Личный кабинет

Уровень зарплаты подтверждают суммы, поступившие на карту работника

Уровень зарплаты подтверждают суммы, поступившие на карту работника

Документ

Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 26.01.2023 по делу № 88-1515/2023, 88-28272/2022

Комментарий

Шестой КСОЮ рассмотрел спор между уволенным работником и организацией о величине компенсации за неиспользованный отпуск. По трудовому договору и расчетным листкам заработная плата сотрудника составляла около 7 000 рублей. При этом за год общая сумма поступивших денежных средств на карту работника составила почти 400 000 руб. Средства поступали как от организации-работодателя, так и от ее руководителя. Суд не принял доводы о том, что поступившие средства – это подотчетные деньги на покупку материалов, которые перечислялись работнику. Определением от 26.01.2023 по делу № 88-1515/2023, 88-28272/2022 судьи Шестого КСОЮ подтвердили правомерность расчета компенсации за отпуск на основе сумм, поступивших на карту работника.

Нужно ли согласие на обработку персональных данных физлица для заключения и исполнения договора?

Документ

Письмо Роскомнадзора от 23.09.2022 № 08-85970

Комментарий

Одно из условий обработки персональных данных гражданина – получение оператором (организацией, ИП) согласия физлица (п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ, далее – Закон № 152-ФЗ). При этом законом предусмотрен ряд случаев, когда согласие не требуется.

Один из таких случаев – обработка персональных данных физического лица для исполнения договора, стороной (выгодоприобретателем или поручителем) которого является этот гражданин, а также для заключения договора по инициативе этого гражданина (п. 5 ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ). Ссылаясь на названную норму, ведомство пояснило, что если организация (ИП) обрабатывает персональные данные гражданина на условиях, в объеме и порядке, предусмотренных договором, то получать его согласие на это не нужно. Также не обязательно включать такое согласие в текст договора.

Если же обработка персональных данных проводится в иных целях, не связанных с заключением и исполнением договора, необходимо получить письменное согласие гражданина. Если организация (ИП) будет обрабатывать и распространять (публиковать или передавать третьим лицам) персональные данные физлица, необходимо получить отдельное согласие на распространение этих данных (ст. 10.1 Закона № 152-ФЗ).

Можно ли уволить по соглашению сторон после вручения уведомления о сокращении?

Документ

Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 24.04.2023 № 88-13105/2023

Комментарий

Организация вручила сотруднику уведомление об увольнении в связи с сокращением в июле. А в августе заключила с сотрудником соглашение об увольнении с выплатой выходного пособия в размере оклада. Сотрудник обратился в суд с требованием произвести выплаты, положенные при сокращении (за второй и третий месяцы нетрудоустройства), однако не нашел поддержки.

Как указали судьи Первого КСОЮ в определении от 24.04.2023 № 88-13105/2023, между работником и работодателем было достигнуто соглашение о расторжении трудового договора на основании п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Работник не оспаривает свое увольнение по соглашению сторон. При этом выплаты, на которые сотрудник претендует, положены только при увольнении по сокращению (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Нормами законодательства не предусмотрена возможность прекращения трудового договора по нескольким основаниям. При этом сам по себе факт вручения работнику ранее уведомления о сокращении численности не свидетельствует о том, что трудовые отношения между сторонами были прекращены по этому основанию.

Что делать, если в одном здании с пивным магазином открылось образовательное или медицинское учреждение?

Документ

Письмо Минфина России от 04.05.2023 № 27-05-13/40945

Комментарий

Если в здании, в котором расположен магазин, реализующий в розницу алкогольную продукцию, открылось образовательное или медицинское учреждение, вопрос о продолжении работы такого магазина нужно решать на основании муниципального нормативного акта. К такому выводу пришел Минфин России в письме от 04.05.2023 № 27-05-13/40945.

Дело в том, что по закону (пп. 1 п. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ, далее – Закон № 171-ФЗ) розничная продажа алкоголя не допускается в том числе в зданиях, сооружениях и помещениях, которые находятся во владении, распоряжении или пользовании:

  • образовательных организаций;
  • ИП, осуществляющих образовательную деятельность или обучение;
  • организаций и ИП, осуществляющих медицинскую деятельность на основании лицензии.

Указанный запрет действует в отношении зданий, строений, сооружений и помещений, используемых для непосредственного осуществления соответствующих видов деятельности.

Кроме того, нельзя торговать алкоголем в розницу на территориях, прилегающих к зданиям, строениям, сооружениям и помещениям во владении или пользовании (пп. 10 п. 2 ст. 16 Закона № 171-ФЗ):

  • образовательных организаций (кроме организаций дополнительного и дополнительного профессионального образования);
  • организаций, осуществляющих обучение несовершеннолетних;
  • организаций и ИП, осуществляющих медицинскую деятельность на основании лицензии.

Границы таких территорий устанавливаются муниципальным правовым актом с учетом требований Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 23.12.2020 № 2220.

Таким образом, решать вопрос о допустимости продолжения работы магазина, торгующего алкоголем, по мнению Минфина России, нужно на основе положений такого муниципального акта.

В Минфине России отметили, что меры, направленные на снижение потребления алкоголя, указаны в качестве приоритетного направления демографической политики, утв. Указом Президента России от 09.11.2007 № 1351. Таким образом, образование и здравоохранение находятся в приоритете по отношению к коммерческим интересам продавцов алкоголя.

Учитывая это, если после открытия образовательного или медицинского учреждения окажется, что магазин расположен на территории, где торговля алкоголем в розницу запрещена, продажу придется прекратить. Если магазин расположен вне этой территории, он может продолжить работу.

