Личный кабинет

Можно ли взыскать с работника излишнюю выплату, если виновата программа?

Можно ли взыскать с работника излишнюю выплату, если виновата программа?

Работодатель для расчета заработной платы начал процедуру внедрения программы SAP HCM, в которой не предусмотрен автоматический расчет оплаты выходных дней по уходу за двумя детьми-инвалидами. При попытке начислить сумму вручную сотруднику была выплачена сумма, в 100 раз превышающая необходимую, а именно – 598 240 руб. (вместо 5 982,40 руб).

Работодатель подал иск в суд о взыскании с работника суммы, излишне выплаченной в результате ошибки в программном обеспечении. Белгородский областной суд организацию поддержал. Апелляционным определением от 05.03.2019 № 33-1555/2019 судьи признали всю сумму, полученную сотрудником, неосновательным обогащением (ст. 1102 ГК РФ). При этом, как указали судьи, в данном случае у сотрудника возникло обязательство вернуть полученное в результате неосновательного обогащения, потому что выполнены условия его возникновения. Так, обогащение произошло за счет другого лица, основания для этого обогащения отсутствуют.

При этом судьи отклонили ссылку на п. 3 ст. 1109 ГК РФ, которая запрещает возврат сумм неосновательного обогащения, полученного в виде зарплаты, приравненных к ней платежей, пособий и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Судьи указали, что работник не имел прав на перечисленную сумму, знал, что получил ее незаконно, что свидетельствует о его недобросовестности.

Аналогичное мнение уже высказывал Омский областной суд в апелляционном определении от 26.04.2018 по делу № 33-1865/2018.

Утвержден формат ТОРГ-2.

Приказом ФНС России от 27.08.2019 № ММВ-7-15/423@ (зарегистрирован в Минюсте 12.11.2019 под № 56500, опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 13.11.2019) утвержден формат представления документа о приемке материальных ценностей и (или) расхождениях, выявленных при их приемке, в электронной форме (для передачи по телекоммуникационным каналам связи).

Напомним, что с 01.01.1999 для бумажного документирования факта расхождения по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей применяется Акт (ТОРГ-2), входящий в "Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций" (утв. постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132). С 01.01.2013 эта форма перестала быть обязательной.

В отличие от бумажного "прародителя" (от формы ТОРГ-2) утвержденный электронный формат может применяться для оформления расхождений при приемке не только ТМЦ, но и результатов выполненных работ, оказанных услуг, полученных имущественных прав.

Кроме того, формат может использоваться не только для документирования расхождений, но и в качестве документа о приемке ТМЦ без расхождений или о приемке ТМЦ с выявленными расхождениями.

Формат адаптирован для работы с маркируемыми товарами, т.е. может применяться для отражения расхождений с сопроводительными документами в номерах средств идентификации.

Приказ ФНС России вступает в силу 24.11.2019.

Новые правила взаимодействия с налоговой.

Федеральная налоговая служба разработала новый административный регламент по бесплатному информированию налогоплательщиков о действующих налогах, сборах, страховых взносах, порядке их исчисления и уплаты и т.д. Кроме того, документ устанавливает порядок приема налоговых деклараций и расчетов (далее – Регламент). Разница с действующим регламентом, утв. приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н, незначительная.

Из новшеств можно выделить расширение перечня оснований для отказа в приеме налоговых деклараций и расчетов. Так, в приеме документов могут отказать, если:

  • документ подписан лицом, у которого нет полномочий подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в документе (пп. 5 п. 19 Регламента). Например, руководитель организации дисквалифицирован либо предприниматель лишен права заниматься предпринимательской деятельностью;
  • сведения о сумме выплат, об облагаемой базе по обязательному пенсионному страхованию за расчетный (отчетный) период или за каждый из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода содержат ошибки или суммы показателей по всем указанным в документе физлицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику;
  • в расчете по страховым взносам указаны недостоверные персональные данные застрахованных физических лиц.

Кроме того, стало больше оснований для отказа налогоплательщику в предоставлении услуги информирования. Так, отказ возможен, если запрос на информирование подписан (пп. 5 п. 19, пп. 9, 10 п. 21 Регламента):

  •  руководителем организации или ИП, снятым с учета в связи со смертью;
  • представителем организации, исключенной из ЕГРЮЛ после подачи заявки на информирование.

