Госдума в трех чтениях одобрила законопроект об уголовной ответственности за необоснованный отказ в трудоустройстве или увольнении лица предпенсионного возраста. См. текст проекта здесь.
УК РФ дополнен новой статьей 144.1. Согласно новой норме за упомянутые действия грозит штраф (в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы виновного лица за период до 18 месяцев) либо обязательные работы на срок до 360 часов. Субъектом преступления будет выступать руководитель организации, поскольку именно он принимает решение о приеме или увольнении сотрудников.
В примечании к статье поясняется, что предпенсионный возраст – это период до 5 лет до даты, когда гражданин вправе выйти на пенсию.
Если в проект не будет внесено уточнение о порядке его вступления в силу, он начнет действовать по истечении 10 дней после дня официального опубликования (ст. 6 Федерального закона от 14.06.1994 № 5-ФЗ).
Напомним, что сейчас Госдума рассматривает поправки к законопроекту, предложенные Президентом РФ, согласно которым в общем случае пенсионный возраст мужчин будет составлять 65 лет, а женщин – 60 лет. Отдельные категории граждан (в частности, многодетные матери) получат право на досрочную пенсию.
Повышение возраста коснется мужчин 1959 г. р. (и моложе) и женщин 1964 г. р. (и моложе). Оно будет происходить постепенно в течение переходного периода с 2019 г. по 2034 г.
Так, согласно проекту граждане указанных годов рождения получат право выйти на пенсию в следующем порядке:
Отметим также, что сейчас действует общая норма об ответственности за любую дискриминацию, т.е. нарушение прав в зависимости от пола, национальности, социального положения и т.п. Штраф за это преступление установлен статьей ст. 136 УК РФ и может достигать 300 000 рублей.
Кроме того, УК РФ содержит ст. 145 УК РФ, которая предусматривает ответственность на необоснованный отказ в приеме и необоснованное увольнение беременной женщины или женщины с детьми до трех лет. Обратим внимание, что общедоступных приговоров по этой статье нет.
Очевидно, что новая норма призвана расширить перечень наказуемых деяний. Однако есть основания полагать, что и новый вид наказания не получит широкого применения на практике.
В Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее – Закон об АО) внесен ряд изменений, призванных улучшить качество управления АО. Рассмотрим наиболее интересные из них.
Из Закона об АО удалили упоминание о ревизоре общества. Теперь в акционерном обществе может быть только ревизионная комиссия. В связи с этим устав АО должен содержать дополнительную информацию.
В частности, ст. 11 Закона об АО дополнена п. 3.2, согласно которому в уставе публичного общества информация о ревизионной комиссии должна указываться, только если принято решение о ее создании. При этом в устав непубличного общества следует включать сведения как о наличии, так и об отсутствии ревизионной комиссии.
Если такая комиссия создается в определенных случаях, в уставе непубличного общества должны быть перечислены такие случаи. В обществах, в которых на день вступления в силу перечисленных выше изменений в соответствии с уставом избран ревизор, положения Закона об АО о ревизионной комиссии применяются к ревизору.
Вместо порядка определения размера дивиденда по привилегированным акциям в уставе АО нужно указать минимальный размер дивиденда, в том числе в процентах от чистой прибыли общества. При этом размер дивиденда не будет считаться определенным, если в уставе указан только его максимальный размер (п. 2 ст. 32 Закона об АО).
Обратите внимание: несмотря на то, что закон, вносящий изменения в Закон об АО, не содержит указаний на необходимость внесения изменений в уставы уже действующих обществ, полагаем, что содержание таких уставов должно быть приведено в соответствие с действующим законом. Ответственность за невнесение таких сведений в устав законом не предусмотрена, однако рекомендуем сделать это при первой возможности.
Акционеры, которые являются владельцами привилегированных акций, получили право участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам, решение по которым в соответствии с Законом об АО принимается единогласно всеми акционерами общества (абз. 1 п. 4 ст. 32 Закона об АО). Ранее таким правом они не обладали.
