Личный кабинет

ФНС России откладывает запуск системы прослеживаемости товаров

ФНС России откладывает запуск системы прослеживаемости товаров

Документ

Письмо ФНС России от 30.06.2021 № ЕА-4-15/9208@

Комментарий

Федеральным законом от 09.11.2020 № 371-ФЗ (далее – Закон) установлено, что с 1 июля 2021 года начинает функционировать национальная система прослеживаемости товаров, создание, внедрение и сопровождение которой осуществляет ФНС России.

Этим же Законом предусмотрено, что налогоплательщики при осуществлении операций с прослеживаемыми товарами обязаны:

  • выставлять и получать в электронной форме счета-фактуры, в том числе корректировочные, содержащие реквизиты прослеживаемости (регистрационный номер партии товаров – РНПТ и количественную единицу измерения прослеживаемых товаров);
  • представлять в налоговый орган отчеты об операциях с прослеживаемыми товарами и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости.

В то же время для запуска системы прослеживаемости товаров необходимо принятие ряда основополагающих нормативных актов – постановлений Правительства РФ, которыми должны быть определены:

  • порядок функционирования национальной системы прослеживаемости товаров;
  • перечень товаров, подлежащих прослеживаемости.

ФНС России обращает внимание, что до вступления в силу соответствующих постановлений Правительства РФ (проекты размещены на сайте ФНС России) у налогоплательщиков отсутствует обязанность по исполнению требований Закона.

Также налоговая служба информирует, что в рамках переходного периода (не менее 1 года), необходимого для адаптации программного обеспечения, не вводится ответственность за нарушения Закона.

Кроме того, вне зависимости от соблюдения положений Закона налогоплательщики имеют право на применение налоговых вычетов по НДС и признание расходов в целях исчисления налога на прибыль и налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, а также на осуществление операций с прослеживаемыми товарами.

Отдельно отметим, что счета-фактуры с 1 июля необходимо выставлять по новой форме. Соответствующие изменения вступили в силу, и отложение прослеживаемости на обязанность применять новые счета-фактуры не влияет. Однако, пока не нужно обращать внимание на графы 12, 12а и 13, а в графе 11 нужно указывать только регистрационный номер декларации на товары.

За покупку товаров у физлиц для перепродажи возможен штраф 10 млн рублей.

Документ

Определение ВС РФ от 14.04.2021 № 308-ЭС21-3553

Комментарий

Организация занималась приобретением подержанных автомобилей у физлиц для последующей перепродажи. При проверке налоговая инспекция обнаружила выплаты физлицам наличных денежных средств по расходным кассовым ордерам. Кассовые чеки организация не оформляла. Контролеры оштрафовали организацию на сумму более 10 млн рублей за неприменение кассовой техники (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ), что составляет ¾ суммы расчетов.

Судьи поддержали налоговиков, указав, что к расчетам для целей применения кассовой техники относится не только прием (получение), но и выплата денежных средств наличными и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги (ст. 1.1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ). Поэтому при покупке автомобиля у физлица для перепродажи необходимо применять онлайн-кассу и оформлять кассовый чек.

При этом общество не может быть освобождено от ответственности на основании примечания к ст. 14.5 КоАП РФ, так как проверяющим на момент представления организацией чеков коррекции (18.09.2019) было известно о нарушении из полученных ранее в ответ на требование кассовых книг, приходных и расходных кассовых ордеров, сведений фискальных накопителей (статья 14.5 КоАП РФ не связывает момент выявления нарушения с составлением какого-либо документа, например, протокола об административном правонарушении либо акта проверки). Поэтому факт представления чеков коррекции до даты составления акта (26.09.2019) значения не имеет.

Кроме того, установлено, что организация неоднократно привлекалась к административной ответственности за подобные нарушения. Поэтому заменить штраф предупреждением (ст. 4.1.1 КоАП РФ) нельзя. Таким образом, штраф в 10 млн рублей является правомерным. Верховный Суд РФ согласился с доводами нижестоящих судов (определение от 14.04.2021 № 308-ЭС21-3553).

В судебной практике встречается мнение, что моментом, когда инспекция узнала о нарушении, является дата составления акта. Поэтому представление чеков коррекции до даты составления акта может избавить от административной ответственности (см. здесь). Однако в данном случае судьи согласились, что налоговая инспекция может знать о нарушении еще до составления акта. Полагаем, что после выхода определения ВС РФ подход судей изменится.

За неуведомление службы занятости о предстоящем сокращении работодателя ждет штраф.

Документ

Постановление Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 02.04.2021 № 16-539/2021

Комментарий

Обязанность работодателя уведомить службу занятости о предстоящем увольнении работников в связи с сокращением численности или штата установлена п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в РФ".

При этом организации должны уведомить центр занятости не менее чем за два месяца до начала мероприятий по сокращению штата, а предприниматели – не менее чем за две недели. Несмотря на то что Закон о занятости населения к трудовому законодательству не относится, Пятый кассационный суд признал законным наказание по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за неуведомление службы занятости о сокращении работника. В рассматриваемом случае, правда, обошлось предупреждением. Однако штраф в соответствии с этой нормой может составить до 5 тыс. рублей для ИП и до 50 тыс. рублей для организаций.

В какой форме можно представлять пояснения в налоговый орган с 1 июля 2021 года?

Документ

Письмо ФНС России от 11.06.2021 № ЕА-4-15/8244@

Комментарий

При проведении камеральных проверок деклараций налоговый орган вправе  требовать, чтобы организация или предприниматель представили в течение 5 дней необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать у этих налогоплательщиков документы, подтверждающие их право на такие налоговые льготы. Формат представления пояснений в электронной форме утвержден приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@.

В п. 6 ст. 88 НК РФ внесены изменения, согласно которым с 1 июля 2021 года налогоплательщик вправе в качестве пояснения представить в электронной форме реестр подтверждающих документов. При этом форма и порядок заполнения указанного реестра, а также формат и порядок его представления в электронной форме должны быть утверждены ФНС России (Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ).

Приказ ФНС России от 24.05.2021 № ЕД-7-15/513@, которым утверждены формы реестров, порядок заполнения и т. д., находится на регистрации в Минюсте России. В связи с этим ФНС России довела следующие рекомендуемые формы и документы, которые налогоплательщики могут применять до регистрации приказа:

  • форму реестра документов, подтверждающих право налогоплательщика на налоговые льготы по НДС, порядок его заполнения и формат представления в электронной форме;
  • форму реестра документов, подтверждающих право налогоплательщика на налоговые льготы по налогу на имущество организаций, порядок его заполнения и формат представления в электронной форме.

Если пояснения представлены не по установленному формату, то они считаются не представленными (п. 3 ст. 88 в ред. Федерального закона от 09.11.2020 № 371-ФЗ, действующей с 01.07.2021). В таком случае налогоплательщику грозит штраф в размере 5000 рублей по ч. 1 ст. 129.1 НК РФ.


Все новости

Единый семинар Налоговый календарь 1С:Мультибух 54ФЗ БизнесСтарт Как отличить фирменный продукт от подделки 54-ФЗ 8+4 1C:Fresh