При этом сроки информирования налогоплательщика почти не изменились. Если запрос на информирование подан лично, информация предоставляется в день обращения. Информирование по письменному или электронному запросу осуществляется в течение 30 календарных дней со дня его регистрации. Срок информирования, как и раньше, может быть продлен начальником инспекции ФНС с обязательным оповещением налогоплательщика, подавшего запрос. Такие же правила сейчас действуют в отношении письменных запросов, новый регламент распространил их и на электронные.

Прежним остался срок ответа на запрос налогоплательщика о состоянии расчетов по налогам и сборам, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов. Это 5 рабочих дней со дня подачи письменного или электронного запроса.

Ответы на письменные и электронные запросы об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов должны быть направлены в течение 10 рабочих дней со дня поступления запроса.

Точная дата вступления в силу нового Регламента еще не определена. Он вступит в силу одновременно с отменой приказа, которым утвержден действующий регламент (приказ Минфина России от 02.07.2012 № 99н). Следите за новостями на сайте 1С:ИТС.

Нужно ли округлять дни при выплате компенсации за отпуск при увольнении.

При увольнении сотруднику положена компенсация за все дни неиспользованного отпуска. Количество дней отпуска рассчитывается в соответствии с Правилами, утв. НКТ СССР 30.04.1930 № 169. Этот документ не содержит норм, которые обязывали бы работодателей округлять дни отпуска до полного числа. Поэтому если сотруднику положены (к примеру) 23,3 календарных дня отпуска, то компенсацию можно выплатить только за это количество.

Такой вывод сделали судьи Курганского областного суда в апелляционном определении от 17.01.2019 по делу № 33-31/2019(33-3838/2018). Напомним, что если работодатель все же хочет округлить дни отпуска до полных, делать это нужно всегда в пользу работника, а не по правилам математики, т.е. в рассматриваемом случае заплатить за 24 дня, а не за 23. Такое мнение высказано в письме Минздравсоцразвития России от 07.12.2005 № 4334-17.

Нужно ли сдавать электронный расчет по взносам за 2019 год, если численность работников больше 10?

С 1 января 2020 года в Налоговом кодексе будет действовать норма, согласно которой расчеты по страховым взносам в электронной форме обязаны подавать плательщики с числом работников за расчетный (отчетный) период более 10.

В таком же порядке должны подавать расчет вновь созданные организации с численностью работников, превышающей указанный предел.

По действующим правилам наряду с расчетами за отчетные периоды (1-й квартал, полугодие, 9 месяцев) организации должны подавать в 2020 году (не позднее 30 января) расчет по страховым взносам за 2019 год.

ФНС России пояснила, что новый порядок на годовой расчет не распространяется. Плательщики с числом работников свыше 10 обязаны представлять расчеты в электронной форме с отчетности за 1-й квартал 2020 года.

Можно ли не брать на работу инвалида по квоте, если нет возможности оборудовать для него рабочее место?

Работодатель не может отказать инвалиду в приеме на работу по квоте на том основании, что нет возможности оборудовать для него рабочее место. К такому выводу пришла Судебная коллегия Верховного Суда в определении от 30.09.2019 № 33-КГ19-6.

По направлению службы занятости в организацию на квотируемое рабочее место устраивается инвалид. Однако работодатель ему отказывает на том основании, что на момент обращения инвалида у работодателя нет специального рабочего места и нет возможности его оборудовать с соблюдением требований СанПиН.

Суд признал такой отказ незаконным и указал, что обязанность по созданию и оборудованию специального рабочего места для инвалида в рамках квоты возложена именно на работодателя. Причем работодатель обязан не только организовать (выделить) рабочие места для инвалидов, но и принять на них инвалидов.

Напоминаем, что работодателям с числом работников свыше 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Для работодателей с численностью работников от 35 до 100 человек – не выше 3х процентов среднесписочной численности (ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

См. также:


Все новости

Налоговый календарь 1С:Мультибух 54ФЗ БизнесСтарт Как отличить фирменный продукт от подделки 54-ФЗ 8+4 1C:Fresh