Личный кабинет

На какие виды проверок распространяется мораторий в 2022 году?

На какие виды проверок распространяется мораторий в 2022 году?

Документ

Письмо Минэкономразвития России от 22.03.2022 № ОГ-Д24-1876

Комментарий

Правительство России постановлением от 10.03.2022 № 336 (далее – постановление № 336) приняло решение об отмене большинства плановых и внеплановых проверок бизнеса до конца 2022 года. Подробнее об этом мы писали здесь. Мораторий распространяется на проведение плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проверок, осуществляемых в рамках государственного контроля (надзора), порядок которого определен федеральными законами от 31.07.2020 № 248-ФЗ (далее – Закон № 248-ФЗ) и от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

При этом эксперты Минэкономразвития в письме от 22.03.2022 № ОГ-Д24-1876 отметили, что постановление № 336 никак не ограничивает проведение контрольных (надзорных) мероприятий, которые проводятся без взаимодействия с контролируемыми лицами. Это означает, что даже во время действия моратория контролирующие органы вправе проводить такие контрольные мероприятия, как (ч. 3 ст. 56 Закона № 248-ФЗ):

  • наблюдение за соблюдением обязательных требований;
  • выездное обследование.

Нужно ли выдавать чистящие средства и средства гигиены сотрудникам, работающим за компьютером?

Документ

Письмо Минтруда России от 01.04.2022 № 15-1/ООГ-722

Комментарий

Работодатель не обязан обеспечивать работников чистящими средствами для компьютеров и средствами гигиены для рук, однако может их выдать. К такому выводу пришли специалисты Минтруда России в письме от 01.04.2022 № 15-1/ООГ-722.

По статье 214 ТК РФ работодатели обязаны обеспечить средствами индивидуальной защиты (СИЗ) и смывающими средствами работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнениями.

Поскольку работа за компьютером не относится к работе с вредными или опасными условиями труда, а также к работам в особых температурных условиях или связанным с загрязнениями, выдавать СИЗ и смывающие средства работодатель не обязан. Вместе с тем согласно п. 7 Стандарта безопасности труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 № 1122н (далее – Стандарт), работодатель вправе с учетом мнения профсоюза установить нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих веществ, улучшающих защиту работников от вредных факторов на рабочем месте. Для этого можно издать соответствующий приказ.

Напоминаем, что на работах, связанных с легкосмываемыми загрязнениями (в том числе в случае работы за компьютером) работодатель имеет право не выдавать работнику смывающие средства, а обеспечить постоянное наличие в санузлах мыла или дозаторов с жидким мылом. Это следует из п. 20 Стандарта.

Ранее Минтруд России неоднократно высказывал аналогичную точку зрения (см. письма от 30.08.2016 № 15-2/ООГ-3095от 06.05.2016 № 15-2/ООГ-1752).

За сколько лет можно взыскать компенсацию за неиспользованные отпуска при увольнении?

Документ

Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 27.01.2022 № 88-1167/2022 по делу № 2-283/2021

Комментарий

Пятый КСОЮ напомнил, что количество лет, за которые сотруднику при увольнении выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск, не ограничено.

Работник обратился в суд с требованием выплатить компенсацию за неиспользованные отпуска с 1994 по 2017 год. Работодатель отказывался платить в связи с утратой документов, подтверждающих необходимость выплат. Поскольку в ходе разбирательства работодатель не смог представить ни графиков отпусков, ни приказов, подтверждающих предоставление сотруднику отпуска, суды всех инстанций подтвердили право на получение компенсации. При этом, как выяснилось, в связи с изменением в структурных подразделениях в 2008 году сотрудник был уволен. Поэтому компенсацию за неиспользованные отпуска за период с 1994 по 2008 год сотрудник не получил, поскольку пропустил срок обращения в суд.

Напомним, что точка зрения, согласно которой компенсация за неиспользованные отпуска взыскивается за все годы работы, подтверждена постановлением Конституционного Суда РФ от 25.10.2018 № 38-П и письмом Минтруда от 25.01.2021 № 14-2/ООГ-521.

Как учитывать в доходах положительную курсовую разницу по новым правилам?

