Личный кабинет

Новые правила представления отчетности по страховым взносам с 1 января 2020 года.

Новые правила представления отчетности по страховым взносам с 1 января 2020 года.

В главу 34 "Страховые взносы" Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ (далее – закон № 325-ФЗ) внесены изменения, которые начнут действовать с 01.01.2020. Изменения затронули порядок уплаты взносов как работодателями, так и лицами, которые единолично ведут предпринимательскую или иную профессиональную деятельность (ИП, адвокаты, нотариусы и др. категории).

Изменились требования к обособленным подразделениям, которые могут подавать расчет по взносам по месту своего учета

Организация вправе наделить обособленное подразделение полномочиями по осуществлению выплат сотрудникам. Об этом головная организация должна уведомить инспекцию по месту своего нахождения (пп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ). Форма такого сообщения утверждена приказом ФНС России от 10.01.2017 № ММВ-7-14/4@. Подразделение, наделенное указанными полномочиями, самостоятельно перечисляет взносы на ОПС, ОМС и ОСС (на случай ВНиМ) с начисленных физлицам сумм и подает расчет по страховым взносам по месту своего учета (абз. 1 п. 7 ст. 431 НК РФ).

Поправками, предусмотренными законом № 325-ФЗ, головная организация вправе делегировать право по осуществлению выплат только тому подразделению, которому открыт счет в банке (пп. "б" п. 3 ст. 1 закона № 325-ФЗ).

Заметим, что Минфин России и ранее рекомендовал не наделять полномочиями по начислению выплат и вознаграждений те подразделения, у которых нет расчетного счета. Мы писали об этом в здесь. Теперь позиция ведомства закреплена законодательно.

Таким образом, с 01.01.2020 перечислять взносы и представлять расчет по страховым взносам смогут только те подразделения, в отношении которых одновременно выполняются два условия (пп. "а", "в" п. 85 ст. 2, ч. 3 ст. 3 закона № 325-ФЗ):

  • осуществление выплат в пользу сотрудников;
  • наличие у подразделения банковского счета.

Полагаем, новые правила следует применять с платежа по взносам и подачи отчетности за первый квартал 2020 года. Соответственно, в инспекцию нужно будет сообщать о наделении полномочиями по начислению выплат физлицам тех подразделений, у которых есть расчетный счет и которым указанные полномочия делегированы с 01.01.2020.

Снижен порог численности работников, при котором расчет по страховым взносам нужно подавать только в электронной форме

В настоящее время отчитываться по страховым взносам исключительно в электронной форме обязаны те работодатели, у которых среднесписочная численность физлиц (в пользу которых осуществлены выплаты) за предшествующий расчетный (отчетный) период составляет более 25 человек (п. 10 ст. 431 НК РФ).

Законом № 325-ФЗ эта норма скорректирована следующим образом (пп. "б" п. 85 ст. 2, ч. 3 ст. 3 закона № 325-ФЗ).

Во-первых, с 25 до 10 человек снижен порог численности, при котором расчет на бумажном носителе подать нельзя.

Следовательно:

  • при численности до 10 человек (включительно) – расчет по взносам плательщик вправе представить по выбору: на бумажном носителе или в электронном виде;
  • при численности физлиц от 11 человек – расчет по взносам плательщик должен представлять только в электронной форме.

Во-вторых, уточнено, что численность физлиц необходимо определять за текущий расчетный (отчетный) период, а не за предыдущий.

В-третьих, в новой редакции п. 10 ст. 431 НК РФ теперь речь идет просто о численности лиц, в пользу которых осуществлены выплаты, а не о среднесписочной численности работников, как это установлено в настоящее время.

Таким образом, после вступления в силу поправок нужно будет включать в подсчет всех лиц, которым производились начисления, то есть и внешних совместителей, и исполнителей по ГПД.

В соответствии с новым порядком впервые отчитаться необходимо будет за первый квартал 2020 года.

Адвокатам для освобождения от уплаты взносов за себя нужно предоставить в инспекцию только заявление об этом

Адвокаты освобождены от уплаты взносов за себя за периоды, в течение которых статус адвоката был приостановлен и не осуществлялась предпринимательская деятельность. Правомерность неуплаты взносов за указанный период подтверждается путем подачи в инспекцию (п. 7 ст. 430 НК РФ):

  • заявления по установленной форме;
  • оправдательных документов.

С 01.01.2020 таким плательщикам достаточно будет представить только заявление (пп. "а" п. 84 ст. 2, ч. 3 ст. 3 закона № 325-ФЗ).

