Личный кабинет

Нужно ли определять страну происхождения прослеживаемого товара?

Нужно ли определять страну происхождения прослеживаемого товара?

Документ

Письмо ФНС России от 19.08.2021 № ЕА-4-15/11700

Комментарий

Прослеживаемости подлежат товары, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 № 1110, если они соответствуют определенным условиям (подробнее см. здесь). При их соблюдении прослеживается любой импортный товар из перечня независимо от страны происхождения.

Вместе с тем от страны происхождения товара зависит порядок получения регистрационного номера партии товара (далее – РНПТ). Если товар ввозится из стран ЕАЭС, то РНПТ присваивает ФНС России на основании поданного налогоплательщиком уведомления (п. 25 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 № 1108). При импорте прослеживаемых товаров из иных стран (кроме ЕАЭС) РНПТ присваивает участник оборота самостоятельно (п. 2 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 № 1108).

Что касается покупателей прослеживаемых товаров, то им необходимо учитывать следующее. При приобретении такого товара продавец должен передать покупателю документы, удостоверяющие соответствие товара требованиям технических регламентов (сертификат соответствия или декларацию о соответствии), а также эксплуатационную документацию (паспорт изделия, инструкцию по применению (эксплуатации)). Из этих документов покупатель может определить страну происхождения товара.

Также страну происхождения товара можно определить при визуальном осмотре приобретенного товара посредством обнаружения марки, логотипа, лейбла компании-производителя.

Если же таких документов нет и в счете-фактуре (УПД) отсутствуют реквизиты прослеживаемости, то проверить, является ли товар прослеживаемым, можно с помощью сервиса ФНС России. Размещен он на сайте налоговой службы по ссылке, а поиск происходит по следующим реквизитам – код ТН ВЭД, наименование товара, номер декларации на товары.

При этом до 1 июля 2022 года действует переходный период, в течение которого применение ответственности за нарушения в сфере законодательства о прослеживаемости не предусмотрено.

Об этом ФНС России сообщила в письме от 19.08.2021 № ЕА-4-15/11700@.

С 1 января 2022 года перевозочные документы можно оформить в электронной форме.

Документ

Федеральный закон от 02.07.2021 № 336-ФЗ

Комментарий

Некоторые документы, необходимые при перевозке грузов,  можно будет оформить в электронном виде. Соответствующие изменения внесены в Устав автомобильного транспорта, утв. Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ (далее – Устав).

Речь идет о таких документах, как:

  • транспортная накладная;
  • заказ-наряд;
  • сопроводительная ведомость.

С 1 января 2022 года перечисленные документы необязательно оформлять на бумаге – они могут быть сформированы в электронном виде в государственной информационной системе электронных перевозочных документов (далее – ГИС ЭПД). Для этого грузоотправители, перевозчики, грузополучатели, фрахтователи и фрахтовщики должны заключить соответствующий договор с оператором ГИС ЭПД. Организации, являющиеся операторами ГИС ЭПД, будут включены в специальный реестр, формировать и вести который будет Минтранс России. Требования к организациям, которые желают стать оператором системы, и порядок приема заявок на включение в реестр, а также основания исключения из него прописаны в Уставе (новая статья 18.1). Реестр будет опубликован в открытом доступе на сайте Минтранса.

Правила оформления и применения электронных перевозочных документов прописан в новой статье 18.1 Устава. В соответствии с этой нормой порядок обмена электронными перевозочными документами и порядок их направления в ГИС ЭПД должны быть установлены Правительством России. Такие правила закреплены в постановлении Правительства России от 21.12.2020 № 2200.

Формы и форматы электронных перевозочных документов будут утверждены позднее. Об их утверждении мы сообщим дополнительно.

Как заполнять строку 5а агенту, покупающему услуги третьих лиц для принципала?

Законодательство не содержит ответа на этот вопрос, разъяснения контролирующих органов также отсутствуют.

Порядок заполнения счетов-фактур агентами, действующими от своего имени, для принципала определен Правилами заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными постановлением Правительства России от 26.12.2011 № 1137 (далее – Правила заполнения счета-фактуры).

При составлении агентом, который приобрел услуги от своего имени, счета-фактуры в адрес принципала, в строку 1 "дата выписки счета-фактуры" переносится дата из счета-фактуры, выставленного поставщиком услуг агенту. При этом порядковые номера таким перевыставленным счетам-фактурам агент присваивает в соответствии со своей собственной хронологией составления счетов-фактур (пп. "а" п. 1 Правил заполнения счета-фактуры).

Иными словами, при перевыставлении счета-фактуры агент в полученном от поставщика услуг счете-фактуре меняет номер (присваивает свой) и данные покупателя (в перевыставленном счете-фактуре покупателем будет всегда принципал). При этом дата счета-фактуры и данные продавца в таком счете-фактуре остаются прежними (то есть поставщиком будет лицо, которое будет оказывать услуги).

С 01.07.2021 форма счета-фактуры дополнена строкой 5а. В ней указывают реквизиты (номер и дату составления) документа об отгрузке товаров (о выполнении работ, об оказании услуг), о передаче имущественных прав, соответствующего порядковому номеру (порядковым номерам) записи в счете-фактуре. В случае одновременного отражения нескольких документов, подтверждающих поставку (отгрузку) товаров (выполнение работ, оказание услуг), передачу имущественных прав, в этой строке указываются номера и даты таких документов через разделительный знак ";" (точка с запятой).

Приведенная норма носит общий универсальный характер и не содержит никаких специальных требований по заполнению реквизитов отгрузочных документов в строке 5а при перевыставлении счетов-фактур агентом принципалу.

По нашему мнению, это означает, что в этом счете-фактуре указываются данные из строки 5а счета-фактуры исполнителя услуг.

ФНС России ужесточила контроль за возвратом налога на прибыль.

Документ

Письмо ФНС России от 20.08.2021 № ВД-4-1/13447@

Комментарий

ФНС России поручила Управлениям ФНС России по субъектам РФ передавать в органы исполнительной власти субъекта РФ (в том числе финансовые органы) сведения по организациям, которые в декларации по налогу на прибыль укажут налог к уменьшению (возврату) из бюджета субъекта РФ в сумме свыше 10 млн рублей. Сведения будут передаваться в пятидневный срок со дня получения декларации.

После камеральной проверки соответствующей декларации в орган исполнительной власти субъекта РФ будут передаваться уточненные сведения о сумме налога на прибыль, подлежащей возврату из бюджета РФ. Такой способ позволит обеспечить дополнительный контроль за возвратом налога на прибыль из региональных бюджетов.

Организация подпадет под контроль в следующих случаях:

- если в первичной декларации по налогу на прибыль укажет сумму свыше 10 млн руб. по строке 080 подраздела 1.1 раздела 1;

- если сумма свыше 10 млн руб. будет указана по строке 080 подраздела 1.1 раздела 1 в уточненной декларации по налогу на прибыль. При этом в первичной декларации налог будет исчислен к уплате и отражен по строке 070 подраздела 1.1 раздела 1.

Как продлить действие специальной оценки, если 5 лет назад условия труда признаны нормальными?

Если спецоценкой на рабочих местах установлены нормальные условия труда, проводить плановую спецоценку (раз в 5 лет) не нужно. Никаких документов, освобождающих от проведения спецоценки, также получать не нужно.

Обоснован вывод следующим.

Правила проведения спецоценки на рабочих местах установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее – Закон № 426-ФЗ). Плановая спецоценка условий труда проводится не реже чем один раз в 5 лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ). Внеплановая спецоценка проводится при наступлении определенных случаев – в течение 12 или 6 месяцев со дня их наступления (ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

Нормальные условия труда на рабочих местах подтверждаются декларацией соответствия условий труда госнормативам (далее – декларация). Подается такая декларация в территориальный орган Роструда по тем рабочим местам, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Форма декларации и порядок ее подачи утверждены приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н.

Напомним, что до 01.01.2021 декларация действовала в течение 5 лет, после чего срок продлевался еще на 5 лет. Согласно разъяснению Минтруда России на 5 лет продлевается не только срок действия декларации, но и срок проведения очередной плановой спецоценки (письмо от 30.08.2019 № 15-1/ООГ-1968). При этом документально подтверждать продление такого срока от работодателя не требуется.

Подробнее об этом см. новость.

С 01.01.2021 декларация соответствия стала бессрочной. Кроме того, в Закон № 426-ФЗ добавлено положение о том, что работодатель может не проводить повторную спецоценку на рабочих местах, в отношении которых была подана декларация соответствия.

Исключение составляют случаи (ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ):

  • когда на производстве произошел несчастный случай (за исключением несчастных случаев по вине третьих лиц);
  • когда у работника, который трудится на безопасном рабочем месте, появилось профзаболевание по причине вредных (опасных) условий труда;
  • когда на безопасном рабочем месте при проверке условий охраны труда обнаружились нарушения государственных нормативных требований охраны труда.

Таким образом, если условия труда на декларируемых рабочих местах не изменились, проводить плановую спецоценку на этих местах не требуется.

Можно ли избежать ответственности за несдачу отчетности, если бухгалтер заболел?

Ответственности можно избежать, если представить в ИФНС документы, подтверждающие болезнь бухгалтера.

Обоснуем ответ.

Случаи, при наступлении которых лицо может избежать ответственности за налоговые правонарушения (в частности, за несвоевременную сдачу налоговой отчетности), установлены ст. 111 НК РФ.

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признается:

  • совершение деяния с признаками налогового правонарушения физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния. Указанные обстоятельства доказываются предоставлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому (расчетному) периоду, в котором совершено налоговое правонарушение;
  • иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.

Согласно п. 2 ст. 111 НК РФ при наличии указанных обстоятельств налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Соответственно, организация может быть освобождена от ответственности (в виде штрафа) за несвоевременную сдачу отчетности, если представит в налоговый орган документы, подтверждающие лечение бухгалтера в стационаре с диагнозом коронавирус. Подать подтверждающие документы можно вместе с отчетностью или в составе возражений на акт по итогам камеральной проверки.

Если инспекция все-таки вынесла решение о привлечении организации к ответственности, его можно оспорить в суде. Так, в судебной практике есть решения, подтверждающие, что нахождение на стационарном лечении является обстоятельством, освобождающим от налоговой ответственности (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 27.04.2009 № Ф03-1568/2009, Северо-Западного округа от 19.09.2008 по делу № А56-46717/2007, Восточно-Сибирского округа от 16.01.2007 № А19-16404/06-40-Ф02-7351/06-С1).

Нужно ли снимать с учета онлайн-кассу при реорганизации?

Документ

Письмо ФНС России от 23.04.2021 № АБ-4-20/5644@

Комментарий

Одна из форм реорганизации юридических лиц – слияние. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу (п. 1 ст. 58 ГК РФ).

В письме от 23.04.2021 № АБ-4-20/5644@ ФНС России пояснила: законодательство не предусматривает возможность перерегистрации онлайн-кассы в связи со сменой пользователя (ИНН налогоплательщика). Поэтому кассовую технику необходимо снять с регистрации. Это может сделать сам пользователь (реорганизующаяся организация), подав заявление в налоговую инспекцию, либо налоговая инспекция в одностороннем порядке (при внесении записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности организации) (п. 718 ст. 4.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).

После реорганизации (слияния) новая организация должна заключить договор с оператором фискальных данных, установить новый фискальный накопитель и зарегистрировать онлайн-кассу в налоговой инспекции. Старый фискальный накопитесь использовать нельзя, поскольку в его памяти однократно записывается ИНН пользователя (т. е. другому пользователю его передать нельзя).


Все новости

Налоговый календарь 1С:Мультибух 54ФЗ БизнесСтарт Как отличить фирменный продукт от подделки 54-ФЗ 8+4 1C:Fresh