Федеральный закон от 12.12.2023 № 589-ФЗ
Федеральным законом от 12.12.2023 № 589-ФЗ в КоАП РФ внесены изменения, повышающие размер штрафов за нарушения, связанные с обработкой персональных данных.
В частности, изменились размеры штрафов за обработку персональных данных без письменного согласия субъекта персональных данных на такую обработку, например, при обработке биометрических персональных данных. Новые штрафы (ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ):
За совершение этого нарушения повторно штраф будет следующим (ч. 2.1 ст. 13.11 КоАП РФ):
Кроме того, КоАП дополнят новой статьей 13.11.3, которая будет предусматривать ответственность за размещение банками, МФЦ и другими организациями биометрических персональных данных в ГИС "ЕСИА" с нарушением установленных законодательством требований. Они должны соблюдать требования о хранении, о передаче и обработке персональных данных, а именно – получать согласие субъекта персональных данных на такое размещение, уведомлять его о будущем размещении персональных данных (п. 7 ст. 3, п. п. 3, 15 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2022 № 572-ФЗ).
Штраф за такое нарушение составит:
Новые штрафы вступят в силу 22.12.2023 и будут применяться к нарушениям, совершенным с этой даты включительно.
Постановление Конституционного Суда РФ от 06.12.2023 № 56-П
Конституционный Суд РФ рассмотрел жалобы работников, уволенных по сокращению штата, о признании не соответствующей Конституции РФ части 4 статьи 153 ТК РФ. По мнению заявителей, эта норма допускает привлечение сотрудника к работе в выходной день без предоставления ему дней отдыха за отработанное время. Кроме того, заявители указали на необходимость закрепления в законодательстве обязанности работодателя предоставить дни отдыха за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в течение определенного периода либо непосредственно перед расторжением трудового договора.
Напомним, по статье 153 ТК РФ работодатель обязан компенсировать работу в выходной или праздничный день по выбору сотрудника:
Отгул предоставляется сотруднику, вышедшему на работу в выходной или нерабочий праздничный день, только по его желанию. В этом случае работа в выходной или праздник оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит (ч. 4 ст. 153 ТК РФ).
Если работодатель согласен предоставить работнику другой день отдыха вместо повышенной оплаты за работу в выходной день или праздник, стороны должны согласовать конкретную дату этого дня отдыха. Работник вправе выразить свои пожелания относительно даты отдыха в устной или в письменной форме (например, в виде заявления). Предоставление работнику такого дня отдыха, как правило, оформляется приказом (распоряжением) работодателя.
При этом другой день отдыха не предоставляется работнику только с учетом его пожеланий. Должны учитываться интересы работодателя, включая необходимость обеспечения нормального режима производственных, технологических и организационных процессов. Работник не вправе по собственному желанию (без согласования с работодателем) использовать день отдыха, поскольку такое поведение может расцениваться как отсутствие на работе без уважительных причин и повлечь дисциплинарную ответственность (например, увольнение за прогул по пп. "а" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).
Судьи Конституционного Суда РФ указали, что в Трудовом кодексе РФ и в других нормативных актах не установлено, как определяется дата использования дня отдыха за работу в выходной или праздничный день. Также не установлено, в течение какого времени должно быть принято решение по заявлению работника о предоставлении конкретного дня отдыха за работу в выходной день или праздник или на протяжении какого периода с даты работы в выходной или праздник работнику должен быть предоставлен отгул. Это может привести к тому, что стороны не смогут согласовать дату отгула из-за бездействия работодателя, что препятствует реализации работником своего права.
Поскольку в ч. 4 ст. 153 ТК РФ не указано на обязанность работодателя предоставить работнику дни отдыха за работу в выходные или праздничные дни до момента увольнения, это часто приводит к тому, что работник лишается и дней отдыха, и повышенной оплаты такой работы. Суды отказывают в повышенной оплате работы в выходные дни или в праздники на том основании, что между работником и работодателем достигнута договоренность о предоставлении работнику дней отдыха. При этом замена неиспользованных дней отдыха в связи с работой в выходные и праздничные дни денежной компенсацией при увольнении законом не предусмотрена.
Судьи Конституционного Суда РФ пояснили, что работодатель обязан при увольнении работника заменить неиспользованные дни отдыха (отгулы) повышенной оплатой работы в выходные и праздничные дни. При этом тот факт, что работник ранее выбрал по согласованию с работодателем отгулы вместо повышенного размера оплаты, не может препятствовать получению работником такой денежной выплаты.
Учитывая изложенное, Конституционный Суд РФ признал ч. 4 ст. 153 ТК РФ не противоречащей Конституции РФ, поскольку она предполагает, что в ситуации, когда между работником и работодателем достигнуты соглашения о предоставлении дней отдыха (отгулов) за работу в выходные или праздничные дни, но на день увольнения они не были предоставлены, работнику в день увольнения выплачивается соответствующая компенсация. Работодатель обязан выплатить ее за весь период трудовой деятельности сотрудника у этого работодателя. Компенсация составляет разницу между оплатой работы в выходные или праздничные дни (по правилам ч. 1 – 3 ст. 153 ТК РФ) и произведенной за эти дни оплатой в одинарном размере.
Конституционный Суд РФ обязал законодателя внести изменения в ч. 4 ст. 153 ТК РФ для урегулирования порядка оплаты дней отдыха за работу в выходные и праздничные дни.
Сотрудник при возвращении из командировки не представил документы, подтверждающие оплату гостиницы. Что делать организации с оплатой проживания сотрудника?
При направлении сотрудника в командировку работодатель возмещает ему (ч. 1 ст. 168 ТК РФ):
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом (ч. 4 ст. 168 ТК РФ, п. 11 Положения, утв. постановлением Правительства России от 13.10.2008 № 749), далее – Положение № 749.