Как указано в пояснительной записке к проекту комментируемого закона, какие-либо иные документы не требуются, поскольку сведения о приостановлении и возобновлении статуса адвоката в налоговые органы поступают от адвокатских палат в соответствии с п. 2 ст. 85 НК РФ.

Учитывая, что поправки вступают в силу 01.01.2020, они важны для тех адвокатов, статус которых будет приостановлен с указанной даты и позднее.

Уточнен порядок расчета взносов для отдельных категорий ИП

Поправками уточнен порядок расчета взносов за себя предпринимателями (адвокатами, нотариусами, иными лицами, занимающимися частной практикой), которые освобождены от их уплаты за периоды, названные в п. 7 ст. 430 НК РФ.

Так, если плательщик был освобожден от уплаты взносов неполный расчетный период (календарный год), то взносы за год необходимо уплатить пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых велась предпринимательская (профессиональная) деятельность. Это предусмотрено п. 8 ст. 430 НК РФ. Но на практике деятельность прекращается (возобновляется), как правило, не с первого числа месяца. В подобной ситуации возникают сложности с исчислением взносов за неполный месяц ведения деятельности.

Поправками этот пробел урегулирован. С 01.01.2020 п. 8 ст. 430 НК РФ начнет действовать в новой редакции, предусматривающей, что за неполный месяц деятельности размер взносов на ОПС и ОМС нужно будет исчислять пропорционально количеству календарных дней месяца, в течение которых плательщик осуществлял деятельность (пп. "б" п. 84 ст. 2, ч. 3 ст. 3 закона № 325-ФЗ).

Иначе говоря, в описанной ситуации взносы будут рассчитываться так же, как при приобретении или прекращении статуса ИП в середине года. См. об этом статью справочника "Страховые взносы (с 2017 года)".

В 2020 году 2-НДФЛ и 6-НДФЛ нужно подавать по новым правилам.

Значительные поправки законодатель внес в правила уплаты НДФЛ и представления отчетности организациями – налоговыми агентами. Рассмотрим их подробно.

Отчетность и уплата НДФЛ организациями с обособленными подразделениями

Если у организации – налогового агента несколько обособленных подразделений в том же муниципальном образовании, где зарегистрирована головная организация, то можно выбрать, куда отчитываться и платить налог – по месту учета головной организации или по месту учета одного из обособленных подразделений.

Если головная организация находится в одном муниципальном образовании, а обособленные подразделения – в другом, то отчитываться и платить налог по всем подразделениям можно по месту учета одного из них.

Чтобы применить новый порядок, нужно уведомить налоговую до 1 числа налогового периода. Это решение нельзя изменить в течение года (п. 16 и 19 ст. 2 Закона № 325-ФЗ). Такие правила действуют с 1 января 2020 года. Если организация решила за 2020 год платить налог по-новому, нужно успеть уведомить об этом налоговую до 1 января 2020 года.

Новые правила принципиально отличаются от действующих сейчас: отчеты подаются и налог платится по месту учета каждого обособленного подразделения (см. подробнее).

Меняются правила подачи 6-НДФЛ и 2-НДФЛ

Меняется крайний срок подачи отчетности по формам 2-НДФЛ и 6-НДФЛ с 1 апреля на 1 марта (п. 19 ст. 2 Закона № 325-ФЗ). Отчитаться по НДФЛ за 2019 год нужно уже по новым срокам.

С учетом того, что 1 марта 2020 года приходится на выходной день, крайний срок подачи 2-НДФЛ и 6-НДФЛ за 2019 год – это 2 марта 2020 года (по правилам переноса по п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

В настоящее время организация может подавать отчет 2-НДФЛ и расчет 6-НДФЛ в бумажной форме при численности физических лиц до 25 человек (включительно). Если количество превышает 25 человек, отчет подается только в электронной форме. С отчетов за 2019 год этот порог составит 10 человек (п. 19 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

Наиболее серьезное изменение – сведения отчета 2-НДФЛ будут подаваться в составе отчета 6-НДФЛ с отчета за 2021 год. Вероятно, для этих целей будет изменена форма 6-НДФЛ. До этого момента придется подавать по-прежнему два самостоятельных документа (п. 19 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

НДФЛ с процентов по остаткам на счетах

До недавнего времени порядок обложения НДФЛ процентов, начисляемых банком на остатки на счетах, не был определен. С 1 января 2020 этот процентный доход будет облагаться НДФЛ в таком же порядке, как и проценты по вкладам по ст. 214.2 НК РФ (п. 10 ст. 2 Закона № 325-ФЗ). Таким образом, не облагаются налогом проценты, начисленные:

  • по рублевому остатку на счете по ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на 5 процентных пунктов, действующей в период начисления процентов;
  • по остатку на счете в валюте по ставке 9 процентов годовых.

