Личный кабинет

Как не потерять статус субъекта МСП?

Как не потерять статус субъекта МСП?

Документ

Информация ФНС России

Комментарий

Организации и ИП могут попасть в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), если соответствует, в частности, следующим критериям (ст. 4 Федерального закона от 14.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"):

  • среднесписочная численность работников за предшествующий год: среднее предприятие – не более 250 человек, малое предприятие – не более 100 человек, микропредприятие – не более 15 человек;
  • доход за предыдущий год: среднее предприятие – до 2 млрд руб., малое предприятие – до 800 млн руб., микропредприятие – до 120 млн руб.

Налогоплательщиков, которые соответствуют условиям, ФНС России включает в реестр МСП автоматически 10-го числа каждого месяца на основании сведений, имеющихся на 1-е число месяца. Если организация (ИП) не представила сведения о среднесписочной численности работников и (или) налоговую отчетность за предшествующий календарный год, то 10 июля текущего года из реестра МСП ее исключат (п. 15 ч. 5 ст. 4.1 Федерального закона от 14.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации").

Чтобы не потерять статус МСП, налогоплательщикам необходимо до 1 июля 2024 года представить налоговую отчетность о доходах за 2023 год согласно применяемому налоговому режиму, а также РСВ за 2023 год, содержащий сведения о среднесписочной численности. Об этом напомнила ФНС России.

Если должность не соответствует полученной специальности, вернуть деньги за обучение нельзя

Документ

Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 07.05.2024 № 88-9200/2024

Комментарий

Если работник, которому организация оплатила обучение, увольняется ранее срока, установленного ученическим договором, он обязан возместить работодателю затраты на обучение. При этом возместить расходы нужно, только если увольнение произошло без уважительных причин (ст. 249 ТК РФ). При этом ни перечня таких причин, ни критериев определения "уважительности" увольнения указанные нормы не содержат.

Восьмой КСОЮ указал, что если после обучения работодатель предложил бывшему ученику работу, которая не соответствует полученной специальности (квалификации), то он может уволиться по собственному желанию и не возвращать стоимость обучения.

Так, в рассмотренном деле сотрудник получил образование по специальности "эксплуатация железных дорог" с присвоением квалификации "инженер путей сообщения". По окончании обучения его трудоустроили на должность дежурного по залу железнодорожного вокзала. При этом по должностной инструкции "дежурного по залу" на указанную должность назначается лицо, имеющее среднее (полное) общее образование и индивидуальную подготовку по установленной программе. В определении от 07.05.2024 № 88-9200/2024 судьи отметили, что работодатель не представил доказательств обоснованной необходимости и исключительности использования молодого специалиста с высшим образованием на должности "дежурный по залу железнодорожного вокзала", как и доказательств отсутствия на дату трудоустройства работника вакантных должностей, соответствующих полученной им квалификации "инженер путей сообщения".

Ранее судьи Верховного Суда РФ в определении от 13.01.2020 № 18-КГ19-145 пришли к выводу, что поскольку работодатель не предоставил сотруднику, окончившему обучение, работу по приобретенной квалификации, возмещать стоимость обучения он не обязан. Это связано с тем, что увольнение в такой ситуации носит вынужденный характер (см. комментарий).

Похожий вывод следует из письма Минтруда России от 31.01.2024 №14-6ООГ-534 (см. комментарий).

Что будет, если не получить решение налоговой, отправленное почтой?

Документ

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10.06.2024 № Ф02-2370/2024 по делу № А33-21659/2021

Комментарий

Решение, принятое по итогам проверки, вручается налогоплательщику и вступает в силу через месяц после этого, если не подана апелляционная жалоба. Вручить решение можно представителю компании лично под подпись или иным способом, в т. ч. по почте заказным письмом (п. 9 ст. 101 НК РФ). Вопрос, в какой момент вступит в силу решение, отправленное почтой, но не полученное налогоплательщиком, рассмотрел Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

В постановлении от 10.06.2024 № Ф02-2370/2024 по делу № А33-21659/2021 судьи отметили, что если письмо с решением вернулось обратно в налоговую в связи с истечением срока хранения в месте вручения, то руководствоваться следует правилами п. 9 ст. 101 НК РФ. В этом пункте говорится, что при направлении решения почтой заказным письмом датой его вручения считается шестой рабочий день со дня отправки. Соответственно, в такой ситуации решение считается врученным на шестой день с даты направления и вступит в силу по истечении одного месяца с этого дня.

Что будет, если положение об индексации не дает возможности повышать зарплату?

Документ

Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.05.2024 № 88-7669/2024

Комментарий

Все работодатели (вне зависимости от организационно-правовой формы и способа финансирования) обязаны проводить индексацию заработной платы (ст. 134 ТК РФ). При этом организации, которые не финансируются из бюджетов различных уровней, сами определяют порядок такой индексации.

Если в локальных документах организации не установлена возможность индексации заработной платы, то процент повышения может установить суд. Так случилось в ходе рассмотрения Седьмым КСОЮ спора о повышении зарплаты.

