Личный кабинет

Как поступить работодателю, если работник отказался перейти на КЭДО?

Как поступить работодателю, если работник отказался перейти на КЭДО?

Документ

Письмо Минтруда России от 01.02.2023 № 14-6/ООГ-727

Комментарий

Минтруд России прояснил некоторые вопросы применения кадрового электронного документооборота (КЭДО). Если работодатель принял решение о переходе на КЭДО, ему необходимо уведомить работников о введении КЭДО в срок, установленный локальным нормативным актом, и получить их согласие (ч. 45 ст. 22.2 ТК РФ). Исключение составляют работники, которые принимаются на работу после 31.12.2021 и не имеют трудового стажа на эту дату. В отношении таких работников КЭДО ведется по умолчанию, согласие сотрудника не нужно (ч. 7 ст. 22.2 ТК РФ).

Согласие на взаимодействие с работодателем посредством КЭДО сотрудник (соискатель) должен выразить в письменной форме. Однако Минтруд России не уточнил, в виде бумажного документа или можно использовать электронный документ. Электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП), признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручно сотрудником (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ "Об электронной подписи"). Поэтому считаем, что согласие работника может быть оформлено как бумажным документом с собственноручной подписью, так и электронным документом с УКЭП.

Работник может отказаться переходить на КЭДО, поскольку это его право. При этом он не лишается права в дальнейшем согласиться на переход на КЭДО (ч. 56 ст. 22.2 ТК РФ). Минтруд России пояснил, что если работник отказался перейти на КЭДО, работодатель обязан вести кадровые документы такого сотрудника только на бумажном носителе.

Какими кадровыми документами нельзя обмениваться посредством КЭДО?

Документ

Письмо Минтруда России от 12.01.2023 № 14-6/ООГ-97

Комментарий

Минтруд России пояснил, что КЭДО не применяется к акту о несчастном случае на производстве, приказу (распоряжению) об увольнении работника, а также к документам, подтверждающим прохождение работником инструктажей по охране труда (журналы регистрации вводного инструктажа, целевого инструктажа, инструктажа на рабочем месте). Исключение для КЭДО содержится в ч. 3 ст. 22.1 ТК РФ. Подписывать такие документы можно только на бумажном носителе.

Перечень документов для ведения кадрового электронного документооборота (КЭДО) работодатель определяет самостоятельно с учетом установленных трудовым законодательством ограничений.

Введение такого запрета связано с важностью этих документов для расследования несчастных случаев на производстве, а также возможности восстановить права работника. Указанные документы изъяты из-под действия кадрового электронного документооборота в целях защиты интересов работников (как экономически более слабой стороны в трудовых отношениях) от возможного неправомерного и одностороннего изменения электронного документа, в том числе задним числом.

Если документы будут составляться в электронном виде, то работодатель сможет изменить содержание и дату утверждения акта о несчастном случае на производстве либо дату издания или направления (вручения) приказа об увольнении, что в конечном итоге повлияет на возможность обжалования работником (его представителем) результатов расследования несчастного случая, увольнения работника.

Напомним, что помимо документов, указанных в письме Минтруда России, нельзя также пересылать с помощью КЭДО и иные документы – трудовые книжки, сведения о трудовой деятельности работников, формируемые в электронном виде.

Должен ли выходить на работу в предпраздничный день совместитель, который работает один час?

Вопрос аудитору

Сотрудник работает один час в день по совместительству. Должен ли он выходить на работу в предпраздничный день (7 марта 2023 года), продолжительность которого сокращается на один час по закону?

Совместитель, который трудится один час в день, в предпраздничный день не должен выходить на работу.

Обоснуем ответ.

Совместительство – это выполнение сотрудником другой регулярно оплачиваемой работы на основании трудового договора в свободное от основной работы время (ч. 1 ст. 282 ТК РФ).

На сотрудников, которые работают по совместительству (как внешнему, так и внутреннему), в полном объеме распространяются все гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством (ч. 3 ст. 93ч. 2 ст. 287 ТК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 95 ТК РФ продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час. Это правило применяется в отношении всех работников, в том числе тех, которые трудятся на условиях совместительства. Таким образом, рабочий день совместителя (как и рабочий день других работников) сокращается на один час (решение Верховного Суда РФ от 29.09.2006 № ГКПИ06-93).

