Федеральным законом от 28.11.2018 № 444-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", а также соответствующие поправки внесены в статью 23 НК РФ Федеральным законом от 28.11.2018 № 447-ФЗ.
Главное изменение состоит в том, что с 1 января 2020 года организациям не нужно будет представлять экземпляр годовой бухгалтерской отчетности в органы государственной статистики. Такая обязанность останется только для организаций, годовая бухгалтерская отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне, а также она сохранится в случаях, установленных Правительством РФ.
Отмена указанной обязанности обусловлена тем, что с 2020 года ФНС России будет формировать государственный информационный ресурс (базу), который будет содержать информацию о бухгалтерской отчетности организаций. Кроме того, по организациям, подлежащим обязательному аудиту, в базу будут включаться данные аудиторских заключений. Информационный ресурс будет формироваться на основе годовой бухгалтерской отчетности, которую организации должны будут представлять в налоговый орган не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (этот срок действует и в настоящее время).
Для формирования информационного ресурса организации, подлежащие обязательному аудиту, наряду с бухгалтерской отчетностью должны будут представлять в налоговый орган аудиторское заключение. Оно должно быть представлено в виде электронного документа вместе с годовой отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.
Информация о бухгалтерской отчетности и аудиторских заключениях из государственного информационного ресурса будет общедоступной. Заинтересованные лица смогут получить ее за плату, размер которой установит Правительство РФ.
Как сказано выше, изменения действуют с 1 января 2020 года. Поэтому бухгалтерскую отчетность за 2018 год следует представлять в прежнем порядке (в том числе в органы статистики), а бухгалтерскую отчетность за 2019 год нужно будет представлять по новым правилам.
Трудовым кодексом РФ запрещается необоснованно отказывать в заключении трудового договора (ч. 1 ст. 64 ТК РФ). При этом критерии обоснованности ТК РФ не содержит и работодателю приходится самостоятельно их определять и сообщать соискателям.
Одна компания в ответ на просьбу соискателя обосновать отказ в приеме указала, что на момент получения от него резюме уже были отобраны финальные кандидаты для заполнения вакансии. Потенциальный работник обжаловал отказ в суде, однако не нашел поддержки.
Апелляционным определением от 28.06.2018 № 33-11842/2018 по делу № 2-1204/2018 Санкт-Петербургский городской суд признал, что действия организации правомерные и не носят дискриминационный характер.
В справочнике "ЕГАИС" опубликованы новые инструкции по работе в программах 1С:
Если договором банковского счета на клиента возложена обязанность незамедлительно сообщать банку о несанкционированных операциях по счету, а он эту обязанность не выполнял, ответственность за хищение денежных средств вследствие действий третьих лиц несет клиент (например, руководитель организации). К такому выводу пришел Верховный Суд РФ в определении от 24.07.2018 № 307-ЭС18-9645.
В рассмотренном судом споре между банком и организацией-клиентом был заключен договор, по условиям которого о каждом факте доступа к счету и проведенных операциях последний оповещается СМС-сообщением. Обо всех подозрительных операциях со счетом клиент обязан незамедлительно сообщить банку.
Поскольку руководитель клиента получал сообщения о несанкционированном списании средств со своего счета, но не сообщал об этом в банк, ответственность за сохранность находящихся на счете средств лежит на нем. В связи с этим суд отказался взыскивать похищенные со счета деньги с банка.
Статья 14.17.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическими лицами. С 11.11.2018 наряду с сотрудниками полиции оформлять протоколы за такие нарушения могут также должностные лица органов власти, которые уполномочены осуществлять государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. К ним относятся Росалкогольрегулирование и соответствующие региональные органы власти (ст. 23 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ).
Соответствующие изменения внесены в п. 64 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.
ФНС России разместила на сайте новые данные об организациях, ранее относившиеся к налоговой тайне. Теперь в открытом доступе:
Сведения размещены в соответствии с приказом ФНС России от 29.12.2016 № ММВ-7-14/729@ и имеют формат xml.
Это третий этап размещения информации. Предыдущая часть открытых данных публиковалась 1 октября 2018 года (см. здесь). Сведения помогут налогоплательщикам соблюдать должную осмотрительность при выборе контрагента.
По действующим правилам при выявлении ошибок, которые привели к недоплате налога, налоговая инспекция привлекает организацию к ответственности за налоговое правонарушение – налагает штраф и начисляет пени.
