Письмо ФНС России от 26.07.2024 № КВ-16-14/223@
Наименование коммерческой организации определяется в ее учредительных документах и включается в ЕГРЮЛ при ее госрегистрации. Закон предъявляет следующие требования к наименованию такой организации (п. 3, 4 ст. 1473 ГК РФ):
Включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном постановлением Правительства России от 03.02.2010 № 52.
В своем письме ФНС России пояснила, что если наименование не соответствует этим требованиям закона, то в государственной регистрации юридического лица могут отказать (подп. "ж" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).
Напоминаем, что в некоторых случаях ФНС России может проверить наименование уже зарегистрированной организации и в случае несоответствия наименования требованиям закона потребовать изменить его (п. 5 ст. 1473 ГК РФ, письмо ФНС России от 17.04.2023 № БВ-18-7/955@). Подробнее об этом читайте здесь.
Также в ФНС России обратили внимание на то, что юридическое лицо не вправе использовать наименование юридического лица, ранее включенного в ЕГРЮЛ, если оно тождественно или сходно с ним до степени смешения, а юридические лица ведут аналогичную деятельность (п. 3 ст. 1474 ГК РФ). Лицо, нарушившее это правило, обязано по своему выбору прекратить использование фирменного наименования другой организации в отношении аналогичных видов деятельности либо изменить свое наименование. Кроме того, придется возместить другой организации причиненные убытки.
При этом в письме уточнили, что требования к наименованию юридического лица, перечисленные в ст. 1473 ГК РФ, не распространяются на некоммерческие организации, в т. ч. федеральные бюджетные государственные учреждения. Это следует из п. 147 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10.
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 04.07.2024 № 88-16457/2024
Сотрудника, который не справился с испытанием, установленным при трудоустройстве, можно уволить (ч. 1 ст. 71 ТК РФ). Для увольнения по результатам испытательного срока работодатель составляет документы, подтверждающие, что сотрудник не справился с поставленными задачами.
Судьи Второго КСОЮ в ходе рассмотрения спора об изменении основания и даты увольнения напомнили, что при увольнении в связи с непрохождением испытательного срока обязанность доказать наличие законного основания и соблюдение порядка увольнения возлагается на работодателя (п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2).
В рассматриваемом случае работодатель представил заключение, в котором указал, что работник недолжным образом исполнял трудовые обязанности без уважительной причины. В частности, нарушались сроки исполнения задач, не закрывались поставленные задачи (постановка и выполнение происходили в специальном программном модуле). При этом работодатель настаивал на том, что он не обязан истребовать объяснения по факту ненадлежащего исполнения работником служебных обязанностей, поскольку увольнение в связи с неудовлетворительным результатом испытания не связано с совершением дисциплинарного проступка и не является дисциплинарным взысканием. Перечень документов, которые свидетельствуют о непрохождении работником испытательного срока, нормативно не определен. Это могут быть любые документы.
Однако суды эти доводы не убедили. Признавая увольнение в связи с непрохождением испытательного срока незаконным, Второй КСОЮ в определении от 04.07.2024 № 88-16457/2024 указал следующее.
Работодатель не представил служебных или докладных записок, а указанное в заключении ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей не подтверждено материалами дела. В частности, выданные задания не содержали срока исполнения, поэтому утверждения о том, что они не исполнялись в срок, не соответствуют действительности. При этом употребленный работодателем термин "неразумные сроки" не свидетельствует о неисполнении работником поставленной ему задачи, поскольку ни должностная инструкция, ни трудовой договор не содержат расшифровку этого термина.
Ссылаясь на электронную платформу, работодатель не указал принцип ее действия: каким образом взаимодействуют сотрудники с использованием этой программы, насколько "закрытие" задачи зависит от исполнителя, по каким критериям задача "закрывается", были ли предоставлены исполнителю необходимые документы для выполнения поставленных перед ним задач и чем это подтверждается.
Федеральный закон от 08.08.2024 № 274-ФЗ
Организации (ИП), которые осуществляют расчет за товары, работы, услуги, должны выдать покупателю бумажный кассовый чек и (или) направить его в электронном виде на предоставленный до момента расчета абонентский номер либо e-mail (п. 2 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, далее – Закон № 54-ФЗ).
В то же время закон разрешает вместо электронного кассового чека направить покупателю сведения, идентифицирующие кассовый чек (регистрационный номер ККТ, сумма, дата и время расчета, ФПД), и адрес сайта, где кассовый чек можно скачать бесплатно (п. 3 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).
Дополнительно с 1 марта 2025 года с согласия покупателя продавец также вправе передавать ему кассовый чек через сервис ФНС России "Мои чеки онлайн". Пройдя регистрацию, покупатель сможет получить кассовый чек из хранилища через сайт налоговой службы или мобильное приложение "Мои чеки". В результате у покупателя будет информация обо всех направленных на его абонентский номер (или e-mail) кассовых чеках. Это позволит бизнесу сократить издержки, а покупателям будет удобнее контролировать расчеты и отслеживать историю покупок (пп. "б" п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.08.2024 № 274-ФЗ, далее – № 274-ФЗ).
