Личный кабинет

Можно ли вносить изменения в договор, если услуги уже оказаны и оплачены?

Можно ли вносить изменения в договор, если услуги уже оказаны и оплачены?

Документ

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.10.2021 № Ф09-7395/21 по делу № А47-18234/2019

Комментарий

После того как взаимные обязанности сторон по договору оказания услуг выполнены, вносить в этот договор какие-либо изменения нельзя. К таким выводам пришел Арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 14.10.2021 № Ф09-7395/21 по делу № А47-18234/2019. Объяснение простое.

Положения ст. 408 ГК РФ гласят: надлежащее исполнение обязательства влечет его прекращение. Соответственно, если исполнитель оказал все предусмотренные договором услуги, а заказчик внес за них плату в полном размере, то договор следует считать исполненным, т. е. прекращенным. Это делает невозможным его последующее изменение (в т. ч. по соглашению сторон), ведь нельзя изменить то, что более не существует.

Заметим, выводы о недопустимости изменения договора после его исполнения делались судами и ранее (см. Определение Верховного Суда РФ от 07.05.2019 № 303-ЭС19-4881 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.04.2019 № Ф05-4289/2019 по делу № А40-111366/2018).

Как применять онлайн-кассу, если покупатель платит через сервис быстрых платежей?

Документ

Письмо Минфина России от 08.11.2021 № 30-01-15/89950

Комментарий

При расчетах за товары, работы, услуги продавец (организация, ИП) должен выдать покупателю (клиенту) бумажный кассовый чек и (или) направить его в электронном виде на абонентский номер либо электронную почту (если есть техническая возможность) (п. 2 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ). Если расчет (кроме расчетов в интернете и через автоматические устройства при перевозках, вендинге) производится в безналичном порядке без непосредственного взаимодействия продавца и покупателя (клиента), кассовый чек необходимо передать покупателю (клиенту) одним из следующих способов (п. 5.3п. 5.4 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ):

  • в электронном виде на абонентский номер или электронную почту не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета (но не позднее передачи товара);
  • в бумажном виде вместе с товаром (электронный кассовый чек не направляется);
  • в бумажном виде при первом непосредственном взаимодействии клиента с пользователем или уполномоченным им лицом в случае расчетов за работы и услуги (электронный кассовый чек не направляется).

В письме от 08.11.2021 № 30-01-15/89950 Минфин России пояснил, что при использовании сервиса быстрых платежей организации и предприниматели могут применять онлайн-кассу в том же порядке, что и при осуществлении безналичных расчетов (в т. ч. с предъявлением электронных средств платежа) за товары, работы, услуги. К сожалению, из письма не совсем ясно, когда именно пользователю следует применять онлайн-кассу. Полагаем, что в случае получения оплаты через сервис быстрых платежей при расчетах без непосредственного взаимодействия продавца и покупателя продавец должен оформить кассовый чек не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета. При этом кассовая техника должна находиться по месту осуществления расчета.

Минфин России пояснил, как учитывать программы с неопределенным сроком полезного использования.

Документ

Письмо Минфина России от 11.10.2021 № 02-07-10/82124

Комментарий

На примере приобретения простой неисключительной лицензии на программный продукт "1С:Бухгалтерия государственного учреждения" Минфин России пояснил, как учитывать права на программы с неопределенным сроком полезного использования.

Срок полезного использования нематериального актива (неисключительного права) считается неопределенным, если нет возможности определить период, в течение которого от актива ожидается поступление экономических выгод (полезного потенциала). Например, такая ситуация может возникнуть, когда в лицензионном договоре сказано, что право пользования программным обеспечением предоставлено на неопределенный срок.

Такой объект отвечает критериям отнесения к нематериальным активам в составе подгруппы нематериальных активов с неопределенным сроком полезного использования (пп. 67 СГФ "Нематериальные активы", утв. приказом Минфина России от 15.11.2019 № 181н). В бухгалтерском учете объект отражается по подстатье 353 КОСГУ (п. 11.5.3 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н).

По объектам нематериальных активов с неопределенным сроком полезного использования амортизация не начисляется до момента реклассификации в подгруппу объектов с определенным сроком полезного использования. Возможность установления срока полезного использования анализируется ежегодно в ходе инвентаризации перед составлением годовой отчетности. Комиссия устанавливает срок исходя из предполагаемого периода использования нематериального актива в деятельности учреждения. В случае установления срока полезного использования одновременно устанавливается способ амортизации. За предыдущие периоды амортизацию доначислять не нужно.

Корреспонденция счетов при реклассификации нематериальных активов приведена в письме Минфина России от 20.08.2021 № 02-07-10/67367:

Дебет КРБ Х 111 6X 352 Кредит КРБ Х 111 6X 353 – отражен перевод объектов учета из подгруппы "Права пользования нематериальными активами с неопределенным сроком полезного использования" в подгруппу "Права пользования нематериальными активами с определенным сроком полезного использования".

Амортизация объекта нематериальных активов с определенным сроком полезного использования начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия к бухгалтерскому учету, в т. ч. в результате реклассификации (п. 28 СГФ "Нематериальные активы").

