1 октября 2018 года начнет действовать обновленная редакция Инструкции о порядке ведения персонифицированного учета от 21.12.2016 № 766н (далее – Инструкция № 766н).
Изменения предусмотрены приказом Минтруда России от 14.06.2018 № 385н (далее – Изменения).
Поправки касаются, в частности, порядка привлечения работодателей к ответственности за непредставление сведений персучета и (или) представление неполных либо недостоверных сведений.
За непредставление СЗВ-М в срок либо представление неполных или недостоверных сведений взыскивается штраф в размере 500 рублей за каждое застрахованное лицо (ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, далее – Закон № 27-ФЗ).
Обстоятельства, освобождающие работодателя от ответственности, в Законе № 27-ФЗ не прописаны. Они приведены в п. 39 Инструкции № 766н:
1. подача уточненных сведений в течение пяти рабочих дней с даты, когда от органа фонда поступило уведомление о необходимости устранения неточностей и расхождений;
2. обнаружение и исправление ошибок работодателем до выявления их фондом.
В большинстве случаев работодатели допускают следующие ошибки при подаче отчетности:
Когда работодатели представляют исходную СЗВ-М вовремя, а дополняющую СЗВ-М на "забытых" сотрудников позже срока, отделения фонда взыскивают штрафы даже при наличии упомянутых обстоятельств, исключающих ответственность. Пенсионный фонд РФ обосновывает это тем, что подача корректирующей СЗВ-М в отношении лиц, ранее в ней не указанных, не признается исправлением ошибки в сведениях о застрахованном лице, поскольку эти сведения изначально отсутствовали в отчетности. Работодатель подобным образом не уточняет персонифицированные сведения, а подает сведения на новых лиц с нарушением срока. Следовательно, это образует состав правонарушения по ст. 11 Закона № 27-ФЗ. См. новость об этом здесь.
Заметим, что арбитражная практика по данному вопросу противоречива. Так, отдельные суды поддерживают позицию ПФР и его территориальных органов (постановления АС Дальневосточного округа от 22.02.2018 № Ф03-243/2018, АС Северо-Западного округа от 01.03.2018 № Ф07-170/2018). Другие суды встают на сторону работодателей. Их позиция заключается в следующем: штрафы являются незаконными, если работодатель выявил ошибки в СЗВ-М до обнаружения их фондом или в срок, установленный Инструкцией № 766н (в течение 5 дней), устранил выявленные проверяющими ошибки. Причем не имеет значения, какие сведения включены в СЗВ-М с типом "доп" – о физлицах, указанных в исходной СЗВ-М, или о новых (см. определение Верховного Суда РФ от 02.07.2018 № 303-КГ18-99, постановления АС Западно-Сибирского округа от 16.07.2018 № Ф04-2400/2018, АС Поволжского округа от 27.06.2018 № Ф06-33464/2018, АС Северо-Западного округа от 12.07.2018 № Ф07-5561/2018, АС Уральского округа от 03.07.2018 № Ф09-2766/18).
Штрафы не будут взыскиваться, если одновременно соблюдены следующие условия (п. 9 Изменений):
Таким образом, положения Инструкции № 766н скорректированы с учетом позиции Пенсионного фонда. Поправки начнут действовать с 01.10.2018. Соответственно, работодателям, которые с этой даты будут подавать СЗВ-М за истекшие отчетные месяцы с типом "доп" на физлиц, которых они не указали в исходной СЗВ-М, штрафов не избежать.
Одним из оснований для проведения повторной выездной налоговой проверки является осуществление вышестоящим налоговым органом контроля за деятельностью инспекции, проводившей проверку (пп. 1 п. 10 ст. 89 НК РФ).
В рамках этого мероприятия УФНС проводит проверку за те же периоды и по тем же налогам, что и ИФНС. Однако вышестоящий налоговый орган вправе анализировать документы и хозяйственные операции, которые ранее не проверялись ИФНС. На это обратил внимание Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, признавший правомерной повторную проверку, в рамках которой УФНС проанализировала хозяйственные операции, которые не были предметом первоначальной проверки и не фигурировали в решении, вынесенном ИФНС.
Кроме того, судьи указали, что НК РФ не содержит особых требований к оформлению результатов повторной выездной налоговой проверки, а также требований об отражении результатов контроля за деятельностью налогового органа, проводившего первоначальную проверку, в акте повторной проверки и вынесенного по ее результатам решения. Поэтому по результатам повторной налоговой проверки плательщик может получить дополнительные начисления, при этом результат контроля за деятельностью ИФНС вышестоящий налоговый орган до него доносить не обязан (постановление от 12.07.2018 № Ф04-2528/2018 по делу № А75-13884/2017).
Когда доход предпринимателя за год превышает 300 000 рублей, взносы за себя на обязательное пенсионное страхование необходимо внести не только в фиксированном размере (установленном НК РФ), но и в размере 1% от суммы свыше лимита (п. 1 ст. 430 НК РФ).
Споры о том, может ли ИП на УСН (с объектом "доходы минус расходы") учитывать расходы при определении величины годового дохода, ведутся давно. Контролирующие органы (до 2017 года – Пенсионный фонд РФ, с 2017 года – Минфин и ФНС России) указывают на неправомерность таких действий. Специалисты ведомств обосновывают это тем, что по правилам НК РФ "упрощенцы" должны вести подсчет дохода в соответствии со ст. 346.15 НК РФ (пп. 3 п. 9 ст. 430 НК РФ). Каких-либо положений, предусматривающих учет расходов такими плательщиками, Кодекс не содержит.