Вместе с тем организация может допустить ошибку не по своей вине, а потому, что у Минфина РФ, ФНС России или территориальных налоговых органов на момент исчисления налога была одна позиция по этому вопросу, а к моменту проверки она изменилась. В подобной ситуации организация может избежать налоговой ответственности, если представит в налоговый орган документы (письма Минфина, ФНС, территориальных налоговых органов), которыми она руководствовалась при исчислении налога. После изучения этих писем и всех обстоятельств, исключающих вину организации в занижении налога, налоговый орган может освободить ее от штрафа и пеней.
С 1 января 2019 года пользователи онлайн-касс должны применять ФФД 1.05, так как версия ФФД 1.0 утрачивает силу. Кроме того, необходимо позаботиться о том, как перейти на ставку НДС 20% (20/120). Как соблюсти все требования законодательства, читайте в новой статье справочника "Онлайн-кассы":
Правительство РФ повысило предельный размер базы для расчета взносов на пенсионное и социальное страхование на 2019 год (постановление от 28.11.2018 № 1426). Лимит составит:
Напомним, для взносов на медицинское страхование предельный размер базы не предусмотрен. Эти взносы (независимо от их размера) нужно уплачивать со всех начисленных в пользу физлица сумм, относящихся к объекту обложения.
Подробнее об исчислении базы по взносам, в т.ч. с учетом применяемого тарифа, см. в справочнике "Страховые взносы (с 2017 года)".
Налоговая служба внесла изменения в приказ ФНС России от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@ "Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов…" (приказ № 229).
С 1 декабря 2018 года изменится назначение Тега 1081. По новой редакции приказа № 229 по этому реквизиту необходимо указывать сумму, подлежащую оплате в безналичном порядке. Ранее по Тегу 1081 указывалась сумма оплаты электронными средствами платежа. При этом отдельного тега для отражения иных способов безналичной оплаты не было.
Аналогичные поправки затронули также Тег 1138, по которому теперь указывается итоговая сумма расчетов, совершенных в безналичном порядке. Отметим, что изменения связаны с новой редакцией Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, далее – Закон № 54-ФЗ (действует с 03.07.2018), согласно которой применять онлайн-кассу необходимо не только при расчетах с применением ЭСП, но и при иных безналичных расчетах (см. здесь).
Также добавлено новое значение в реквизит "признак предмета расчета" Тег (1212) – "о залоге" (значение 19). Скорее всего, этот реквизит включен для применения ломбардами, которые кредитуют граждан под залог принадлежащих им вещей, ведь такая деятельность представляет собой расчет в целях применения ККТ. Отметим, что остальные случаи получения (выдачи) залога расчетом не являются в целях Закона № 54-ФЗ.
Изменится и название Тега 1162 (Код товарной номенклатуры). Новое название – "код товара". Реквизит обязателен для всех версий ФФД в случаях, указанных в Примечании к реквизиту. Как следует из п. 18 Примечания к Таблице 20 Приказа ФНС России от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@, указанный реквизит содержит в себе код, позволяющий идентифицировать экземпляр товара, то есть используется в случае, если товар подлежит обязательной маркировке. Поэтому, если товар не подлежит обязательной маркировке, то этот реквизит не используется.
Напомним, что с 01.01.2019 Правительство РФ вправе утверждать перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (ст. 2 Федерального закона от 31.12.2017 № 487-ФЗ). Такой перечень уже готов и вступает в силу также с 01.01.2019 (см. здесь).
Тег 1081 в форматах 1.05 и 1.1 обязателен для кассового чека в электронной форме, а в печатной форме обязателен, если отличен от нуля.
Тег 1212 использовать рекомендуется для чека в электронной форме (ФФД 1.05), для ФФД 1.1 он обязателен. Для этих форматов в печатный чек реквизит может не включаться.
В связи с тем, что ФФД 1.0 не применяется с 01.01.2019 пользователь ФФД 1.0 должен сам решить целесообразность обновления ПО.
В связи с повышением с 01.01.2019 как основной ставки НДС с 18 до 20 процентов, так и расчетной с 18/118 до 20/120 (см. здесь) ФНС России привела в соответствие реквизиты фискальных документов. Речь идет о Тегах:
Согласно п. 2 приказа ФНС России от 22.10.2018 № ММВ-7-20/605@ с 01.01.2019 в указанных Тегах будет использоваться соответствующая ставка НДС 20% или 20/120.
Теги 1102 и 1106 – должны включаться в кассовый чек в форматах 1.05 и 1.1, если применяется соответствующая ставка НДС.
Как видно указанные изменения будут актуальны для тех, кто применяет ФФД 1.05 и 1.1.
В связи с этим владельцам онлайн-касс необходимо обновить программное обеспечение. Для этого можно обратиться в ЦТО или на сайт производителя онлайн-кассы.