Судьи установили следующее. В Положении об оплате труда работников было зафиксировано, что индексация производится приказом генерального директора в случае изменения рынка труда и заработных плат на основании ежегодного анализа обзоров заработных плат и данных Росстата. Положение предусматривало распределение ответственности за процесс индексации заработных плат, согласно которому мониторинг рынка заработных плат проводится не реже 1 раза в год. После этого на основании утвержденного коэффициента индексации и сетки окладов вносятся изменения в Положение об оплате труда и в штатное расписание. Однако фактически мониторинг не проводился, зарплаты не повышались.

С учетом этого обстоятельства определением от 21.05.2024 № 88-7669/2024 судьи подтвердили, что индексация в таком случае должна производиться ежегодно путем увеличения должностного оклада на официально установленные индексы роста потребительских цен за истекший год.

Как взаимодействовать с удаленным работником?

Документ

Письмо Минтруда России от 03.06.2024 № 14-6/ООГ-3397

Комментарий

Порядок взаимодействия с удаленным работником определяется нормами ТК РФ, а также локальными нормативными актами (далее – ЛНА) работодателя и трудовым договором. Такой вывод можно сделать из письма Минтруда России от 03.06.2024 № 14-6/ООГ-3397.

В нем отмечается, что особенности порядка взаимодействия дистанционного работника и работодателя установлены ст. 312.3 ТК РФ.

В частности, эта статья определяет следующие правила.

  • Правило обмена с удаленным работником электронными документами: необходимо подтверждать получение от другой стороны электронного документа в срок, определенный ЛНА, коллективным или трудовым договором, а также использовать электронную подпись.
  • Правило ознакомления работника с локальными нормативными актами работодателя: это можно сделать путем обмена электронными документами, лично под подпись или другими способами, закрепленными в ЛНА, трудовом или коллективном договоре.
  • Правило подачи работником заявлений и объяснений: это можно сделать путем направления работодателю электронного документа или другими способами, закрепленными в ЛНА, трудовом или коллективном договоре.
  • Правило направления работодателю документов и сведений, необходимых для получения пособия по временной нетрудоспособности: это можно сделать по почте заказным письмом с уведомлением или в форме электронного документа.
  • Правило выдачи документов удаленному работнику: это нужно сделать не позднее трех дней со дня получения от работника соответствующего заявления (в бумажном или электронном виде).

Подробнее об особенностях взаимодействия с удаленным работником читайте в Справочнике кадровика.

Согласно ч. 9 ст. 312.3 ТК РФ, порядок взаимодействия работодателя с удаленным работником устанавливается коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором, дополнительным соглашением к трудовому договору.

Способ взаимодействия может быть любым – посредством телефона, интернета, курьерской службой, почтой, посредством обмена электронными документами, в том числе через мессенджеры (WhatsApp, Telegram, Viber) и т. д.

При закреплении порядка взаимодействия с удаленным работником следует учитывать положения ст. 312.3 ТК РФ. Но можно установить и другие правила взаимодействия, которые не упомянуты в этой норме, однако они не должны противоречить требованиям трудового законодательства.

Обязан ли сотрудник представлять работодателю справку о прохождении диспансеризации?

Документ

Письмо Роструда от 08.05.2024 № ПГ/08378-6-1

Комментарий

Работник обязан представить справку, подтверждающую факт прохождения диспансеризации, только если такое условие предусмотрено локальным нормативным актом работодателя. Такой вывод следует из письма Роструда от 08.05.2024 № ПГ/08378-6-1.

В соответствии со ст. 185.1 ТК РФ работодатель обязан освобождать работников от работы для прохождения диспансеризации. Для того чтобы получить освобождение от работы, сотруднику необходимо написать заявление на имя руководителя организации (иного уполномоченного лица). При этом день (дни) освобождения от работы сотруднику нужно согласовать с работодателем.

Периодичность прохождения диспансеризации и длительность освобождения от работы для ее прохождения зависят от возраста работника (ст. 185.1 ТК РФ):

  • работники в возрасте от 18 до 39 лет освобождаются на 1 рабочий день 1 раз в 3 года;
  • работники, достигшие возраста 40 лет (кроме работников предпенсионного возраста и работающих пенсионеров), освобождаются на 1 рабочий день 1 раз в год;
  • работники предпенсионного возраста (в течение 5 лет до наступления пенсионного возраста), а также работники, получающие пенсию по старости или за выслугу лет, освобождаются на 2 рабочих дня 1 раз в год.

Работодатель может предусмотреть в локальном нормативном акте обязанность работников представлять справки из медицинских организаций, чтобы подтвердить прохождение диспансеризации в день (дни) освобождения от работы (ч. 5 ст. 185.1 ТК РФ). Такие условия можно включить в Правила внутреннего трудового распорядка или другой локальный нормативный акт работодателя. Если это не предусмотрено ЛНА, то у работника нет такой обязанности.


Все новости

Единый семинар 1С:ЕТС Налоговый календарь 54ФЗ БизнесСтарт Как отличить фирменный продукт от подделки 54-ФЗ 8+4 1C:Fresh