абз. 2 пп. 3 п. 2 Приложения № 1 к приказу ФНС России от 28.12.2022 № ЕД-7-14/1268@.
ФНС России приказом от 10.12.2024 № ЕД-7-14/1119@ исключила эту норму из упомянутого выше документа. С 14.03.2025 регистрация организации по месту массовой регистрации больше не будет причиной для проверки со стороны ФНС России.
Напомним, что если в ходе проверки выяснится, что данные в Реестре недостоверные, ФНС России должна уведомить проверяемое лицо о необходимости представления достоверных сведений (п. 6 ст. 11 Закона № 129-ФЗ). После получения такого уведомления нужно внести в Реестр изменения, подав в ФНС России заявление по форме № Р13014, или представить документы, свидетельствующие о достоверности данных в Реестре. В противном случае налоговая внесет в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице (абз. 2 п. 6 ст. 11 Закона № 129-ФЗ).
Если запись о наличии в ЕГРЮЛ недостоверных сведений значится более 6 месяцев, регистрирующий орган может инициировать исключение организации из Реестра (пп. "б" п. 5 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ). Подробнее о процедуре исключения организации из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой инспекции читайте здесь.
Запись в Реестре о недостоверности информации также может привести к проблемам при работе с контрагентами. Организацию могут посчитать рискованным партнером при заключении сделок, закрыть расчетный счет в банке из-за невозможности обновить данные о клиенте и т. д.
Кроме того, непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 руб. (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).
Представление документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет (ч. 5 ст. 14.25 КоАП РФ).
Кроме того, для лиц, представивших заведомо ложные сведения при государственной регистрации в целях фальсификации Единого государственного реестра, предусмотрена уголовная ответственность (ст. 170.1 УК РФ).