Личный кабинет

Школа информационной безопасности

Мы живем в цифровую эпоху. Бумажные носители информации уступают место электронным: для просмотра кинофильмов, спектаклей, концертов, спортивных соревнований и других зрелищных событий можно уже не покидать пределы собственной квартиры. Впрочем, благодаря телевизору так было и раньше, но сегодня не нужен даже он. Все поглотил Интернет. Это уже не «дверь в целый мир», о которой когда­то пел Владимир Высоцкий, а целый океан информации, безбрежный источник знаний и развлечений.

Постепенно интернет­коммерция охватывает и такую область, как покупки повседневных товаров и услуг. Есть немало пользователей Сети, не желающих ходить в магазин даже за хлебом, не говоря уже о тех, кто заказывает в онлайне книги, электронику, одежду и бытовую технику и оплачивает ее тоже через электронные каналы, как, например, онлайн­банкинг и платежные системы.

В каком возрасте человек лучше всего усваивает новую информацию и новые знания? В детском, конечно. Зачастую дети гораздо быстрее, чем когда­то их родители, овладевают настольным компьютером, учатся заходить в Интернет, искать и находить там мультфильмы, музыку, игры и т. д.

Впрочем, Интернет — это ведь не только океан информации. Это среда, таящая множество опасностей и подводных камней, и о них следует знать каждому, независимо от возраста. А поскольку уже в среднем школьном возрасте для абсолютного большинства детей Сеть становится привычной средой времяпровождения, их просто необходимо просвещать и обучать ключевым правилам и принципам информационной безопасности.

Дополнение к школьной программе

С одной стороны, такие знания ребята, конечно же, должны получать в рамках государственного среднего образования, с другой — и представители бизнеса могут оказать немалую помощь в обучении школьников основам ИБ. Так, компания «1С–Мссофт.ру» (Санкт­Петербург) совместно с «Лабораторией Касперского» ведет в школах Северной столицы серию открытых уроков «Безопасный Интернет» для учащихся 5–9­х классов. Идею поддержал Комитет по образованию Санкт­Петербурга и рекомендовал школам проведение подобных занятий, при этом каждое учебное заведение может самостоятельно решать, нужны ли им такие уроки и в каком формате их интегрировать в образовательный процесс. Чаще всего уроки проходили как дополнение к школьному курсу информатики или ОБЖ. В октябре прошлого года в нескольких школах Московского и Выборгского районов состоялась первая серия таких занятий, а в феврале нынешнего — вторая. В качестве учителей выступили сами сотрудники обеих компаний. По словам Тимура Хасаншина, генерального директора «1С–Мссофт.ру», цель данного обучения отнюдь не продвижение решений и технологий конкретных вендоров и операторов связи, а стремление научить школьников общим правилам безопасного поведения в Сети. «Идея возникла у наших сотрудников, которые сами являются родителями, — рассказывает он. — Однако дети не всегда прислушиваются к советам родителей и учителей. Если же в школу приходит кто­то незнакомый, внимания к его словам всегда больше».

Не запрещать, а объяснять

Главная задача такого обучения состоит не в перечислении запретов и угроз, с которыми может столкнуться несовершеннолетний пользователь Интернета, а в освоении технологий, благодаря которым такие угрозы сводятся к минимуму. К примеру, ребята учились безопасно оплачивать покупки в играх и онлайн­магазинах, избегать всевозможных вредоносных программ, маскирующихся под игры и другие законопослушные приложения. Как рассказал Тимур Хасаншин, из уроков информатики ученики прекрасно знают, что такое фишинг и спам, однако далеко не все понимают, кого можно, а кого не следовало бы добавлять в друзья в социальных сетях. Нередко дети выкладывают в Сеть фото и видео с насмешками над одноклассниками. В ходе открытых уроков «Безопасный Интернет» школьники, оказавшиеся жертвами кибербуллинга, учились правильно и адекватно реагировать на травлю и насмешки. С другой стороны, их недоброжелатели узнали, что любые фото и видео, которые они выкладывают в Интернет даже анонимно, так или иначе могут быть отождествлены со своими авторами. Также выяснилось, что далеко не всегда школьники осведомлены о безопасности парольной защиты, о необходимости создавать сложные пароли и не публиковать в социальных сетях, блогах и форумах каких-­либо сведений, способных дать злоумышленнику ключ к отгадке пароля, скажем, кличку домашнего животного. Ребята научились и правильно пользоваться сетями Wi­Fi, узнали, чем опасны открытые сети и чего в них делать ни в коем случае нельзя.

Одной из наиболее серьезных проблем, связанных с соцсетями, являются так называемые группы, пропагандирующие самоубийства среди подростков («Синий кит», «Разбуди меня в 4:20» и другие), но это уже скорее социально­психологический, а не технологический аспект. Тем не менее в ходе открытых уроков преподаватели говорили с учащимися и на данную тему. По словам Тимура Хасаншина, чтобы избежать последствий, связанных с угрозами подобного рода, школьникам необходимо делиться любыми вопросами и проблемами с родителями и социальными педагогами. Любые знания нуждаются в проверке и закреплении. Разработчики открытых уроков «Безопасный Интернет» проверили знания учащихся в игровой форме. «Ребята разбивались на команды и проходили тесты, имитирующие шесть различных жизненных ситуаций. Необходимо было выбрать наиболее безопасную модель поведения в каждом случае. По итогам тестов все участники получали призы, а оценок мы не выставляли», — рассказал Тимур Хасаншин.

В основу первых уроков «Безопасный Интернет» легли материалы компании «Лаборатория Касперского», но, как заверил Тимур Хасаншин, разработчики учебной программы не намерены ограничиться контентом лишь этого вендора и заинтересованы не только в привлечении других игроков рынка информационной безопасности, но и в тиражировании своей инициативы в других регионах силами партнеров «1С–Мссофт.ру».

Источник информации http://www.allcio.ru/cionews/danger/118078.html


Все новости

Единый семинар Налоговый календарь 1С:Мультибух 54ФЗ БизнесСтарт Как отличить фирменный продукт от подделки 54-ФЗ 8+4 1C:Fresh