Можно ли установить аванс (зарплату за первую половину месяца) в фиксированном размере?

Вопрос аудитору

Может ли работодатель в локальном нормативном акте установить, что аванс (зарплата за первую половину месяца) выплачивается работникам в фиксированном размере?

Работодатель не вправе установить в локальном нормативном акте, что аванс (зарплата за первую половину месяца) выплачивается работникам в фиксированном размере.

Объясняется это следующим.

Заработная плата выплачивается сотруднику не реже чем каждые полмесяца. Точная дата выплаты устанавливается Правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена (ч. 6 ст. 136 ТК РФ). Минтруд России неоднократно отмечал, что при определении размера заработной платы за первую половину месяца необходимо учитывать фактически отработанное работником время (фактически выполненную работу) за указанный период (письма Минтруда России от 20.03.2019 № 14-1/В-178от 05.02.2019 № 14-1/ООГ-549от 10.08.2017 № 14-1/В-725от 03.02.2016 № 14-1/10/В-660).

Таким образом, заработная плата за первую половину месяца рассчитывается пропорционально отработанному времени (выполненной норме труда) за период с 1-го по 15-е число месяца. Поэтому размер зарплаты за первую половину месяца меняется в зависимости от числа рабочих дней в том или ином месяце. При определении размера аванса работодателю необходимо применять расчетный метод начисления зарплаты. Следовательно, работникам нельзя устанавливать аванс (заработную плату за первую половину месяца) в фиксированном размере.

Это подтверждает в разъяснениях Роструд.

Суды также считают неправомерным установление в локальном нормативном акте правил, согласно которым аванс выплачивается в фиксированной сумме или в определенном проценте от оклада (определение Седьмого КСОЮ от 03.02.2022 № 88-1828/2022 по делу № 2-1496/2021).

Работодателю, который выплатил зарплату за первую половину месяца (аванс) фиксированной суммой, то есть без учета фактически отработанного времени (фактически выполненной работы) ждет ответственность за неполную выплату зарплаты по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ (постановление Челябинского областного суда от 17.01.2018 № 4А-1583/2017). Указанной нормой предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа:

  • для должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб.;
  • для ИП – от 1 000 до 5 000 руб.;
  • для организаций – от 30 000 до 50 000 руб.

Повторная невыплата заработной платы в течение года со дня привлечения к ответственности влечет наказание по ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ, которая предусматривает:

  • для должностных лиц штраф в размере от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;
  • для ИП – штраф от 10 000 до 30 000 руб.;
  • для организаций – штраф от 50 000 до 100 000 руб.

Кроме того, за задержку зарплаты работодателю грозит материальная ответственность в виде выплаты работнику денежной компенсации (процентов). Ее минимальный размер составляет 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки. Для расчета используется ключевая ставка ЦБ РФ, действующая в период задержки зарплаты (ст. 236 ТК РФ). При этом материальная ответственность работодателя в виде выплаты процентов за каждый день просрочки не зависит от того, воспользовались ли работники правом приостановить работу по ст. 142 ТК РФ или нет (п. 2 письма Минтруда России от 25.12.2013 № 14-2-337).

Если работодатель задержал выплату заработной платы на срок более 15 календарных дней, в любой день после этого работники имеют право приостановить работу до выплаты задержанной суммы. О своем решении работники должны предварительно известить работодателя в письменной форме (ч. 2 ст. 142 ТК РФ, п. 2 письма Минтруда России от 25.12.2013 № 14-2-337).

С 1 октября 2023 года вводится обязательная маркировка кресел-колясок

Документ

Постановление Правительства России от 31.05.2023 № 885

Комментарий

Правительство России утвердило правила маркировки кресел-колясок (постановление от 31.05.2023 № 885). Маркировке подлежат медицинские изделия, имеющие действующее регистрационное удостоверение, с кодами ТН ВЭД ЕАЭС 8713 10 0000, 8713 90 0000, кодами ОКПД2 30.92.20.000, 32.50.50.190, 30.99.10.190.

В системе маркировки участники оборота кресел-колясок регистрируются с 01.09.2023 (пп. "а" п. 2 постановления Правительства России от 31.05.2023 № 885). Организации и предприниматели, осуществляющие ввод товаров в оборот, должны маркировать их и направлять сведения в систему маркировки с 01.10.2023. С 01.10.2023 ввод в оборот немаркированных кресел-колясок запрещен (пп. "а" п. 3, п. 5 постановления Правительства России от 31.05.2023 № 885). Однако есть исключение для остатков товаров на 01.10.2023, произведенных или ввезенных в РФ до 30.09.2023 (включительно). Их необходимо промаркировать до 31.08.2024 (включительно), до этого оборот без маркировки разрешен (пп. "г" п. 3 постановления Правительства России от 31.05.2023 № 885).

Производители, импортеры, оптовые и розничные продавцы с 01.09.2024 должны направлять в систему маркировки сведения об обороте и выводе из оборота кресел-колясок (пп. "б" п. 3 постановления Правительства России от 31.05.2023 № 885).

Напомним, эксперимент по маркировке кресел-колясок проводился с 01.09.2019 по 01.06.2021 (постановление Правительства РФ от 07.08.2019 № 1028).


Все новости

Налоговый календарь 1С:Мультибух 54ФЗ БизнесСтарт Как отличить фирменный продукт от подделки 54-ФЗ 8+4 1C:Fresh