Личный кабинет

За отказ обслужить потребителя, который не предоставил персональные данные, будут штрафовать.

За отказ обслужить потребителя, который не предоставил персональные данные, будут штрафовать.

Документ

Федеральный закон от 28.05.2022 № 145-ФЗ

Комментарий

С 1 сентября 2022 года отказ в заключении, исполнении, изменении или расторжении договора с потребителем из-за его отказа предоставить персональные данные будет караться штрафом. Соответствующие изменения внесены в ст. 14.8 КоАП РФ, которая была дополнена новой частью 7. Наказание за это нарушение будет таким:

  • штраф от 5 000 до 10 000 руб. – на должностных лиц и ИП (ст. 2.4 КоАП РФ);
  • штраф от 30 000 до 50 000 руб. – на организации.

Наказание не будет применяться в случаях, когда предоставление персональных данных для заключения, исполнения, изменения или расторжения договора является обязательным в силу закона или когда это непосредственно связано с исполнением договора с потребителем (например, заключение договора об оказании услуг мобильной связи, при котором абонент обязан предъявить документ, удостоверяющий личность) (п. 6 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ).

Может ли убыточная компания выплачивать премии сотрудникам?

Документ

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.05.2022 № Ф03-1519/2022 по делу № А59-1863/2021

Комментарий

Премии, выплаченные сотрудникам, можно включить в расходы, если выполняются два условия. Первое: возможность поощрения зафиксирована в трудовом или коллективном договоре. Второе. Деньги выплачиваются за показатели труда каждого конкретного работника (ст. 255 НК РФ). Однако сказанное не означает, что сотрудников нельзя премировать за общие результаты, достигнутые фирмой. Но учет таких выплат при налогообложении имеет особенности.

Как отметил Арбитражный суд Дальневосточного округа, локальные акты компании могут предусматривать премирование за производственные показатели работы организации в целом. Но учесть такие выплаты при налогообложении можно, только если по итогам соответствующего периода действительно получена прибыль, превышающая сумму премий.

Руководствуясь таким подходом, арбитры подтвердили правомерность решения ИФНС, которая по итогам проверки исключила из состава расходов премии в общем сумме более 68 млн руб., выплаченные "за производственные показатели работы компании" в тех периодах, когда деятельность организации была убыточной. По этой же причине суд поддержал исключение премий из состава расходов в периодах, когда полученная прибыль оказалась меньше суммы затрат на выплату премий.

На кого распространяется приостановление исполнительного производства в рамках моратория на банкротство?

Документ

Письмо Минюста России от 07.05.2022 № 04-52513/22

Комментарий

С 1 апреля до 1 октября 2022 года Правительство России объявило мораторий на возбуждение дел о банкротстве.

На срок действия моратория в отношении должников приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория (при этом не снимаются аресты с имущества должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом, наложенные в ходе исполнительного производства) (пп. 4 п. 3 ст. 9.1 от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"). Должник вправе обратиться к судебному приставу-исполнителю с заявлением о приостановлении исполнительного производства (п. 9 ч. 1 ст. 40п. 4 ст. 45 от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").

Приостановление исполнительных производств действует в отношении организаций, ИП и граждан, которые или в отношении которых были поданы заявления о банкротстве, в том числе если они были поданы до введения моратория, то есть до 01.04.2022.

Соответственно, если заявление о банкротстве в отношении лица не подавалось, исполнительное производство о взыскании с него задолженности не может быть приостановлено в связи с введением моратория на возбуждение дел о банкротстве.

Правила выставления и получения электронных счетов-фактур изменятся с 1 октября 2022 года.

Документ

Приказ Минфина России от 28.04.2022 № 64н

Комментарий

С 1 июля 2021 года порядок работы с электронными счетами-фактурами регулируется приказом Минфина России от 05.02.2021 № 14н (мы писали об этом здесь). Этим порядком предусмотрены правила выставления и получения счетов-фактур (в т. ч. исправленных, корректировочных) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Минфин России приказом от 28.04.2022 № 64н дополнил порядок новыми правилами в отношении счетов-фактур, которые выставляют поставщики по госзакупкам. Так, поставщики смогут подписывать электронные счета-фактуры в рамках одной информационной системы – единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС). При этом датой выставления электронного счета-фактуры в электронной форме в ЕИС через уполномоченный орган считается дата его направления покупателю, указанная в подтверждении. По факту получения счета-фактуры покупателем поставщик получает от уполномоченного органа соответствующее подтверждение.

Кроме того, установлено, что правила выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи применяются также и при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости.

Изменения вступят в силу с 01.10.2022.

Какого размера должен быть бумажный первичный документ?

Документ

Письмо Минфина России от 15.04.2022 № 07-01-10/33554

Комментарий

Требования, предъявляемые к первичным учетным документам, установлены Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и ФСБУ 27/2021 "Документы и документооборот в бухгалтерском учете".