Для организаций (ИП) общепита, с 01.03.2025 изменится порядок применения ККТ при расчетах в присутствии клиента. Пользователю придется печатать кассовый чек и выдавать его клиенту еще до момента оплаты (пп. "д" п. 2 ст. 1 Закона№ 274-ФЗ). Как пояснял Минфин России, поправки потребовались в связи с большим количеством жалоб клиентов из-за отказа в выдаче бумажных кассовых чеков организациями общепита. Изменения в Закон № 54-ФЗ защитят права потребителей и позволят бизнесу вместо двух бумажных документов (счет и кассовый чек) выдавать только кассовый чек.
Письмо Минтруда России от 25.06.2024 № 16-3/ООГ-1181
Работодатели (организации и индивидуальные предприниматели) обязаны отчитываться в службу занятости населения о сокращении численности или штата работников, введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, простоя, о наличии свободных рабочих мест, вакантных должностей и др. Указанные сведения направляются в соответствии с требованиями ст. 53 Федерального закона от 12.12.2023 № 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" (далее – Закон № 565-ФЗ).
Работодатели обязаны представлять информацию в службу занятости населения по формам, утвержденным Минтрудом России (ч. 9 ст. 53 Закона № 565-ФЗ). Новые формы отчетности в службу занятости населения утверждены приказом Минтруда России от 16.04.2024 № 195н. Эти формы работодатели начнут применять с 1 сентября 2024 года. Об этом мы писали здесь.
Минтруд России в письме от 25.06.2024 № 16-3/ООГ-1181 разъяснил, что до 1 сентября 2024 года работодатели должны представлять сведения в СЗН в соответствии с макетами, размещенными на Единой цифровой платформе "Работа в России" (https://trudvsem.ru/).
Нужно ли продолжать вести бумажные трудовые книжки, если в программе ставится флажок "Отразить в трудовой книжке"?
Работодатель должен вести бумажные трудовые книжки сотрудников, даже если сведения о трудовой деятельности работника регистрируются в электронной трудовой книжке.
Обоснуем ответ.
Работодатель обязан вести бумажные трудовые книжки на каждого сотрудника, проработавшего в организации свыше 5 дней, если работа у этого работодателя является для работника основной (ч. 3 ст. 66 ТК РФ). Это правило универсально и применяется во всех случаях, если работник не выбрал ведение электронной трудовой книжки (ст. 66.1 ТК РФ).
Если работник не подавал заявление о переходе на электронную трудовую книжку, за ним сохраняется право на ведение бумажной трудовой книжки. При этом за ним также сохраняется право в дальнейшем отказаться от бумажной трудовой книжки и перейти на электронную. Это следует из норм ч. 4, 5 ст. 2 Федерального закона от 16.12.2019 № 439-ФЗ (далее – Закон № 439-ФЗ).
Следовательно, если работник не отказался от ведения бумажной трудовой книжки, работодатель должен принять ее у работника и вести ее в общем порядке. При этом работодатель обязан представлять в СФР сведения о трудовой деятельности работника по форме ЕФС-1, утв. приказом СФР от 17.11.2023 № 2281. Такие сведения подаются независимо от того, в какой форме работодатель ведет трудовую книжку работника.
Ведение бумажной трудовой книжки работника не исключает одновременного ведения работодателем электронной трудовой книжки. Однако если работник перешел на электронную трудовую книжку, то бумажная трудовая книжка работника больше не ведется. Работодатель выдает на руки сотруднику бумажную трудовую книжку с внесенной записью о переходе на электронную трудовую книжку (ч. 3 ст. 2 Закона № 439-ФЗ). Такая запись вносится в соответствии с п. 35 Порядка ведения и хранения трудовых книжек, утв. приказом Минтруда России от 19.05.2021 № 320н.
Организация работает на УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы". Для продвижения товаров организуются розыгрыши призов. Часть товара была выдана в качестве призов победителям. Можно ли учесть в расходах переданный в качестве приза товар?
Переданные в качестве призов товары можно учесть как рекламные расходы в размере не более 1 % от выручки.
Объяснение следующее.
Организации и предприниматели на УСН с объектом "доходы минус расходы" при расчете налоговой базы по УСН вправе учитывать расходы на рекламу (пп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ).
Для целей УСН рекламные расходы могут быть ненормируемыми и нормируемыми. К нормируемым относятся, в частности, расходы на приобретение призов, вручаемых победителям розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампаний. При этом расходы учитываются в размере не более 1 % выручки от реализации за отчетный (налоговый) период, в котором они понесены (п. 2 ст. 346.16, п. 4 ст. 264 НК РФ).
Таким образом, если организация проводит рекламные акции (розыгрыши призов) и передает в качестве призов победителям товары, то такие расходы можно учесть в качестве рекламных в размере не более 1 % выручки от реализации за отчетный (налоговый) период, в котором они понесены. В свою очередь, учесть в расходах стоимость призов можно после их оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).