"Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020)
В последнее время сложилась практика привлечения к ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ граждан, нарушивших режим самоизоляции. Эта статья предусматривает серьезные штрафы за нарушение правил в период ограничительных мер (карантина) и при угрозе распространения заболеваний:
Однако, по мнению Верховного Суда, применение этой нормы оправдано далеко не всегда. Дело в том, что наказание по этой статье должно применяться при нарушении только тех требований, которые закреплены в санитарных правилах и нормах. Как правило, это документы, утвержденные Роспотребнадзором, Главным государственным санитарным врачом РФ и т.д. Например, к тем, кто уклоняется от лечения опасного инфекционного заболевания (включая коронавирус), нарушает противоэпидемиологический режим, а также не выполняет требования госсанэпиднадзора (например, граждане, прибывшие из-за границы и нарушающие требования об изоляции в домашних условиях, как это предписано постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 № 7).
При нарушении требований федеральных законов, законов субъектов РФ, распоряжений и указов губернаторов, властей субъектов РФ и т.д. о мерах против коронавируса следует применять более мягкое наказание по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ:
Например, при нарушении режима передвижения по Москве, установленного п. 12.3 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ.
С учетом этих разъяснений ранее привлеченные к ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ вправе обжаловать примененное к ним наказание, потребовав переквалификации правонарушения на ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ и снижения штрафа либо замены штрафа на предупреждение (вопросы 17, 21, 22).
Срок давности привлечения к ответственности за нарушения, предусмотренные ст. 6.3 КоАП РФ, составляет три месяца, в то время как за нарушение по ст. 20.6.1 оштрафовать могут в течение года со дня совершения правонарушения. Составлять протоколы по ст. 6.3 КоАП РФ вправе только полицейские и сотрудники госсанэпиднадзора.
Перечень лиц, которые вправе составить протокол по ст. 20.6.1 гораздо шире. В частности, это могут сделать лица, включенные в перечень должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС, утв. распоряжением Правительства РФ от 12.04.2020 № 975-р и распоряжениями региональных властей. Однако на практике чаще всего такие материалы составляются сотрудниками патрульно-постовой службы или служащими Росгвардии (Вопросы 18, 23).
ФСС России обратился к работодателю, участвующему в пилотном проекте по прямым выплатам, с иском о взыскании излишне выплаченного пособия.
Как установили суды, при передаче данных в ФСС России, которые необходимы для назначения пособия по правилам пилотного проекта, работодатель не ставил в больничном листке отметку о том, что сотрудник имеет инвалидность. Такая отметка должна проставляться в виде кода 45 в разделе больничного листа "Заполняется работодателем" (п. 64 Порядка выдачи больничных, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н).
Лицам, имеющим инвалидность, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за период, не превышающий четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году (ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Поскольку данных об инвалидности сотрудника у ФСС России не было, ему заплатили больше положенного. И поскольку выплата была произведена излишне по вине работодателя, судьи сочли справедливым сумму переплаты в размере 152 тыс. рублей взыскать с него. При этом Третий кассационный суд не принял довод работодателя о том, что работник не представлял ему справку об установлении инвалидности.
Если кассовая смена длится более 24 часов, то возможна ответственность по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ, а именно:
Перед проведением расчетов пользователю необходимо сформировать отчет об открытии смены. По окончании расчетов формируется отчет о закрытии смены. Кассовый чек (БСО) не может быть сформирован позднее чем через 24 часа с момента формирования отчета об открытии смены (п. 2 ст. 4.3 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).
Из этих положений закона можно сделать вывод, что продолжительность кассовой смены не может превышать 24 часа. Причем смена на онлайн-кассе может быть открыта в один день, а закрыта на следующий при общей продолжительности смены не более суток. Нет иных ограничений в отношении продолжительности смены, а также требований о закрытии смены в точно указанное время.
Если продолжительность кассовой смены свыше 24 часов, это нарушение, ответственность за которое может наступить по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ.
Недавно мы сообщали, что в связи с коронавирусом одна из мер поддержки малого и среднего бизнеса наиболее пострадавших отраслей – это государственные субсидии в размере 12 130 руб. на каждого сотрудника (подробнее здесь).
Для реализации этой программы поддержки ФНС России с 1 мая запустила информационный сервис.
Чтобы получить субсидию, налогоплательщику необходимо:
1. Проверить, выполняются ли условия предоставления субсидии:
2. Заполнить и отправить заявление. Заполнить заявление можно:
Напомним, что пока субсидии выплачиваются за апрель и май 2020 года.
Чтобы получить субсидию за апрель 2020 года, заявление следует направить с 1 мая до 1 июня 2020 года. Для получения субсидии за май 2020 года заявление направляется с 1 июня до 1 июля 2020 года.
Письмо Минфина России и ФНС России от 30.04.2020 № 07-04-07/35323/ВД-4-1/7364@
Указом Президента РФ от 28.04.2020 № 294 установлены нерабочие дни с 6 по 8 мая 2020 года в дополнение к нерабочим дням с 30 марта по 30 апреля 2020 года (установленным Указами Президента РФ от 25.03.2020 № 206 и 02.04.2020 № 239).
Минфин России и ФНС России в совместном письме от 30.04.2020 № 07-04-07/35323/ВД-4-1/7364@ напомнили, что обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год должен быть представлен не позднее первого рабочего дня, следующего за 31 марта 2020 года (п. 47 ПБУ 4/99).
С учетом нерабочих дней, установленных Указами Президента РФ № 206, № 239, № 294, а также с учетом переноса выходных дней по постановлению Правительства РФ от 10.07.2019 № 875 и положений ст. 112 ТК РФ о переносе нерабочих праздничных дней таким днем является 12 мая 2020 года.
Речь в комментируемом письме идет об организациях, которые согласно ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ обязаны представлять один экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговый орган в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Для тех организаций, которые не должны это делать (п. 5 и п. 6 ч. 4 ст. 18 Закона № 402-ФЗ, пп. 5.1 п. 1 ст. 23 НК РФ), срок представления отчетности согласно постановлению Правительства РФ от 02.04.2020 № 409 продлевается на три месяца (до 30 июня 2019 года). Мы писали об этом ранее здесь.
Напомним, что ранее ФНС России и Минфин России в совместных письмах от 27.03.2020 № 07-04-07/24096/ВД-4-1/5303@ и от 07.04.2020 № 07-04-07/27289/ВД-4-1/5878@ сообщали о том, что сроки сдачи бухгалтерской отчетности переносятся на 6 апреля и 6 мая 2020 года соответственно.
Также отметим, что налоговое и финансовое ведомства во всех письмах от 27 марта, от 7 апреля и от 30 апреля не делят организации на тех, кто должен работать, и тех, кто не должен работать с 30 марта по 11 мая 2020 года. Таким образом, можно предположить, что сроки сдачи бухгалтерской отчетности переносятся на 12 мая для всех организаций (кроме тех, для кого этот срок продлен до 30 июня 2020 года), независимо от того, работают они в этот период или нет.
Но в то же время, ФНС России в письме от 14.04.2020 № СД-4-3/6261@ отметила, что сроки представления бухгалтерской и налоговой отчетности, совпадающие с объявленными Указами Президента РФ нерабочими днями, переносятся на следующий за ними первый рабочий день только для тех организаций, на которые распространяется действие Указов Президента РФ о нерабочих днях.