В соответствии с п. 26 Положения № 749 работник по возвращении из командировки обязан представить работодателю в течение трех рабочих дней авансовый отчет об израсходованных средствах и произвести окончательный расчет по полученному авансу. К авансовому отчету работник обязан приложить документы о найме жилого помещения, фактических расходах на проезд (включая оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей) и об иных расходах, связанных с командировкой.
Трудовое законодательство не содержит норм, позволяющих работодателю не оплачивать проживание сотрудника в командировке, если он не представил подтверждающих документов. Таким образом, если в авансовом отчете сотрудник указал расходы на проживание, но не представил подтверждающих документов (счет из гостиницы, чек из гостиницы, платежные поручения и др.), то работодатель не может не оплачивать эти расходы.
Однако коллективным договором или локальными нормативными актами (например, Положением о командировках) работодатель может ограничить такие выплаты минимальной суммой.
Суммы оплаты проживания сотрудника в командировке без подтверждающих документов не облагаются НДФЛ в размере 700 рублей (2 500 рублей – при командировке за границу) за каждый день нахождения в командировке (абз. 12 п. 1 ст. 217 НК РФ).
В отношении страховых взносов аналогичной нормы нет, поэтому без документов, подтверждающих расходы на наём жилья, такие суммы облагаются страховыми взносами в полном объеме (см. письма Минфина России от 28.03.2019 № 03-15-06/21254, от 09.02.2018 № 03-04-05/7999).
Приказ СФР от 07.11.2023 № 2200
19 декабря 2023 года вступит в силу приказ СФР от 07.11.2023 № 2200, которым регулируется порядок электронного документооборота между страхователями и фондом (далее – Порядок № 2200). Он заменит действующий сейчас Порядок, утв. постановлением Правления ПФР от 11.03.2020 № 178п.
Отличия нового порядка от действующего незначительные, они касаются двух аспектов.
Сведения персонифицированного учета (в частности, раздел 1 формы ЕФС-1 и его подразделы) страхователи вправе (а некоторые обязаны) представлять в отделение СФР по месту регистрации в электронном виде. Направить отчетность можно через оператора ЭДО либо через личный кабинет страхователя на сайте СФР.
В новом Порядке № 2200 уточняется, что для доступа к личному кабинету страхователю (или его представителю) необходимо зарегистрировать учетную запись в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). См. п. 10 Порядка № 2200. Напомним, что ЕСИА – это система, которая позволяет использовать единый логин и пароль на различных порталах для получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
В настоящее время СФР отказывает в приеме отчетности, если обнаружит ошибки, связанные с электронной подписью оператора ЭДО или составом входящих документов (в т. ч. если документы невозможно расшифровать). См. п. 14 Порядка № 178п.
По новым правилам уведомление об отказе в приеме отчетности СФР направит также в случае ошибок, связанных с электронной подписью самого страхователя (пп. 3 п. 15, п. 16 Порядка № 2200). При этом не меняется норма о том, что если при проверке формы, формата и порядка заполнения персонифицированной отчетности фонд выявит ошибки или несоответствия между сведениями, представленными страхователем, и сведениями, которые есть в распоряжении фонда, страхователю направят уведомление об устранении ошибок и (или) несоответствий. Исправить их нужно в течение 5 рабочих дней (п. 17 Порядка № 2200, п. 15 Порядка № 178п).
Организации и предприниматели должны не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим, уведомлять налоговую инспекцию об исчисленных по единому тарифу страховых взносах (за март, июнь, сентябрь, декабрь уведомления подавать не нужно, так как срок подачи уведомлений и РСВ совпадают) (п. 9 ст. 58 НК РФ). С 01.10.2023 при наличии положительного сальдо ЕНС налоговая инспекция засчитывает исчисленную за месяц сумму страховых взносов на основании полученного уведомления до срока уплаты (28-е число) (п. 9 ст. 78 НК РФ).
В УФНС России по Амурской области отметил и, что если страховые взносы (по единому тарифу) за декабрь 2023 года уплачиваются в декабре (досрочно), то для зачета суммы в счет уплаты страховых взносов необходимо перечислить денежные средства на ЕНС (ЕНП либо платежным поручением со статусом "02") и уведомить налоговую инспекцию не позднее 28.12.2023. В уведомлении по страховым взносам следует указать код "34/03" (код МС.12.2023, если уплата платежкой со статусом "02"). О том, как зачесть страховые взносы за декабрь 2023 года, недавно рассказала ФНС России, см. здесь.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 05.09.2023 № 88-18806/2023
Восьмой КСОЮ рассмотрел спор об оплате работнику сверхурочной работы. На взыскание таких сумм у работника есть 3 месяца со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав (ч. 1 ст. 392 ТК РФ). Этот срок суды предлагали считать с каждой даты выплаты зарплаты. А работник утверждал, что поскольку он не получал расчетных листков под подпись при выплате зарплаты, то о нарушении своих прав не знал. Поэтому срок давности для взыскания оплаты необходимо считать с даты, когда работник получил документы, подтверждающие недоплату (трудовой договор, правила внутреннего трудового распорядка и т. п.).
Однако судьи работника не поддержали. Как указано в определении от 05.09.2023 № 88-18806/2023, по закону работодатель не обязан знакомить сотрудника с расчетными листками под подпись. Работник мог обратиться к работодателю с требованием о предоставлении сведений о составных частях заработной платы в письменной форме. Доказательств такого обращения и отказа в предоставлении расчетных листков нет, поэтому срок давности необходимо рассчитывать с каждой выплаты.