Правительство РФ (постановление от 24.04.2020 № 576) утвердило Правила предоставления в 2020 году бюджетных субсидий для малых и средних предприятий, которые ведут деятельность в отраслях экономики, наиболее пострадавших от коронавируса.
Претендовать на господдержку в виде субсидий могут те, кто на 01.03.2020 включен в реестр МСП, а пострадавший вид деятельности указан в качестве основного в ЕГРЮР/ЕГРИП. Пока субсидия предполагается за 2 месяца – апрель и май. В состав доходов для целей налогообложения включать ее не нужно (см. здесь).
Цель субсидии – частично компенсировать в апреле и мае 2020 года затраты (в т.ч. на оплату труда), связанные с осуществлением деятельности в условиях распространения коронавируса. Субсидия рассчитывается (п. 4 Правил):
Количество сотрудников ФНС России будет определять по данным, которые предоставит ПФР (из отчетов по форме СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах"). За достоверность информации о сотрудниках ответственность несет получатель субсидии. Отметим, что из постановления не ясно, будет ли помощь предоставлена на тех, кто работает не по трудовому, а по гражданско-правовому договору. С учетом того, что в отчете СЗВ-М отражаются в том числе работающие по ГПД, полагаем, субсидия на них может быть получена.
Предпринимателям без наемных работников расстраиваться не стоит. Они также вправе получить субсидию. Однако размер ее будет 12 130 рублей.
Чтобы получить субсидию, необходимо попасть в реестр, который формирует ФНС России (п. 2 Правил, Приложение 1 к Правилам). Условия следующие (п. 3 Правил).
Стоит сказать, что налоговая инспекция обязана самостоятельно зачесть переплату, только если она не старше трех лет (п. 5 ст. 78 НК РФ). Что касается недоимки по налогам и страховым взносам, скорее всего, будут учитываться все недоимки, в том числе те, по которым истек срок взыскания. Таким образом:
Налоговая инспекция проверяет данные о налогоплательщике. Информация о ходе рассмотрения заявления размещается на сайте ФНС России.
Если все в порядке, ФНС России в течение трех рабочих дней со дня направления заявления (не ранее 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который предоставляется субсидия) рассчитывает размер субсидии, формирует реестр и направляет его в Федеральное казначейство. Субсидия перечисляется получателю не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем получения этого реестра. О перечислении денежных средств получателя проинформирует ФНС России (п. 7, 8, 10 Правил).
По результатам проверки налоговая инспекция может отказать. К примеру, это возможно, если не соблюдаются условия предоставления субсидии или нарушены сроки подачи заявления. Сообщение об отказе направляется налогоплательщику по ТКС, через личный кабинет или по почте в течение трех рабочих дней со дня направления заявления, но не ранее 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который предоставляется субсидия (п. 6 Правил).
Важно! Если обнаружится, что получатель субсидии исказил данные в СЗВ-М, субсидию придется вернуть (п. 11 Правил).
Постановление Правительства РФ от 24.04.2020 № 576 вступает в силу с 27 апреля 2020 года.
Работник обратился в суд с требованием к работодателю произвести индексацию заработной платы. Сотрудник настаивал, что индексация должна быть проведена, поскольку эта обязанность закреплена в локальных нормативных документах.
Работодатель возразил по нескольким причинам.
Суды первой и второй инстанций согласились с доводами работодателя и в иске отказали.
Однако Второй кассационный суд общей юрисдикции отменил эти решения. В определении от 18.02.2020 № 88-1210/2020 по делу № 2-1787/2019 отмечено, что работодатель не может локальными актами лишить сотрудника индексации.
В судебном акте судьи не провели корреляцию между величиной дохода сотрудника и индексацией его зарплаты.
Что касается премий, они действительно выплачивались. Однако в локальных нормативных актах работодателя установлено, что:
Судьи отметили следующее. В локальных нормативных актах не было указания на то, что выплата этих премий представляла собой меру, направленную на повышение реального уровня заработной платы. Наоборот, эти премии являются стимулирующей выплатой за достижения работников, имеют совсем иную правовую природу и не могут собой подменить индексацию.
Обращаем ваше внимание на то, что суды допускают возможность замены повышения зарплаты выплатой премий. Однако в этом случае необходимо, чтобы такие премии в локальных нормативных актах были установлены именно в качестве способа индексации.
В связи со сложной экономической ситуацией, вызванной распространением коронавируса, ФНС России приостановила меры взыскания задолженности и обеспечительные меры в отношении всех организаций и предпринимателей (не только в отношении субъектов МСП и налогоплательщиков из пострадавших отраслей) до 31 мая 2020 года (включительно). То есть приостановлены блокировка операций по счетам в банке и наложение ареста на имущество. Таким образом, новые решения пока выноситься не будут.
Об этом сообщается в письме ФНС России от 27.04.2020 № ЕД-20-8/53@. Исключение налоговики сделают, если непринятие мер взыскания задолженности может повлечь сокрытие активов и (или) возможность совершения иных действий, препятствующих взысканию.
Напомним, что ранее налоговая служба уже приостанавливала до 1 мая меры взыскания для некоторых налогоплательщиков (см. здесь).