В табеле учета рабочего времени (например, по унифицированной форме № Т-12 или Т-13) отсутствие такого работника следует отметить как выходной день (код "В" или "26"), а количество рабочих часов не указывать.

Обратите внимание: если такому работнику установлен оклад, из-за отсутствия работника в предпраздничный день размер его оклада не изменится, поскольку у него пропорционально уменьшается норма часов.

Если совместитель выходит на работу в предпраздничный день (например, на 1 час), это признается сверхурочной работой (см. определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 22.11.2022 по делу № 88-30216/2022). Сверхурочную работу работодатель обязан оплатить в повышенном размере с учетом норм ст. 152 ТК РФ. Отработанный совместителем сверхурочный час оплачивается не менее чем в полуторном размере.

Работнику по его желанию вместо повышенной оплаты за сверхурочную работу можно предоставить дополнительное время отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно. Если работнику за время сверхурочной работы предоставляется отгул, сверхурочная работа оплачивается в одинарном размере (как обычные часы работы). При этом отгул оплате не подлежит.

С 1 апреля 2024 года организации и ИП смогут платить через СБП

Документ

Указание Банка России от 12.01.2023 № 6358-У

Комментарий

Система быстрых платежей (СБП) – это сервис Банка России, который позволяет физлицам осуществлять мгновенные переводы денежных средств в любой банк – участник СБП, а также оплату товаров, работ, услуг.

В настоящее время банки (которые не являются системно значимыми) с универсальной лицензией должны предоставлять возможность своим клиентам использовать СБП как минимум через одно мобильное приложение, а системно значимые банки – через все мобильные приложения. Однако в связи с санкциями и недоступностью мобильных приложений клиенты некоторых банков могли потерять возможность использовать СБП.

С 20.03.2023 уточняется: если нет технической возможности предоставить мобильное приложение, банки с универсальной лицензией должны обеспечить возможность клиентам работать по СБП через интернет-банк.

Что касается системно значимых банков, с 20.03.2023 они должны предоставить возможность использовать СБП как минимум через одно мобильное приложение. Если такой возможности нет, доступ к СБП следует организовать через интернет-банк. С 01.10.2023 доступ к СБП должен быть через все мобильные приложения, а также через интернет-банк (п. 1.3 Указания Банка России от 12.01.2023 № 6358-У).

Кроме того, с 01.04.2024 все банки обязаны обеспечить возможность переводить денежные средства по СБП между организациями и ИП (п. 1.1, 1.2 Указания Банка России от 12.01.2023 № 6358-У).

Расширен перечень перевозочных документов, которыми можно обмениваться онлайн

Документ

Информация на сайте ФНС России

Комментарий

С сентября 2022 года участники хозяйственной деятельности могут формировать, подписывать и обмениваться электронными перевозочными документами через специальных операторов (см. подробнее).

Если до недавнего времени в электронном виде можно было оформлять только транспортные накладные, заказ-наряды, сопроводительные ведомости, то теперь этот список расширили.

С 1 марта 2023 года перевозчики могут оформлять в электронном виде новые виды документов – договоры фрахтования, заказы и заявки, путевые листы. С этой целью утверждены форматы этих документов:

  • приказ ФНС России от 13.02.2023 № ЕД-7-26/109@ "Об утверждении формата электронного договора фрахтования";
  • приказ ФНС России от 13.02.2023 № ЕД-7-26/108@ "Об утверждении формата электронного заказа и заявки";
  • приказ ФНС России от 17.02.2023 № ЕД-7-26/116@ "Об утверждении формата электронного путевого листа".

В ФНС России отметили, что новый порядок обмена электронными перевозочными документами позволит:

  • автоматизировать внутренние бизнес-процессы организаций, в том числе обработку данных в их информационных системах учета;
  • оптимизировать взаимодействие между участниками хозяйственной жизни;
  • представлять электронный путевой лист в налоговые органы (в случае их истребования или для пояснений).

Возможность формирования электронных перевозочных документах в программах 1С будет реализована в ближайшее время.

Роструд обновил проверочные листы для контроля работодателей

Документ

Приказ Роструда от 27.01.2023 № 19

Комментарий

Роструд изменил формы проверочных листов, которые используют трудовые инспекции при проверках соблюдения работодателями требований трудового законодательства. Речь идет о формах проверочных листов, утвержденных приказом Роструда от 01.02.2022 № 20 (см. подробнее). При этом общее количество проверочных листов не изменилось, их 78.