Документ

Письма Минфина России от 20.04.2022 № 03-03-06/1/35198от 15.04.2022 № 03-03-06/1/33418

Комментарий

В соответствии с изменениями в ст. 271 НК РФ положительная курсовая разница, возникшая в 2022 - 2024 годах по требованиям (обязательствам), стоимость которых выражена в иностранной валюте, включается в состав внереализационных доходов для целей налогообложения прибыли на дату прекращения (исполнения) этих требований (обязательств). Новые правила применяются с 1 января 2022 года.

Требования (обязательства) могут быть прекращены сразу в полной сумме, а могут погашаться частями. В письме от 20.04.2022 № 03-03-06/1/35198 Минфин России разъяснил, что при частичном погашении в 2022 - 2024 годах требований (обязательств) положительную курсовую разницу следует включать в доходы на дату каждого частичного погашения требования (обязательства).

Следует отметить, что Федеральный закон от 26.03.2022 № 67-ФЗ (который внес изменения в порядок признания доходов в виде положительных курсовых разниц) не содержит указания на то, что новый порядок необходимо применять по обязательствам (договорам), которые возникают (заключены) с 1 января 2022 года. Следовательно, по новым правилам нужно пересчитывать все положительные курсовые разницы, которые образуются после 1 января 2022 года, в том числе по обязательствам (договорам), возникшим (заключенным) до указанной даты (до 01.01.2022).

Аналогичный порядок действует и при отражении в расходах отрицательных курсовых разниц по новым правилам в 2023 - 2024 годах (дата заключения договора значения не имеет).

В письме Минфин напомнил, что отрицательная курсовая разница, возникшая по требованиям (обязательствам), стоимость которых выражена в иностранной валюте, включается в состав внереализационных расходов по новым правилам (на дату прекращения (исполнения) требований (обязательств)) в 2023 - 2024 годах. Отрицательная курсовая разница, возникшая в 2022 году, учитывается для целей налогообложения прибыли в прежнем порядке, то есть на дату прекращения (исполнения) требований (обязательств) и (или) на последнее число текущего месяца в зависимости от того, что произошло раньше.

Можно ли уволить сотрудника из-за отказа носить защитную маску?

Документ

Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 22.02.2022 № 88-4514/2022

Комментарий

Восьмой КСОЮ признал правомерным увольнение сотрудника за отказ носить защитную маску. Сотрудника уволили по п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей.

Такое увольнение суд посчитал законным, поскольку обязанность носить средства защиты, в том числе маску, была установлена приказом работодателя. Приказ утверждал меры, направленные на защиту работников в период угрозы распространения коронавируса.

Отметим важные детали, которые позволили работодателю склонить судей на свою сторону:

  • приказ, определяющий порядок и условия ношения сотрудниками средств защиты (масок, перчаток), был издан заранее, все сотрудники были с ним ознакомлены, в том числе уволенный;
  • работодатель обеспечивал сотрудников необходимыми средствами защиты (они выдавались под подпись);
  • после того, как сотрудник отказался носить маску, работодатель в присутствии свидетелей составил акт о доведении до сотрудника необходимости ношения маски в соответствии с приказом;
  • у сотрудника затребовали объяснение в порядке ст. 198 ТК РФ, после чего объявили выговор;
  • сотрудника отстраняли от работы за отказ надеть маску после привлечения к ответственности;
  • приказ об увольнении за отказ от ношения маски был издан с соблюдением всех требований к порядку привлечения к ответственности после того, как, имея дисциплинарное взыскание, сотрудник снова отказался надеть маску.

Сколько положений о премировании может быть у работодателя?

Документ

Письмо Минтруда России от 08.04.2022 № 14-1/ООГ-2292

Комментарий

Работодатель вправе разработать и утвердить несколько положений о премировании работников.

Система премирования работников устанавливается коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом (ч. 2 ст. 135 ТК РФ). Трудовое законодательство не содержит для работодателя ограничений, связанных с утверждением отдельных положений о премировании.

Минтруд России пояснил, что у работодателя может быть несколько локальных нормативных актов о премировании. Например, работодатель может утвердить отдельные положения о премировании работников, участвующих в реализации конкретных проектов.