Акционеры, которые являются владельцами привилегированных акций определенного типа, приобрели право голоса при решении на общем собрании акционеров вопросов о внесении в устав общества положений об объявленных привилегированных акциях этого или иного типа, размещение которых может привести к фактическому уменьшению определенного уставом размера дивиденда и (или) ликвидационной стоимости, выплачиваемых по привилегированным акциям этого типа (абз. 2 п. 4 ст. 32 Закона об АО). Ранее в их компетенцию это не входило.
Совет директоров получил право формировать комитеты для предварительного рассмотрения вопросов, относящихся к его компетенции. Компетенция и порядок деятельности такого комитета определяются внутренним документом общества, который утверждается советом директоров (п. 3 ст. 64 Закона об АО). Ранее создание таких комитетов законом не регламентировалось.
Также совет директоров теперь вправе (пп. 9.2, 10 п. 1 ст. 65 Закона об АО):
Все перечисленные выше изменения вступили в силу 19.07.2018.
Кроме того, закон об АО дополнен нормой, согласно которой в публичном обществе должны быть организованы управление рисками и внутренний контроль. Определять их вправе совет директоров общества путем утверждения соответствующих внутренних документов общества (ст. 87.1 Закона об АО). Указанные изменения вступили в силу с 01.09.2018.
Приказом ФНС России от 30.08.2018 № ММВ-7-21/509@ внесены следующие изменения в форму и порядок заполнения декларации по земельному налогу.
Раздел 2 декларации дополнен строкой 245, в которой плательщики, имеющие льготу в виде снижения ставки налога (которая предоставлена местными органами власти), должны указывать сумму этой льготы.
В Порядке изложены правила заполнения строки 245, а также уточнены правила заполнения строки 250 раздела 2 декларации в связи с введением этой строки. Кроме того, в Порядке подкорректированы примеры заполнения строк 140 и 145 раздела 2. В этих строках указываются коэффициенты Кв и Ки, которые применяются при исчислении налога в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка и права собственности на него в течение года.
Новая форма декларации представляется с отчетности за 2018 год.
Опоздание с представлением декларации более чем на 10 дней может привести к блокировке счета налогоплательщика. Снять блокировку можно, если представить соответствующую налоговую декларацию (пп. 1 п. 3.1 ст. 76 НК РФ).
Заметим: в последнее время ИФНС пристально отслеживает, кто именно подписывает декларации. Если полномочия подписанта вызывают у ИФНС сомнения, декларация аннулируется, а счет остается заблокированным (письмо ФНС России от 10.07.2018 № ЕД-4-15/13247). Законность подобных действий ИФНС стала предметом рассмотрения в Арбитражном суде Уральского округа.
В упомянутом деле организация для разблокировки счета представила декларацию, подписанную лично руководителем компании. Однако ИФНС в ходе допроса учредителей ООО выяснила, что компания находится в состоянии корпоративного конфликта собрания учредителей. Кроме того, директор был назначен без должного кворума. На этом основании ИФНС не приняла подписанную директором декларацию, оставив счет заблокированным. Но судьи признали действия ИФНС незаконными, указав, что по правилам НК РФ декларацию подписывает представитель налогоплательщика (п. 5 ст. 80 НК РФ), а законный представитель ООО – это его руководитель, причем именно тот, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ. Поэтому ИФНС не имеет права не принимать декларацию, подписанную лицом, которое на дату подачи декларации указано в ЕГРЮЛ в качестве руководителя организации (постановление от 11.09.2018 № Ф09-4202/18 по делу № А76-20018/2017).
С 01.01.2019 отменяется госпошлина при подаче документов в электронной форме в связи с:
Соответствующие изменения внесены в п. 3 ст. 333.35 НК РФ.
Напоминаем, что согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" одной из форм представления документов в регистрирующий орган является их направление в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
Не платить госпошлину при подаче электронных заявлений можно только с 01.01.2019. За заявления, поданные до этой даты, пошлина уплачивается в полном размере. Кроме того, пошлину по-прежнему нужно платить при подаче бумажных заявлений непосредственно в регистрирующий орган, через МФЦ или по почте.