С суммы превышения НДФЛ надо заплатить в бюджет. Такой порядок налогообложения контролирующие органы рекомендовали и ранее (см. письмо Минфина РФ от 26.12.2005 № 03-05-01-04/400). Напомним, что НДФЛ с такого дохода обязан исчислить и заплатить банк в качестве налогового агента (п. 4 ст. 214.2 НК РФ).

От НДФЛ освобождены единовременные выплаты педагогам

Освобождены от НДФЛ единовременные компенсационные выплаты педагогическим работникам в пределах 1 млн руб. (по государственной программе), право на получение которых возникло с 1 января 2020 года до 31 декабря 2022 года включительно (п. 13 ст. 2 и п. 14 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

НДФЛ с выигрыша в казино и игровых автоматах в 2020 году

С 1 января 2020 меняются правила исчисления и уплаты НДФЛ с выигрышей граждан в казино и игровых автоматах.

Исчислять налог по истечении налогового периода теперь будет налоговый орган по данным онлайн-касс, полученных от организаторов азартных игр через оператора фискальных данных. Налог исчисляется с положительной разницы между деньгами, полученными от участника игры и выплаченными ему.

Игроки обязаны заплатить НДФЛ с выигрыша на основании налогового уведомления не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим. Эти правила содержатся в новом п. 3 ст. 214.7 НК РФ (п. 11 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

Напомним, что в настоящее время по таким доходам граждане исчисляют НДФЛ самостоятельно (пп. 5 п. 1 ст. 228 НК РФ, письмо Минфина России от 31.01.2018 № 03-04-06/5685).

Кроме того, введено правило: если выигрыш в казино или в зале игровых автоматов получил нерезидент РФ, то такой выигрыш не считается полученным от источников в РФ (пп. "а" п. 8 ст. 2 Закона № 325-ФЗ). Поэтому (согласно п. 2 ст. 209 НК РФ) он не облагается НДФЛ. В настоящее время такой доход облагается по ставке НДФЛ 30 процентов.

С 2020 года организации должны платить земельный налог по-новому.

Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ (далее – Закон № 325-ФЗ) скорректировал нормы Кодекса, которые касаются порядка уплаты земельного налога. В частности, урегулированы отдельные спорные моменты. Большинство нововведений начнет действовать с 01.01.2020. Рассмотрим их подробнее.

Изменился срок для уплаты налога

Сроки для уплаты земельного налога и авансовых платежей по нему теперь регулируются только НК РФ. Органы власти муниципальных образований, а также городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя лишены полномочий устанавливать на подведомственной им территории иные сроки внесения платежей по этому налогу (п. 72, 77 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

При этом за местными органами власти сохранилось право определять порядок уплаты земельного налога, а именно – с авансовыми платежами либо без них (п. 5 ст. 396 НК РФ).

В соответствии с поправками налог по итогам года необходимо уплатить не позднее 1 марта следующего года, а авансовые платежи (если они предусмотрены нормативным актом органа власти) – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (пп. "б" п. 77 ст. 2 Закона № 325-ФЗ). Напомним, что отчетные периоды по земельному налогу – первый квартал, второй квартал, третий квартал (п. 2 ст. 393 НК РФ).

Сейчас местные органы власти вправе по своему усмотрению определять сроки для внесения платежей по налогу. Но срок для уплаты налога по итогам года не может быть установлен ранее 1 февраля (п. 1 ст. 397, п. 3 ст. 398 НК РФ).

Впервые по новым правилам налог нужно перечислить в 2021 году за 2020 год (ч. 7, 17 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

Доначисление налога при использовании сельскохозяйственных участков не по назначению

Налогообложение сельскохозяйственных участков, а также участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, осуществляется по пониженной ставке.

Местные органы власти должны установить ее в размере не более 0,3% (пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).

В случае нецелевого использования участка налог необходимо рассчитывать с применением ставки, предусмотренной для "прочих" земель. Она установлена пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ и не может превышать 1,5%.