Отдельный порядок премирования работников может быть обусловлен спецификой выполнения этих проектов.

Если работодатель устанавливает премии, ему необходимо определить в Положении о премировании работников виды премий, показатели и условия премирования, размеры премий, порядок выплаты премий, периодичность их выплаты и другие условия.

Что делать, если ОФД заблокировал онлайн-кассу из-за DDoS-атак?

Документ

Письмо ФНС России от 05.05.2022 № АБ-4-20/5532@

Комментарий

В настоящее время участились DDoS-атаки на технические средства операторов фискальных данных (ОФД). Иногда злоумышленники используют IP-адрес онлайн-касс добросовестных пользователей. ОФД вынуждены временно блокировать IP-адреса, с которых поступает большое количество запросов. В результате пользователи не могут передать фискальные данные.

По закону фискальный накопитель должен исключать возможность формирования фискального признака для фискальных документов по окончании срока действия ключа фискального признака и в случае, если через 30 календарных дней с момента формирования фискального признака для фискального документа не будет получено подтверждение оператора для этого фискального документа (п. 1 ст. 4.1 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ).

Если ОФД заблокировал онлайн-кассу, пользователь должен передать фискальные данные ОФД незамедлительно после разблокировки его IP-адреса, но не позднее 30 календарных дней. Ответственности за непередачу ОФД фискальных данных в период блокировки не будет. Такие разъяснения привела ФНС России в письме от 05.05.2022 № АБ-4-20/5532@.

Как изменятся в 2022 году правила назначения пособия по уходу за ребенком для работающих неполный день?

Документ

Законопроект № 41991-8

Комментарий

В настоящее время лица, которые находятся в отпусках по уходу за ребенком и работают на дому либо в режиме неполного времени, имеют право на ежемесячное пособие. Это закреплено в ч. 3 ст. 256 ТК РФч. 2 ст. 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее – Закон № 255-ФЗ), ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ (далее – Закон № 82-ФЗ).

Однако из действующих норм не вполне ясно, какая именно продолжительность неполного времени должна быть установлена работнику (работнице) в указанном случае. В связи с этим между работодателями и органами ФСС России зачастую возникают споры по поводу обоснованности назначения пособия при незначительном сокращении рабочего времени. Особенно часто споры возникали в период, когда пособие выплачивали работодатели. В арбитражной практике сформировалась позиция, согласно которой право на пособие сохраняется, если рабочий день физлица сокращен не менее чем на 2 часа. Подробнее об этом см. статью.

Госдума РФ в первом чтении рассмотрела проект поправок для урегулирования этого вопроса (см. текст законопроекта). Проектом предусмотрено, что за сотрудницей сохраняется право на получение пособия при условии, что ее рабочий день сокращен не менее чем на 50 %. Соответственно, если у работника 8-часовой рабочий день, то в отпуске по уходу за ребенком право на пособие сохраняется, если сотрудник работает не более 4 часов.

Напомним, что с 2021 года пособия (в т. ч. пособие по уходу за ребенком) физлицам платит напрямую ФСС России. Обязанностью работодателя является только передача в фонд сведений, необходимых для расчета и выплаты пособий. Подробнее см. здесь.

При этом работодатель несет ответственность за передачу в фонд недостоверных сведений (ст. 15.1 Закона № 255-ФЗ). Следовательно, если рабочий день физлица сокращен менее чем на 50 %, а работодатель передал на него сведения в фонд для выплаты пособия, впоследствии придется возместить ФСС России такие затраты.

Планируется, что закон вступит в силу 1 июля 2022 года. Статьей 3 законопроекта предусмотрено, что новые положения начнут действовать с момента вступления в силу закона, причем независимо от даты начала отпуска по уходу за ребенком и назначения пособия. Полагаем, что до 01.07.2022 работодателям, у которых сотрудники в отпусках по уходу за ребенком работают более 50 % нормальной продолжительности рабочего времени, следует скорректировать режим работы в соответствии с новыми нормами.


Все новости

Единый семинар Налоговый календарь 1С:Мультибух 54ФЗ БизнесСтарт Как отличить фирменный продукт от подделки 54-ФЗ 8+4 1C:Fresh