Постановление Правительства РФ от 09.02.2022 № 137
С 15 февраля 2022 г. по 28 февраля 2023 г. в России будет проходить эксперимент по маркировке следующих видов медицинских изделий (постановление Правительства РФ от 09.02.2022 № 137):
Участие в эксперименте добровольное. Для того чтобы принять участие, необходимо подать заявку. Оператор информационной системы – ООО "Оператор-ЦРПТ". Цель эксперимента – тестирование бизнес-процессов и выработка оптимальных решений для участников оборота. На время эксперимента маркировка бесплатна. По результатам эксперимента, скорее всего, будет принято решение о введении обязательной маркировки.
Маркировка позволит бороться с контрафактной продукцией. По информации Минздрава, за последние несколько лет в России возбуждено более 250 уголовных дел по фактам выявления фальсифицированной медицинской продукции. Лекарственные препараты уже маркируются в обязательном порядке.
Письмо ФНС России от 11.11.2021 № ЕА-4-15/15809@
Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, утвержден постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 № 1110 (далее – Перечень). При применении этого Перечня следует руководствоваться кодами ТН ВЭД (п. 2 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 № 1108).
В письме от 11.11.2021 № ЕА-4-15/15809@ ФНС России отметила, что машины вычислительные портативные массой не более 10 кг, состоящие по крайней мере из центрального блока обработки данных, клавиатуры и дисплея, классифицируются кодом ТН ВЭД 8471 30 000 0.
Поскольку этот код в Перечне не поименован, ноутбук прослеживаемым товаром не является.
Приказ Минтруда России от 14.02.2022 № 57
Работодатели должны сообщать в службу занятости населения сведения, предусмотренные п. 2 и 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1. Формы сообщения таких сведений утверждены приказом Минтруда России от 26.01.2022 № 24 (далее – приказ № 24). См. об этом здесь.
В частности, это форма сведений о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также о приостановке производства (приложение № 2 к приказу № 24). Заметим, что уведомить службу занятости об указанных мероприятиях работодатель должен в течение 3 рабочих дней после принятия решения об их проведении (п. 2 ст. 25 Закона № 1032-1).
Также необходимо учитывать, что сообщать в службу занятости об установлении режима неполного рабочего времени требуется, только если такие действия работодатель предпринял на основании ч. 5 ст. 74 ТК РФ с целью предотвратить массовое увольнение сотрудников по причине изменений организационных или технологических условий труда. Если же неполное время установлено в соответствии со ст. 93 ТК РФ по соглашению между работодателем и работником, об этом уведомлять службу занятости не нужно (письмо Роструда от 17.05.2011 № 1329-6-1
Приказом от 14.02.2022 № 57 Минтруд России дополнил название и содержание формы сведений о введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также о приостановке производства. Теперь в ее наименовании отражено, что работодатели указывают в ней также сведения об организации дистанционной (удаленной) работы. Помимо этого, при заполнении самой формы потребуется указать мероприятия, проводимые в связи с введением дистанционной работы.
Отметим, что ни положения п. 2 ст. 25 Закона № 1032-1, ни иные нормы не содержат обязанности работодателя уведомлять службу занятости об организации дистанционной работы. В этом контексте непонятно, что признавать организацией дистанционной
работы – прием сотрудника удаленно или массовый перевод сотрудников на дистанционный режим работы по требованию властей или с учетом эпидемиологической ситуации.
Также возникает вопрос о сроках подачи таких сведений, поскольку они нигде не обозначены. Нужно ли в этом случае руководствоваться п. 2 ст. 25 Закона № 1032-1 и представлять сведения в течение 3 рабочих дней? Даже если считать, что сведения представляются в указанный срок, то возникает вопрос, с какой даты его считать.
За неисполнение организацией обязанности по представлению сведений, перечисленных в п. 3 ст. 25 Закона № 1032-1ст. 19.7 КоАП РФ в виде предупреждения или штрафа в размере:
Однако поскольку Законом № 1032-1 обязанность представлять сведения об организации дистанционной работы не предусмотрена, по нашему мнению, штрафа за неподачу сведений об этом не будет.