Указанные нормативные акты не устанавливают требования к размеру бумажных носителей, используемых для изготовления первичных учетных документов. Следовательно, первичные документы могут быть оформлены на бумаге любого размера. Однако необходимо учитывать, что первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, перечисленные в ст. 9 Федерального закона о бухгалтерском учете.

Программа субсидирования трудоустройства безработных граждан снова расширена.

Документ

Постановление Правительства России от 04.06.2022 № 1021

Комментарий

В России в 2022 году действует программа по выплате работодателям субсидии за трудоустройство безработных граждан (утверждена постановлением Правительства России от 13.03.2021 № 362, см. подробный комментарий).

Правительство России снова расширяет действие этой программы (о предыдущих случаях см. здесь и здесь).

В число граждан, на которых распространяется действие программы, включены:

  • безработные граждане, уволенные в 2022 году в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности ИП (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) и по сокращению численности или штата работников (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ);
  • работники, находящиеся под риском увольнения (из-за введения неполного рабочего времени, простоя и др.), трудовой договор с которыми заключен в 2022 году в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями (п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ);
  • граждане Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и лица без гражданства, постоянно проживающие на территориях этих стран, которые прибыли в Россию в экстренном массовом порядке и получили удостоверение беженца или свидетельство о предоставлении временного убежища.

Организации, из которой увольняется работник и в которую он трудоустраивается в порядке перевода, не должны быть дочерними или зависимыми обществами по отношению друг к другу.

Граждане Украины, ДНР и ЛНР, а также лица без гражданства могут не иметь статуса безработных. Также из новых норм следует, что они могут иметь другую работу, быть ИП, возглавлять КФХ, руководить организациями, быть самозанятыми. Это положение является неоднозначным, поскольку граждане, имеющие другую работу, главы КФХ и индивидуальные предприниматели являются занятыми по нормам ст. 2 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1. Поэтому работодателям, которые принимают на работу таких граждан, целесообразно обратиться за разъяснениями, например, в Роструд или Минтруд России.

Изменения вступили в силу с 14 июня 2022 года.

Особенности истребования ИФНС документов вне рамок проверки.

Документ

Определение Конституционного Суда РФ от 07.04.2022 № 821-О

Комментарий

Пункт 2 ст. 93.1 НК РФ дает налоговой инспекции право истребовать у налогоплательщика документы вне рамок проверки. Конституционный Суд РФ отказал организации в рассмотрении жалобы о несоответствии указанной нормы Конституции РФ (определение от 07.04.2022 № 821-О). При этом суд привел ряд выводов по вопросу истребования документов.

  1. В соответствии с п. 2 ст. 93.1 НК РФ ИФНС вне рамок проверки в случае необходимости вправе запросить у налогоплательщика документы (информацию) по конкретной сделке.

Понятие "сделка" закреплено в ст. 153 ГК РФ. Так, сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Соответственно, запрашиваемые ИФНС документы (информация) должны относиться именно к сделке, а не ко всей деятельности налогоплательщика, не к ее части или периоду, не к налоговому периоду и т. п.

     2. Налогоплательщик не может отказаться от предоставления документов (информации) только на том основании, что в требовании отсутствуют какие-то данные (например, номера или даты заключения, иные реквизиты соответствующих договоров). Это обосновано тем, что отдельные реквизиты стороны сделки определяют самостоятельно и могут их не указывать в силу различных причин.

Проверяющие могут определить предмет истребования по любому ясному, четкому и недвусмысленному признаку, если они по отдельности или вместе позволяют определить конкретную сделку, по которой налогоплательщик обязан представить документы (информацию). Такими признаками могут быть переданный (подлежащий передаче) конкретный товар (партия), выполненные работы (оказанные услуги), а также время поставки и приема-передачи, первичные документы и т. п.

Например, налоговый орган вправе истребовать отдельный счет-фактуру или всю серию счетов-фактур, если они связаны со сделкой, которую направленное налогоплательщику требование позволяет определить.

    3. ИФНС вправе истребовать документы (информацию), относящиеся не только к одной, но и к нескольким конкретным сделкам. Это обосновано тем, что п. 2 ст. 93.1 НК РФ не устанавливает количество запросов (требований), которое может быть направлено налогоплательщику.

Опубликован список банков – участников программы льготной ипотеки для ИТ-специалистов.

Документ

Информация на сайте Минцифры

Комментарий

Минцифры России опубликовало список банков, которые участвуют в программе льготной ипотеки для ИТ-специалистов, о которой было объявлено ранее.

Перечень включает 52 кредитные организации, в том числе 49 банков и три региональных оператора из Удмуртии, Екатеринбурга и Кемерово.

Сотрудники ИТ-компаний, соответствующие критериям, могут обратиться с заявлением о предоставлении ипотечного кредита в любой банк из списка.

Подробнее о кредитных ставках, размерах кредитов и требованиях к заемщикам читайте здесь.


Все новости

Единый семинар Налоговый календарь 1С:Мультибух 54ФЗ БизнесСтарт Как отличить фирменный продукт от подделки 54-ФЗ 8+4 1C:Fresh