В целях исчисления налога на прибыль нематериальными активами признаются только результаты интеллектуальной деятельности, на которые есть исключительные права (п. 3 ст. 257 НК РФ). Неисключительные права пользования НМА (счет 111 60) не относятся к амортизируемому имуществу независимо от стоимости и срока полезного использования (п. 1 ст. 256 НК РФ). Расходы на приобретение неисключительных прав относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 2637 п. 1 ст. 264 НК РФ). При применении метода начисления такие расходы включаются в налоговую базу равномерно в течение срока использования (п. 1 ст. 272 НК РФ).

Если по условиям договора право пользования программным обеспечением предоставлено на неопределенный срок, расходы распределяются с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. Налогоплательщик в налоговом учете вправе самостоятельно определить период, в течение которого эти расходы подлежат учету для целей налогообложения прибыли. Разъяснения даны в письме Минфина России от 15.02.2021 № 07-01-09/10106.

Субсидии для МСП и СОНКО освободили от налогов.

Документ

Федеральный закон "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Комментарий

Малые и средние предприятия, социально ориентированные некоммерческие организации могут получить субсидии из федерального бюджета в связи с коронавирусом. Правила предоставления субсидий (утв. Постановлением Правительства РФ от 07.09.2021 № 1513) предусматривают:

  • субсидию на карантин – предоставляется тем, кто ведет в 2021 году деятельность в муниципальном образовании, в котором введены ограничения в связи с коронавирусом (см. здесь),
  • субсидию на нерабочие дни – разовая субсидия, которая предоставляется в связи с нерабочими днями с 30.10.2021 до 07.11.2021 (см. здесь).

Вопрос налогообложения указанных субсидий в настоящее время не урегулирован, в связи с чем полученные бюджетные средства мы рекомендовали отразить в доходах.

Между тем 18.11.2021 Государственная Дума в третьем приняла Федеральный закон, освобождающий от обложения налогом на прибыль указанные субсидии. Соответствующие поправки внесены в пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ (п. 20 ст. 1 Федерального закона). Новая редакция пп. 60 позволяет не учитывать доходы в виде субсидий (за исключением субсидий на компенсацию процентных ставок по кредитам), полученных из федерального и (или) регионального бюджета в связи с коронавирусом. В новой редакции нормы говорится о налогоплательщиках, которые на дату получения субсидии включены в единый реестр субъектов МСП, и (или) относятся к СОНКО. Прежняя редакция нормы освобождала от налогообложения субсидии МСП, которые включены в реестр на 01.03.2020 и ведут деятельность в пострадавших отраслях экономики. Изменения также позволят не облагать субсидии НДФЛ, единым налогом при УСН, ЕСХН (п. 82 ст. 217 НК РФпп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФп. 1 ст. 346.5 НК РФ).

Коснулось освобождение и НДФЛ со взносами.

Решено однократно освободить в месяце получения субсидии или в следующем месяце:

  • от НДФЛ доходы в виде оплаты труда работников в размере, не превышающем 12 792 руб., выплаченные работодателями-получателями субсидии на нерабочие дни (новый п. 89 ст. 217 НК РФ),
  • от страховых взносов суммы выплат работникам в размере, не превышающем 12 792 руб. на одного работника, выплаченные работодателями-получателями субсидии на нерабочие дни (новый пп. 17 п. 1 ст. 422 НК РФ).

Указанные нормы будут действовать со дня публикации Федерального закона (сейчас его ждет одобрение Советом Федерации и подписание Президентом).

По нашему мнению, формулировки норм свидетельствуют о том, что освобождаемые выплаты сотрудникам не обязательно платить за счет субсидии. Ключевым является только то, что плательщик является получателем субсидии.

Поскольку в законодательстве установлены необлагаемые твердые суммы, то работодатели, которые дополнительно платят районные коэффициенты, удерживают с них НДФЛ и начисляют страховые взносы.

Еще один момент - это возможность в случае если у одного сотрудника выплата меньше МРОТ (например, он занят неполное время), освободить от НДФЛ и взносов выплаты другим сотрудникам свыше МРОТ (но только при условии, что на них двоих выплата не больше двух МРОТ). Однако такие действия могут вызвать претензии со стороны налоговых органов.

Что касается отчетности, то отметим, что указанные суммы сусбисдий, по нашему мнению, не нужно отражать в декларациях по налогу на прибыль и УСН. Освобождаемые выплаты в размере 12 792 рубля на сотрудника у получателей субсидии не включаютя в расчет 6-НДФЛ за 2021 год (сдается по форме, утв. приказом ФНС России от 28.09.2021 № ЕД-7-11/845@). В расчете по страховым взносам указанные выплаты необходимо включать в необлагаемые выплаты, отражаемые по строкам 040 подразделов 1.1 и 1.2 приложения 1 и строке 030 приложения 2 к разделу 1 нового рачета по страховым взносам (утв. приказом ФНС России от 06.10.2021 № ЕД-7-11/875@).


Все новости

Единый семинар Налоговый календарь 1С:Мультибух 54ФЗ БизнесСтарт Как отличить фирменный продукт от подделки 54-ФЗ 8+4 1C:Fresh