Приказ МЧС России от 18.11.2021 № 806
Обеспечение безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, – это одна из обязанностей каждого работодателя (абз. 4 ч. 2 ст. 22 ТК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" работники и служащие организаций проходят обучение мерам пожарной безопасности по программам противопожарного инструктажа и дополнительным профессиональным программам. Как видно из этой нормы, проходить обучение должны только работники организаций. На сотрудников работодателей-ИП эта обязанность не распространяется.
Приказом от 18.11.2021 № 806 (далее – Приказ № 806) МЧС России установило:
Приказ № 806 вступит в силу 1 марта 2022 года, с этой же даты утратят силу действующие правила обучения мерам пожарной безопасности работников организаций, утв. приказом МЧС России от 12.12.2007 № 645.
Согласно п. 31 Норм пожарной безопасности, утв. приказом МЧС России от 12.12.2007 № 645, руководители, специалисты и работники организаций, ответственные за пожарную безопасность, должны пройти обучение пожарно-техническому минимуму. В новом приказе такого понятия нет. Теперь обучение называется "дополнительное профессиональное образование в области пожарной безопасности по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации и профессиональной переподготовке". Кстати, такие программы уже утверждены приказом МЧС России от 05.09.2021 № 596 и вступят в силу с 1 марта 2022 года.
О том, как нужно проводить обучение по новым правилам, а также какие требования нужно при этом соблюсти, читайте в ближайшее время в Справочнике кадровика.
Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 29.12.2021 № 16-8904/2021
Трудовая инспекция привлекла работодателя к ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ за включение в доплату до МРОТ компенсационной выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. Штраф составил 35 000 рублей. В попытке отменить штраф работодатель дошел до кассации, но проиграл дело во всех инстанциях.
Как указал Первый кассационный суд в постановлении от 29.12.2021 № 16-8904/2021, оплата труда может включать компенсационные выплаты по статье 129 ТК РФ. Указанные выплаты (доплаты и надбавки) призваны компенсировать влияние на работника неблагоприятных факторов. При этом когда трудовая деятельность осуществляется в условиях, отклоняющихся от нормальных, работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством (ст. 149 ТК РФ).
Соответственно, оплата труда работника может состоять из заработной платы, установленной для него с учетом условий труда и особенностей трудовой деятельности, и выплат за осуществление работы в условиях, отклоняющихся от нормальных.
В рассматриваемом случае компенсация была установлена за особые условия труда и дополнительную нагрузку сотрудникам медицинский учреждений, оказывающих помощь больным с коронавирусом. Поэтому, по мнению судей, указанная компенсация не могла учитываться в доплате до МРОТ.
Определение Верховного Суда РФ от 31.01.2022 № 310-ЭС21-27965
Организация, зарегистрированная в середине 2019 года, представила в налоговую инспекцию декларацию по УСН за 2019 год. Поскольку уведомление о переходе на УСН налогоплательщик не подавал, контролеры сочли, что он не вправе применять УСН и потребовали представить отчетность по общей системе налогообложения. Поскольку организация не представила декларацию по НДС за 4 квартал 2019 года, налоговая инспекция приостановила операции по счетам (п. 3 ст. 76 НК РФ). Несогласный с действиями налоговой налогоплательщик обратился в суд.
Судьи отметили, что вновь зарегистрированная организация вправе применять УСН, если не позднее 30 календарных дней с даты постановки на налоговый учет уведомит об этом налоговую инспекцию (п. 2 ст. 346.13 НК РФ). Такого уведомления организация не подавала. Поэтому в силу пп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ применять УСН налогоплательщик не вправе. Тот факт, что данная процедура носит уведомительный характер, не отменяет обязательности подачи уведомления о переходе на УСН. Таким образом, решение налоговой инспекции о приостановлении операций по счетам правомерно. Такой вывод сделал Верховный Суд РФ в определении от 31.01.2022 № 310-ЭС21-27965.
Однако есть примеры решений Верховного суда с менее формальным подходом: налогоплательщик, который не уведомил о переходе на УСН, но фактически применял спецрежим (сдавал декларации по УСН, уплачивал авансовые и налоговые платежи) вправе остаться на УСН. Если налоговая инспекция против этого не возражала, она не может ссылаться на отсутствие уведомления, так как действия налогоплательщика, по сути, были одобрены (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 02.07.2019 № 310-ЭС19-1705, п. 1 "Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации