Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 08.02.2022 № Ф09-10576/21 по делу № А60-20152/2021
Налогоплательщика нельзя привлечь к ответственности за непредставление документов по требованию, если запрашиваемые у него документы уничтожены, о чем есть соответствующие акты. На этот нюанс обратил внимание Арбитражный суд Уральского округа.
Как отмечается в постановлении от 08.02.2022 № Ф09-10576/21, непредставление налогоплательщиком истребованных инспекцией документов не влечет безусловную ответственность, предусмотренную п. 1 ст. 126 НК РФ. Ответственность наступает только за непредставление в ИФНС документов, которые действительно есть у налогоплательщика.
Приказ Минфина России от 30.12.2021 № 229н
Приказом Минфина России от 30.12.2021 № 229н (далее – Приказ) внесены поправки в МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности" и в Практические рекомендации № 2 по применению МСФО "Формирование суждений о существенности".
Изменения касаются порядка раскрытия организацией информации об учетной политике, которую она должна отражать в примечании к финансовой отчетности. Согласно поправкам организация должна раскрывать существенную информацию об учетной политике. При этом информацию об учетной политике, которая является несущественной, раскрывать необязательно.
Наряду с МСФО (IAS) 1 изменения в части раскрытия информации об учетной политике внесены в следующие МСФО:
Также Приказом внесены поправки в МСФО (IAS) 12 "Налоги на прибыль" и к МСФО (IFRS) 1 "Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности". Поправки касаются порядка признания отложенного налогового обязательства или актива, если совершенная операция влияет на бухгалтерскую прибыль либо на налогооблагаемую прибыль.
Указанные поправки организации должны применять в отношении годовых отчетных периодов, которые начинаются 1 января 2023 года или после этой даты. При этом допускается досрочное применение. Если организация применит поправки в отношении более раннего периода, она должна раскрыть этот факт.
Приказ Минфина России от 30.12.2021 № 229н вступил в силу с 15 февраля 2022 года.
Письмо ФНС России от 28.12.2021 № АБ-4-20/18334@
Плательщик утратит право на УСН, если нарушит условия применения упрощенки, например, превысит максимально возможную сумму дохода 200 млн руб. (в 2022 году – 219,2 млн руб.). В этом случае упрощенец с начала квартала, в котором допущено превышение, утрачивает право на спецрежим и считается применяющим общую систему (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).
В письме от 28.12.2021 № АБ-4-20/18334@ ФНС России напомнила, что если налогоплательщик применяет онлайн-кассу, в кассовом чеке обязательно нужно указывать применяемую систему налогообложения (п. 1 ст. 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ). Как только упрощенец установил несоответствие требованиям УСН, ему с помощью онлайн-кассы необходимо незамедлительно сформировать отчет об изменении параметров регистрации и указать новую систему налогообложения (тег 1062). После этого в кассовых чеках (кассовых чеках коррекции) должна быть указана корректная система налогообложения, то есть ОСН.
Что касается кассовых чеков, которые были оформлены с начала квартала и до момента утраты права на УСН, их корректировать не нужно. В случае если отчет об изменении параметров регистрации сформирован позже обнаружения несоответствия критериям применения УСН, нужно исправить кассовые чеки, оформленные с момента утраты права на УСН до оформления отчета об изменении параметров регистрации. В зависимости от применяемой версии ФФД корректировка чеков происходит либо с помощью кассового чека коррекции (ФФД 1.1, 1.2), либо с помощью возвратного кассового чека (ФФД 1.05). Подробнее о корректировке кассовых чеков см. здесь.
Напомним, в случае указания в кассовом чеке неверной системы налогообложения возможен штраф по ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ (письмо ФНС России от 28.10.2019 № ЕД-3-20/9349@).
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 27.01.2022 № Ф05-34521/2021 по делу № А40-241040/2020
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ ИФНС может вызывать налогоплательщика для пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах. Вопрос, может ли за неявкой налогоплательщика по уведомлению о вызове в инспекцию последовать назначение выездной проверки, рассмотрел Арбитражный суд Московского округа. Ситуация складывалась следующим образом.
ИФНС выявила в деятельности организации признаки, указывающие на необоснованную налоговую выгоду, и вызвала ее представителя для дачи пояснений по вопросам ведения финансово-хозяйственной деятельности. Налогоплательщик посчитал такой вызов незаконным и от явки в инспекцию отказался. Тогда ИФНС составила протокол совещания с предложением к налогоплательщику добровольно уточнить свои налоговые обязательства до назначения проверки.
Неявка налогоплательщика привела к тому, что организацию включили в план выездных проверок и вынесли решение о проведении проверки.
Компания же с таким решением не согласилась, указывая, что она не могла знать о планировании выездной проверки из-за неявки в ИФНС и ненаправлении налоговиками копии протокола совещания. Однако судьи организацию не поддержали.
Как следует из постановления от 27.01.2022 № Ф05-34521/2021, налогоплательщик, получив уведомление о вызове, в ИФНС не явился, а ограничился направлением письма об отказе в явке. При этом компанией не были предприняты действия по установлению обстоятельств, послуживших поводом для вызова в инспекцию. По мнению арбитров, эти обстоятельства свидетельствуют о намерении организации уклониться от выполнения законных требований налогового органа.
Судьи подчеркнули, что ни НК РФ, ни приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, которым утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, не предусматривают уведомление налогоплательщика о намерении налогового органа провести в отношении него выездную налоговую проверку. Поэтому тот факт, что инспекция не направила компании копию протокола совещания, не является нарушением со стороны ИФНС и не влечет нарушения прав налогоплательщика.
Письмо ФНС России от 17.02.2022 № БС-4-11/1934@
В сентябре 2021 года налоговая служба дополнила перечень кодов видов дохода, применяемых при ведении регистров налогового учета и составлении НДФЛ-отчетности, кодом 2721. Этот код (согласно обновленной редакции приказа ФНС России от 10.09.2015 № ММВ-7-11/387@) предназначен для обозначения доходов в виде подарков, за исключением тех, налоговая база по которым определяется в соответствии с п. 6 ст. 210 НК РФ. Остальные подарки по-прежнему следует отражать по коду 2720.
Появление нового кода вызвало множество вопросов, т. к. приведенные в приказе формулировки не позволяют однозначно определить, по какому коду теперь нужно проводить обычные подарки сотрудникам (на Новый год, день рождения, памятные даты и проч.). Тем более код для вычета из стоимости подарков в размере 4000 руб., не облагаемых НДФЛ на основании п. 28 ст. 217 НК РФ, остался без изменений (501).
Некоторые разъяснения в этой части дала ФНС России в письме от 17.02.2022 № БС-4-11/1934@. Авторы указали, что код вычета 501 может применяться к подаркам, отражаемым как по коду 2720, так и по коду 2721. При этом последний предназначен для подарков в виде ценных бумаг, а также для любых подарков в адрес нерезидентов. Из сказанного можно сделать вывод, что традиционные подарки сотрудникам по-прежнему должны проходить по коду 2720 с применением вычета по коду 501.
В условиях напряженной экономической ситуации подготовлены поправки в законодательные акты. Они направлены на повышение уровня социальной защиты граждан РФ и поддержку бизнеса. В настоящее время законопроект № 80712-2 направлен на рассмотрение в Совет Федерации РФ.
С текстом можно ознакомиться здесь.
В частности, планируется реализовать следующие меры.
Для бизнеса:
Для населения:
Также Совету директоров Банка России предоставлено право отменить ограничение полной стоимости потребительского кредита (займа), установленное ч. 11 ст. 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ, в случае существенного изменения рыночных условий (ст. 9 Закона № 80712-8). Указанием ЦБ РФ от 28.02.2022 № 6077-У ограничение уже отменено с 01.03.2022 по 30.06.2022. Это значит, что ставки по потребкредитам, заключенным с момента вступления в силу закона, могут быть любыми.
Постановление Правительства РФ от 03.03.2022 № 280
Для организаций и предпринимателей, которые занимаются производством, переработкой сельскохозяйственной продукции и её реализацией, действует программа льготного кредитования (/Правила, утв. постановлением Правительства РФ от 29.12.2016 № 1528). Смысл программы – предоставление сельхозпроизводителям краткосрочного (до 1 года) или инвестиционного (до 15 лет) кредита по льготной ставке (не более 5 %), а также компенсация кредитной организации за счет бюджетных субсидий доходов, которые не были получены в связи с этим.
По льготным инвестиционным кредитам, которые истекают в 2022 году, Правительство предоставило сельхозпроизводителям возможность отсрочить (не более чем на 6 месяцев) платежи по выплате основного долга, которые приходятся на период с 01.03.2022 по 31.05.2022. По краткосрочным льготным кредитам, которые истекают в 2022 году, срок кредита можно пролонгировать еще на год (постановление от 03.03.2022 № 280 "О внесении изменений в Правила предоставления из федерального бюджета субсидий"). Это позволит уменьшить размер ежемесячных платежей и снизить кредитную нагрузку.
По действующим Правилам банк вправе корректировать стоимость льготного краткосрочного и (или) инвестиционного кредита, в частности, в случае их пролонгации. Однако в данном случае увеличивать стоимость выданных кредитов банку запрещено.