Арбитражная практика до недавнего времени складывалась в пользу предпринимателей. Подробнее см. статью-рекомендацию справочника "Страховые взносы (с 2017 года)".
Однако решением от 08.06.2018 № АКПИ18-273 Верховный Суд РФ изменил эту тенденцию в правоприменении. ВС РФ рассмотрел иск предпринимателя о признании письма Минфина России от 12.02.2018 № 03-15-07/8369 (в котором говорится о неправомерности учета затрат для ИП на УСН) несоответствующим закону. По мнению ИП, такой вывод противоречит нормам НК РФ и вынуждает его платить пенсионные взносы в большем размере.
ВС РФ не нашел противоречий между выводами финансового ведомства и нормами НК РФ. Как отметил суд, Минфин России фактически продублировал положения НК РФ, согласно которым при установлении величины годового дохода для расчета взносов на ОПС уменьшать доходы на расходы вправе только ИП на ОСН (которые платят НДФЛ). Плательщикам на УСН такая возможность не предоставлена.
Выводами ВС РФ будут руководствоваться налоговые органы на местах, так как ФНС России письмом от 03.07.2018 № БС-4-7/12733@ довела до их сведения решение Верховного Суда РФ.
Таким образом, пока соответствующие поправки не будут внесены в НК РФ, "упрощенцам" следует вести подсчет дохода без учета понесенных расходов.
Уволить в связи с утратой доверия можно только работника, непосредственно обслуживающего денежные или товарные ценности и совершившего виновные действия, дающие основания для утраты доверия к нему (п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). При этом работодателю необходимо учитывать следующее.
Начать процедуру увольнения в связи с утратой доверия можно только в отношении тех работников, чья непосредственная обязанность обслуживать денежные или товарные ценности (прием, хранение, транспортировка, распределение и т.п.) прописана в их должностной инструкции, трудовом договоре или договоре о полной материальной ответственности. Если трудовая функция работника не включает такой обязанности, на него не распространяется действие п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Уволить такого работника в связи с утратой доверия нельзя. Это подтверждается судебной практикой (см. п. 45 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2, апелляционные определения Санкт-Петербургского городского суда от 16.10.2017 № 33-22384/2017, от 29.11.2016 № 33-24707/2016, Верховного Суда Чувашской Республики от 13.12.2017 № 33-6216/2017)
См. также:
Письмом от 10.07.2018 № ЕД-4-15/13247 (далее – Письмо) ФНС России поручила налоговым органам организовать профилактическую проверку деклараций по НДС и налогу на прибыль организаций. Целью этой проверки является отзыв (аннулирование) деклараций, подписанных неуполномоченными или неустановленными лицами. В письме содержатся рекомендации по проведению указанных мероприятий и Инструкция по отзыву (аннулированию) деклараций.
Под прицел налоговых органов попадут организации (ИП), имеющие ряд признаков, свидетельствующих о подписании деклараций неустановленными или неуполномоченными лицами.
Среди таких признаков выделяют следующие:
В письме не указано, достаточно ли для проведения профилактики одного признака или их надо рассматривать в совокупности. Однако из общего смысла письма можно сделать предположение, что для проведения профилактики налоговым органам необходимы хотя бы два или более из таких признаков.
После выявления плательщиков, которые вызывают подозрения, налоговый орган должен провести контрольные мероприятия. Так, сначала руководителя организации или ИП вызовут на допрос для установления его полномочий, причастности к ведению деятельности организации и подписанию налоговых деклараций, выдаче доверенностей. Допросить могут и учредителей организации, а также тех, кто обращался с заявлением о получении электронной подписи.
Если у инспекции остались сомнения в правомочности руководителя или ИП, она может провести дополнительные контрольные мероприятия, например, осмотр, экспертизу, истребование информации.
Эти мероприятия проводятся в соответствии со статьями 93 и 95 НК РФ. Сделать это все необходимо до наступления срока представления деклараций за соответствующий налоговый период.
По итогам проведения профилактики налоговый орган может аннулировать поступившую для камеральной проверки налоговую декларацию. Для этого ему необходимо получить официальное разрешение в виде служебной записки от вышестоящего налогового органа.
Заметим, из этого письма не вполне ясно, как часто будут проводиться такие профилактические проверки "сомнительных" налогоплательщиков – разово или каждый налоговый период (квартал – для НДС или год – для налога на прибыль).
Под аннулированием декларации понимается ее перевод в "Реестр деклараций ЮЛ/ФЛ, не подлежащих обработке". При этом Инструкцией установлен перечень оснований для аннулирования деклараций, который является закрытым:
Об аннулировании декларации территориальная инспекция обязана сообщить налогоплательщику в течение 5 рабочих дней с момента аннулирования. Уведомление об аннулировании, подписанное руководителем (курирующим заместителем руководителя) налогового органа, направляется налогоплательщику по телекоммуникационным каналам связи или вручается лично (под расписку) на бумажном носителе.
По инструкции ФНС аннулированная декларация считается непредставленной, поэтому через 10 дней после отправления уведомления об аннулировании счета налогоплательщика могут быть заблокированы в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ.
Несмотря на подробную инструкцию, не до конца понятны правовые основания и последствия аннулирования налоговой декларации. Дело в том, что НК РФ не предусматривает процедуры аннулирования налоговой декларации налоговым органом. До закрепления соответствующей процедуры в НК РФ налогоплательщик, по нашему мнению, может обжаловать действия в рамках такой процедуры в суде. Сделать это он сможет только при условии, что такие действия нарушили его права.