Минфин России и ФНС России уточняли, что по повышенной ставке земельный налог рассчитывается с налогового периода (календарного года), в котором уполномоченный орган вынес решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором плательщик устранил это нарушение (письма ФНС России от 28.12.2018 № БС-4-21/25914@, от 20.03.2018 № БС-4-21/5157@, Минфина России от 16.07.2014 № 03-05-04-02/34879, доведено до сведения налоговых органов письмом ФНС России от 30.07.2014 № БС-4-11/14944@).

В настоящее время проверку соблюдения земельного законодательства в части целевого использования с/х земель осуществляют органы Россельхознадзора (п. 4 Положения о государственном земельном надзоре, утв. постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 № 1). Если специалисты упомянутого ведомства выявят, что земельный участок используется не по назначению, составляется протокол об административном нарушении. Его копию направляют в налоговую инспекцию. На этом основании инспекция вправе доначислить плательщику земельный налог. Такие пояснения Минфина России содержатся, в частности, в письме от 13.10.2017 № 03-05-04-02/67093.

Законом № 325-ФЗ указанные положения теперь закреплены в новом п. 18 ст. 396 НК РФ, вступающим в силу с 01.07.2020 (пп. "г" п. 76 ст. 2 Закона № 325-ФЗ). Новой нормой регламентированы сроки, в течение которых проверяющие Россельхознадзора обязаны сообщать в налоговый орган сведения о:

  • выданных налогоплательщикам предписаниях об устранении нарушений, связанных с использованием с/х участка не по назначению;
  • устранении налогоплательщиком выявленных нарушений; 
  • об отмене вынесенных предписаний.

Отметим, что поправками не установлены какие-либо специальные нормы относительно особенностей расчета налога по повышенной ставке. Полагаем, пересчет налога нужно будет производить так же, как и сейчас, то есть с периода, в котором выявлено нарушение, и до начала периода, в котором оно устранено либо отменено предписание о его устранении.

Признаки неиспользования земельных участков для с/х производства приведены в Перечне, утв. постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 № 369.

Доначисление налога при использовании в предпринимательстве земельных участков для жилищного строительства

Поправками введено ограничение на применение пониженной ставки налога в отношении участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства. Так, если участок, приобретенный для целей такого строительства, используется в предпринимательской деятельности, уплата налога по пониженной ставке будет признаваться неправомерной (пп. "а" п. 75 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

Споры плательщиков с налоговыми органами по поводу применения пониженной ставки земельного налога в случае, когда участок имеет вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", но фактически покупается для перепродажи, зачастую приводили к судебным разбирательствам. Арбитражная практика по этому вопросу складывается в пользу налоговых органов. Суды разделяют точку зрения финансового ведомства и приходят к выводу, что пониженная ставка предназначена для уплаты налога физлицами, которые используют такие участки непосредственно для жилищного строительства. Поэтому неправомерно распространение подобной льготы на ИП и организации, целью деятельности которых является получение прибыли (см. письма Минфина России от 08.05.2019 № 03-05-05-02/33743, от 21.02.2019 № 03-05-06-02/11312, определения Верховного суда РФ от 20.06.2018 № 301-КГ18-7425, от 15.01.2018 № 305-КГ17-20424, 29.02.2016 № 305-КГ15-13502).

Таким образом, позиция налоговых органов и судов теперь нашла отражение в НК РФ. Соответственно, споры по этому вопросу должны прекратиться.

Нововведения нужно применять с расчета земельного налога за 2020 год (ч. 3 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

Дополнен перечень вариантов обращения за получением налоговой льготы

С 01.01.2020 не только физлица (в т.ч. ИП), но и организации, которые хотят воспользоваться льготами по земельному налогу, должны обратиться в налоговый орган с соответствующим заявлением. Мы писали новость об этом.

Заявление и документы, подтверждающие право на льготу, можно подать на бумажном носителе (лично или по почте) либо в электронном виде (через оператора электронного документооборота).

Поправками уточняется, что обратиться в налоговый орган с заявлением и оправдательными документами плательщик сможет и через МФЦ (п. 73 ст. 2, ч. 2 ст. 3 Закона № 325-ФЗ).

Физлица (в т.ч. ИП) могут на практике применять эту норму с 29.09.2019 г. (ч. 2 ст. 3 Закона № 325-ФЗ), а юрлица – с 01.01.2020 (пп. "б" п. 24 ст. 1, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ).  


Все новости

Маркировка и ОФД 54-ФЗ Акция зима ИТС 1СПАРК риски 8+4 1С:Контрагент 1С:ЭТП 1C:Fresh