В новой редакции представлены проверочные листы, по которым ГИТ проверяет соблюдение работодателями требований:

  • о регулировании труда женщин и лиц с семейными обязанностями;
  • расследования и учета несчастных случаев на производстве, а также регистрации микротравм и выяснения обстоятельств и причин их возникновения;
  • организации обучения по охране труда.

Применять обновленные проверочные листы государственные инспекторы труда начнут с  17 марта 2023 года.

Когда начнут взыскивать задолженность по ЕНС?

Документ

Письмо ФНС России от 28.02.2023 № ЕД-26-8/4@

Комментарий

Ранее мы сообщали, что ФНС России временно приостановила взыскание отрицательного сальдо ЕНС. Налогоплательщики, у которых были разногласия по сумме сальдо ЕНС, могли провести индивидуальные сверки с контролерами до 01.03.2023.

В письме от 28.02.2023 № ЕД-26-8/4@ налоговая служба сообщила, что продолжит индивидуальные сверки до окончания в марте – апреле 2023 года декларационной кампании по итогам 2022 года по отдельным видам налогов и сборов. По результатам сформируют окончательное сальдо ЕНС за периоды до 01.01.2023. Взыскивать будут только подтвержденное отрицательное сальдо ЕНС.

Можно ли уволить работника за прогул курсов повышения квалификации?

Документ

Письмо Роструда от 14.02.2023 № ПГ/00965-6-1

Комментарий

Отсутствие работника на курсах повышения квалификации без уважительных причин является достаточным основанием для его увольнения за прогул. К такому выводу пришел Роструд в письме от 14.02.2023 № ПГ/00965-6-1.

Увольнение за прогул является дисциплинарным взысканием (ст. 192 ТК РФ). Прогулом считается отсутствие работника на рабочем месте без уважительных причин (пп. "а" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ):

  • в течение всего рабочего дня (смены) независимо от его (ее) продолжительности,
  • более 4 часов подряд в течение рабочего дня (смены).

Уважительной причиной отсутствия на рабочем месте считаются обстоятельства, из-за которых работник объективно не мог присутствовать на работе (например, болезнь, несчастный случай и т. д.).

Согласно ч. 7 ст. 209 ТК РФ рабочим местом является место, где работник должен находиться (или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой) и которое прямо или косвенно контролируется работодателем.

Отсутствие работника на курсах повышения квалификации без уважительных причин – это прогул. Такой вывод Роструд сделал со ссылкой на определение Рязанского областного суда от 20.08.2014 № 33-1590. Судьи отметили, что эти курсы являются обязательными для работника, поэтому отсутствие на них приравнивается к отсутствию на рабочем месте и может стать причиной увольнения.

Однако в ситуации, когда повышение квалификации работника происходит по инициативе работодателя вне рабочего времени, уволить работника за прогул невозможно, поскольку в этом случае нет отсутствия на рабочем месте без уважительной причины.

Можно ли аннулировать прослеживаемый счет-фактуру?

Документ

Письмо ФНС России от 15.02.2023 № ЕА-3-26/2155@

Комментарий

При реализации товаров по Перечню, утв. постановлением Правительства России от 01.07.2021 № 1110, продавец (поставщик) обязан выставить счет-фактуру в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (п. 1.11.2 ст. 169 НК РФ).

При этом действующим законодательством (в частности, постановлением Правительства России от 26.12.2011 № 1137, приказом Минфина России от 05.02.2021 № 14н) порядок аннулирования счетов-фактур не предусмотрен.

Вместе с тем операторы электронного документооборота могут предоставлять такой функционал своим клиентам.

Напомним, с 01.01.2023 вступила в силу норма о передаче оператором ЭДО, с которым у продавца заключен договор, счетов-фактур (УПД) по прослеживаемым товарам в электронном виде в автоматизированную информационную систему ФНС России. Мы писали об этом здесь. При этом сделать это оператор должен не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от продавца электронных документов. Иначе говоря, все счета-фактуры (в т. ч. ошибочные) будут попадать в систему ФНС России. Их аннулирование оператором ЭДО не изменит ситуацию.

В таком случае при обнаружении ошибок в счете-фактуре целесообразно внести в него исправления.


Все новости

Налоговый календарь 1С:Мультибух 54ФЗ БизнесСтарт Как отличить фирменный продукт от подделки 54-ФЗ 8+4 1C:Fresh